Почему детям надо больше рисовать: 10 научных бонусов от экспертов

Обновлено: 25.06.2024


Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах

Рисование — одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции. Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. В процессе рисования создаются благоприятная атмосфера для формирования эстетического отношения к жизни, раскрытия творческого потенциала.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.

Также современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, выполненного с помощью оттиска, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой — изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом.

Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника.

Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

На мой взгляд, занимаясь творчеством, человек раскрывается внутренне и становится увереннее. Многие сравнивают рисование с медитацией. Творчество позволяет расслабиться и войти в состояние умиротворения: рисуя, люди отключаются от внешнего мира, и место рутинных мыслей в голове занимает творческий процесс.

Но это всё актуально для взрослых людей, а почему же так важно рисовать детям?

Многие родители считают рисование баловством, второстепенным занятием, которому не нужно уделять много внимания. И зря.

В древности, во времена египетской, греко-римской, китайской, индийской, византийской цивилизаций, положившим основу современной науки, рисование имело большое значение в обучении. Через творчество дети учились мыслить пространственно, изучали геометрию, учились писать.

Обучение рисованию выполняет важные задачи, которые дают возможность детям гармонично развиваться. Например:

− развивается мелкая моторика, что влияет на развитие умственных способностей, а также на речь ребёнка;

− ребенок учится правильно держать руку, укрепляет ее, а это важно для обучения письму и хорошего почерка;

− развивается усидчивость и собранность, умение довести начатое до конца;

− развивается понимание пространства и способность анализировать;

− ребёнок проявляет свою индивидуальность;

− дети учатся рассуждать и сравнивать;

− конечно же, развивается фантазия и изобретательность;

− ребёнок обогащает внутренний мир и приобщается к искусству.

С точки зрения психологии, рисование необходимо ребёнку для того, чтобы понять, кто он, какой он и что происходит вокруг него, также помогает справляться с эмоциями, делает ребенка свободней и счастливей.

Даже такой сугубо «научный» предмет, как геометрия, начинается именно с рисования. Дети учатся видеть строение предметов, их расположение в пространстве, линии, которые помогают это передать на листе бумаги, соотносить размеры вещей. Ещё рисование учит понимать, что кроме основных цветов есть ещё и полутона, тени.

Всё выше написанное объясняет, что совсем не обязательно становиться художником, важно развиваться.

В заключении хочу обратить внимание на важные моменты:

− для детей младше 3 лет рисование — это только сиюминутное выражение себя, отпечаток момента. Ребёнка старше 3 лет рисование интересует как процесс, а к 7-8 годам уже становится важным результат;

− очень важно, чтобы родители не критиковали, КАК нарисован рисунок, это может навсегда отбить у ребёнка желание рисовать. Ребёнок рисует не для того, чтобы нравилось или не нравилось, через рисунок познается мир;

− детям желательно заниматься рисованием именно в группе. Так они могут заметить интересные детали в других работах, поделиться своими знаниями и умениями и перенять чужой опыт. Это подтолкнёт ребёнка изучать творчество известных художников и перенимать их опыт для своих произведений;

− важно ходить с детьми на выставки и показывать картины, как известных мастеров, так и начинающих художников, важно вместе обсуждать увиденное, делиться впечатлениями.

Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

И нужно помнить, все дети талантливы!

  1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. — 144 с.
  2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  3. Мухина В. С. Ребенок рисует // Знание-сила. — 1971. — № 10. — 8 с.
  4. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107-114.
  5. Стрелянова Н. И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. н. / Н. И. Стрелянова. М., 1964. — 18 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рисование, детский рисунок, маленький человек, мелкая моторика, помощь рисования, процесс рисования, художник.

Похожие статьи

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. )

Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса представлений об.

Правополушарное рисование - нетрадиционная форма работы.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль.

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале. ‒ рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

2. Рисование или раскрашивание картинок. 3. Изготовление поделок из бумаги. 4. Конструирование.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство.

‒ ручная умелость (рисование, лепка, конструирование); ‒ пространственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги)

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая.

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности.

мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст

Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из

Речевое развитие происходит в процесс познания ребёнком окружающего мира, что возможно.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Процесс рисования — это развитие мелкой моторики (движения мелких мышц кистей рук), их разнообразие и повторяемость. Необходимо помнить о координации «рука — глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Применение техник нетрадиционного рисования для развития.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль.

- Развивает мелкую моторику рук

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. ) Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир.

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом.

«Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение — способ познания мира.

С целью оптимизации педагогического процесса мною был детализирован способ «рисование по клеточкам».


На календаре очередной праздник, с которым в доме увеличивается количество рисунков и открыток. Для папы, для брата, для дедушки, потом настанет очередь мам, сестер и бабушек.

Чтобы еще искренней умиляться каракулям и радоваться творениям юного художника (а также поощрять художества), мы решили поделиться с вами интересной статьей от MedAboutMe.

Они подготовили 10 научных причин, почему детям надо рисовать. И это не только ради открыточек!

🥑Мелкая моторика

Про мелкую моторику не слышал сегодня только самый отсталый родитель. Ее все развивают в раннем возрасте «для речи», но зачем она нужна потом?

На самом деле навыки делать небольшие, но разнообразные движения пальцами помогают многому. В Техасском университете, например, провели исследование детей, которые рисовали по заданиям экспериментаторов, и выяснили, что чем лучше ребенок рисует, тем:

  • Лучше он будет писать (не удивительно, но приятно);
  • Тем лучше будет общая координация движений, ловкость, баланс;
  • И тем выше будут развиты творческое и пространственное мышление.

Кроме того, эксперты связали навыки водить карандашами по бумаге даже со способностью планировать время!

🥑Рисование и речь

Тут карандаши с мелками «убивают сразу двух зайцев».

  • Во-первых, кончики пальцев отличаются огромной концентрацией рецепторов - на каждом миллиметре как минимум один. И все эти рецепторы постоянно сообщают мозгу, что они уловили. Чем разнообразнее сигналы к мозгу, тем быстрее этому «управляющему центру» придется начать развитие речи - потому что сигналы от пальцев поступают в область, которая рядом с «речевым» отделом мозга, и ей приходится активизироваться вслед за пальцами.
  • Кроме того, рисование само по себе занятие, которое стимулирует речевую активность. Ребенку хочется рассказать, что он будет создавать на бумаге, а потом показать результат и получить обратную связь. Еще лучше, если при этом взрослый попросит рассказать, что там нарисовано и почему - это прекрасное упражнение для речи и креативности.

🥑Для рисунка нужна интеллектуальная деятельность

Больше века назад уже было известно - благодаря философу Ж.-А. Люке, что дети (как и взрослые) не просто водят пером по бумаге. Рисунок появляется на свет в результате весьма интенсивной интеллектуальной деятельности: приходится мысленно сравнивать множество образцов, искать ассоциации с реальным миром, выстраивать мини-концепцию. И это даже у самых маленьких художников!

Подобная деятельность - переход от образного к логическому мышлению, которое потом совершенствуется. Так что первые невнятные каракули, на которых «как будто кошка» - огромный шаг для ребенка. Который он делает дома, без специальных занятий и совершенно бесплатно.

🥑Рисование помогает делать выбор и решать проблемы

Не верите? Попробуйте сесть и что-то нарисовать, а в процессе отслеживать свои мысли. Они будут примерно такими:

  • С чего же начать - со стола или стула?
  • Каким цветом рисовать?
  • Как вообще нарисовать эту кошку?
  • Рыжую кошку уже рисовал Дали, моя пусть будет фиолетовой в крапинку.

Все это - постановка и решение задач. И пусть эти решения приводят к тому, что на картинке резвятся фиолетовые кошки, важно не осуждать выбор и не наставлять, как должно быть. А спрашивать - почему кошка? Почему именно такая? Так можно дополнительно обучать искусству аргументировать и объяснять свою точку зрения.

🥑Развиваем креативность

Модное слово «креативность» известный во всем мире советский психолог Лев Выготский не знал - не то время было. Поэтому в его трудах рисование развивало фантазию и воображение. А сравнивал он этот процесс с игрой: чтобы что-то нарисовать, надо придумать эмоционально насыщенную историю, изобразить ее, потом поделиться ею со взрослыми и получить в ответ информацию.

А вот эта ответная информация будет влиять на развитие воображения («креативности») у ребенка. Можно отмахнуться или скупо похвалить, а можно расспросить, а потом помочь превращать самые обыденные происшествия в истории: к примеру, рассмотреть птиц на прогулке, придумать про них сюжет и потом зарисовать.

🥑Рисование и самооценка

Классика первых (а порой и не первых) рисунков: ребенок с гордостью показывает творение, на котором непонятно, что изображено. Арт-терапевты считают, что поддержать и похвалить усилия и старания нужно в любом случае. И уж точно не сообщать, что «голова у кошки квадратной не бывает». Тогда становление самооценки у ребенка будет идти правильным путем.

Не опасайтесь слегка перехвалить: до средней школы у детей нормой считается завышенная самооценка. С возрастом она сама подстроится под адекватное восприятие, а малышам положено считать, что они лучше если не всех, то хотя бы многих других детей.

Кстати, эксперты утверждают (Empirical Studies of the Arts), что малышей не надо учить рисовать. Их рисунки - это отражение личности ребенка, отражение эмоций, а не точное отображение предметов и событий.

🥑Рисование и эмоциональная зрелость

Ребенок пришел домой расстроенным и нарисовал обидчика темными оттенками, а затем закалякал? Попытки перенести свои эмоции на бумагу - не только положительные, но и после ссор - это не только нормально. Подобную практику используют в психотерапии, а дети неосознанно самообучаются справляться с негативными эмоциями, учатся их принимать и перерабатывать. Так развивается эмоциональная зрелость ребенка.

🥑Как каракули улучшают память

Даже для обычного рисунка ромашки или домика придется напрячься и повспоминать, как они выглядят, как крепятся листочки и выглядят окна. Этот процесс - концептуальная визуализация, в ней задействованы память, внимание и образное мышление. Но активнее всего - память.

Так что чем больше ребенок проводит времени с карандашами, мелками, красками, тем больше приходится памяти трудиться и предоставлять все новые детали для переноса на бумагу.

🥑Зрительно-пространственное восприятие

Срисовывать дети учатся позднее - этот навык повторения узоров считается одним из признаков готовности к школе. Да и в школьники прекрасно понимают разницу между копированием и самостоятельным рисунком (пусть даже «по мотивам» увиденного). А чтобы нарисовать что-то самому, это надо вообразить.

Таким образом головному мозгу приходится осваивать навыки причинно-следственных связей, зрительно-пространственное восприятие и даже ориентацию во времени. Именно поэтому арт-терапия и рисование сегодня считаются актуальными даже для детей с нарушениями зрения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2019).

А еще исследователи говорят, что те, что увлекается рисунками в детстве, потом лучше осваивают точные науки - от математики до физики, химии и географии.

🥑Рисование от стрессов и агрессии

Ученые в очередной раз подтвердили, что дети - тоже люди. Как и взрослых, их успокаивает арт-терапия: в исследовании дошкольники получили 8 занятий с арт-терапевтом (где рисовали), и в итоге оказалось, что уровень стресса и агрессии у них ниже, чем в контрольной группе, которой занятий не полагалось.

Поддерживайте и подпитывайте идеи своего ребенка «что-то набросать на бумаге» и поговорить об этом (даже если это шаблонная открытка из детского сада). Поверьте, это точно стоит!

Не умеете рисовать, но всегда хотели научиться? Эта статья станет первым шагом к обучению. Из нее вы узнаете экспертные мнения, почему одни рисуют с рождения, а другие нет, что нужно сделать, чтобы научиться рисовать и какие бонусы привносит рисование в жизнь.

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов профессиональных художников и дизайнеров, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Живопись талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать — это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить, почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие — нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики «Никаких оправданий»

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают, что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать — естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства — родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать — это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16 — 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я — дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное — захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина, дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Ия Зорина, автор замечательных статей на Лайфхакере, однажды рассказывала о своем личном опыте рисования. Она завела эскизный блокнот и «разрешила себе творить». В результате Ия написала:

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то — кайф и поднятие настроения. Для третьих — это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала — рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе — это работает! Рисование — это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым — неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в состояние потока. Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование — это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное — они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование - это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать — это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное — желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы — наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Александра Мережникова также рекомендует учиться у профессионала, но отмечает, что, постоянно практикуясь, можно воспользоваться и самоучителем.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину — водить машину, чтобы научиться готовить — готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, — это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, — это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

    Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк — это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Полезности

В заключение хотим поделиться с вами подборкой порталов и приложений, которые, возможно, помогут вам начать рисовать.

Сообщества творческих людей (для вдохновения)

Сайты с уроками рисования

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

Читайте также: