Показатели развития новорожденного ребенка: что оценивает врач, нормы и отклонения

Обновлено: 16.05.2024

Как только ребенок появляется на свет, врачи сразу же оценивают его состояние и физическое развитие. Но измеряют крохе не только вес и рост, есть и другие характеристики, по которым можно судить о том, насколько ребенок здоров. Для этого используют специальную шкалу, предложенную врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар и названную ее именем.

зачем это нужно

Шкала Апгар нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца.

Оценка по шкале Апгар - независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), - это еще не диагноз. Это - сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку. В зависимости от результатов оценки могут назначить дополнительное обследование: анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ, нейросонографию. И уже после этого решается, что дальше делать - наблюдать или лечить ребенка.

как тестируют

Во время осмотра за каждый признак (частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи) дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл - выражен слабо, 0 баллов - признак отсутствует. Оценивают ребенка по шкале Апгар на 1-й и на 5-й минутах жизни, поэтому оценки всегда две, например 8/9 баллов или 9/10 баллов. Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам.

критерии оценки

Менее 100 уд./мин

Более 100 уд./мин

Мышечный тонус

Сгибает ручки и ножки

Нормальный, но синюшные ручки и ножки

Нормальный по всему телу

считаем баллы

Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленное оказание помощи для спасения жизни необходимо тем, чей результат ниже 4.

Легкие отклонения в состоянии здоровья

Средние отклонения в состоянии здоровья

Сильные отклонения в состоянии здоровья

будем объективны

Вообще, оценка по шкале Апгар, хотя и выставляется по объективным признакам, все-таки абсолютно точного прогноза о здоровье ребенка в будущем не дает. Нельзя однозначно сказать, что новорожденный, которому поставили 9 или 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов. Это означает только то, что в первом случае младенец нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, в первую минуту кожа конечностей синюшная, а не розовая, поскольку системе кровообращения требуется около 5 минут, чтобы наладить работу, или здоровый новорожденный теряет баллы, потому что тихо кричит в первые минуты жизни.

практ.малыш_шкала Апгар_а+р.jpg

Как уже говорилось, первая оценка по шкале Апгар всегда ниже второй. У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения оценивается в 7-8 баллов по шкале Апгар, а через 5 минут - в 8-10 баллов. И это говорит о том, что ребенок родился в удовлетворительном (нормальном) состоянии. Если же оценка по шкале Апгар на 1-й минуте низкая, то будет важна положительная динамика к 5-й минуте. Если баллы к 5-й минуте увеличатся на 2 и более, то, скорее всего, прогноз для здоровья будет благоприятным. Если же через 5 минут после рождения оценка по шкале Апгар не превышает 6 баллов, надо будет проводить интенсивную терапию или продолжать реанимационные мероприятия. Так что главная задача шкалы Апгар - быстрая оценка того, нужна ли ребенку медицинская помощь и в каком объеме.

Какой бы ни была оценка по шкале Апгар, все-таки развитие ребенка во многом зависит от любви, заботы и воспитания в семье. Так что родительское внимание всегда поможет малышу добиться самых высоких оценок в жизни!

Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко, и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам

При низкой оценке по шкале Апгар на 1-й минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика - прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни

У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения оценивается в 7-8 баллов по шкале Апгар, а через 5 минут - в 8-10 баллов

Цены на услуги

Внимание! Цены на услуги в разных клиниках могут отличаться. Для уточнения актуальной стоимости выберите клинику

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды - знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус - тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет - это произношение во время гуления слогов - "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон - пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Врачи отмечают, что своевременно заметить отклонения у ребенка могут даже родители самостоятельно. Но для этого нужно знать, каким должно быть нервно-психическое развитие детей в том или ином возрасте. Сопоставление показателей и данных со стандартами в каждом конкретном случае позволяет обнаружить задержку на ранней стадии и устранить её либо минимизировать негативные последствия.

Разберемся, какие нормы существуют, что влияет на малыша, как выявляются нарушения.

Особенности физического и нервно-психического развития детей: показатели нормы, факторы, влияющие на ребенка, выявление отклонений

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела - движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

Online запись к врачу

form_star

Запись в лист ожидания

Если подходящий день и время уже заняты, оставьте свои контакты. Мы внесем Вас в лист ожидания и сообщим если нужная запись станет доступной.

Для чего нужна оценка физического и нервно-психического развития

Существуют стандарты - если психофизиология ребенка им соответствует, значит, всё в порядке, никаких проблем нет. Когда же с учетом возраста есть отклонения, то необходимо вмешательство специалиста, который будет работать с дошкольником или подростком. Вполне реально получить очевидный результат, если применять эффективные меры.

Чем раньше будут выявлены психофизические несоответствия, тем проще их устранить. Многое будет зависеть от расторопности родителей и квалификации врачей.

Критерии оценки

Поделены на две группы - это психические проявления с учетом возраста и физические данные. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Показатели нервно-психологического развития

Психиатры и педиатры выделяют и описывают ряд критериев. Независимо от возраста они оцениваются в совокупности, поскольку в одном аспекте развитие может проходить в пределах нормы, а в другом - с сильным отставанием. Важны такие показатели:

  1. Моторика - подразумевается детская двигательная активность, основанная на рефлексах. Её исследуют потому, что этот показатель тесно связан с другими компонентами НПР.
  2. Статика - способность нормально держать тело в пространстве. Отклонения в ней указывают на проблемы с нервно-психическим развитием.
  3. Сенсорные реакции - возникают в ответ на некое воздействие. Последнее можно назвать стимулом. Если формулировать точно, то лучше использовать определение: предъявление сенсорного сигнала.
  4. Речь - оценивают потому, что это средство вербальной коммуникации, которое может сильно влиять на нервнопсихическое развитие. Необходимо изучать природу проблем с артикуляцией и восприятием звуков, проводить обследования.

Под психическим развитием понимают совокупность процессов созревания самой личности и усложнения выполняемых функций в некой области. Это происходит под давлением следующих факторов:

  • наследственных;
  • биологических;
  • социальных: влияние семьи, общества, среды.

Психические процессы делят на такие:

  1. Познавательные: память, восприятие, мышление, воображение.
  2. Эмоциональные: переживания активного и пассивного характера.
  3. Волевые: решения, исполнение задач, усилия.

Проверку здоровья ребенка по психологическим критериям проводит специалист. Первые признаки отклонений обнаруживаются с участием родителей, если они знакомы с нормами. Начальная диагностика проводится профессионалами в области педиатрии.

Показатели физического развития

Как и предыдущие, рассматриваются в совокупности. Для оценки используют следующие критерии:

  1. Масса тела. Учитывается несколько моментов: степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки, находящейся под кожей.
  2. Длина или рост - цифры у детей одного и того же возраста могут быть разными. На это влияет ряд факторов.
  3. Окружность головы - для определения нормы используются таблицы, рекомендованные ВОЗ - всемирной организацией здравоохранения.
  4. Обхват грудного отдела - оценка происходит с учетом педиатрических норм, о которых еще пойдет речь.

Выявление отклонений в физическом развитии происходит с учетом центильных величин - тех показателей, которые содержатся в таблицах, разработанных специалистами в области медицины. Определяются параметры конкретного ребенка и сопоставляются с нормами.

Важная задача врача - установить, насколько гармонично развиваются мальчик или девочка. Существует 7 коридоров - центильных рядов - в которых могут находиться те или иные параметры ребенка:

  • очень низкие показатели;
  • низкие;
  • ниже среднего;
  • средние;
  • выше среднего;
  • высокие;
  • очень высокие.

Методика позволяет не только выявить отставание, но и определить, что ребенок развивается с опережением. Последнее тоже может быть связано с проблемами.

Нормы

Оценка и выявление отклонений проводится по возрастам. Показатели для детей дошкольников, учеников и подростков будут разными.

Первый год жизни

Рассмотрим нормы психического развития ребенка и эталоны физических показателей. Мониторинг до года производится 1 раз в месяц, потому что во младенчестве всё быстро меняется, показатели нужно контролировать часто.

У новорожденного нормальным явлением считается гипертонус мышц сгибателей и тремор. Еще одна особенность - атетозные - непроизвольные движения. Причина кроется в неоднородности созревания пирамидной и экстрапирамидной систем.

Сформирован особый режим дня - малыш спит 20-21 час в сутки.

  • способность управлять зрением появляется не сразу;
  • сосредоточение слуха возникает на десятый день жизни;
  • возможность фиксировать взгляд на цветном предмете тоже оформляется со временем.

На первом месяце жизни малыш начинает улыбаться, гулить, удерживать внимание на ярких неподвижных вещах. Если ребенка положить на живот, то он будет приподнимать голову так, чтобы она находилась вровень с телом.

На втором месяце малыш может продолжительно смотреть на перемещающиеся предметы, улыбаться родителям и поворачивать голову.

Важный этап в развитии нервной системы и выявлении определенных нарушений - третий месяц . Появляется комплекс оживления - это позитивная реакция ребенка на общение со взрослыми. Пример: младенец улыбается, долго гулит, сучит ножками и верхними конечностями. К третьему месяцу жизни ребенок старается держать головку вертикально, находясь на руках у родителей. Появляется еще один основной признак правильной работы ЦНС: малыш не только следит за игрушкой, но и уже вполне может хватать её руками. Психомоторные навыки совершенствуются - ребенок постоянно теребит одеяло или пеленку - развивается.

Для четвертого месяца жизни характерен всё тот же комплекс оживления. С помощью него и улыбки малыш приветствует появившихся в поле зрения взрослых. Человечек узнает тех, с кем у него семейные узы - близких родственников: маму, папу, а также бабушку, дедушку - если те проживают вместе с ребенком. Группа лиц пока небольшая, но этим людям малыш улыбается, с ними он подолгу эмоционально гулит.

На четвертом месяце жизни ребенок начинает поворачивать голову, чтобы увидеть источник звука. Малыш обретает навык поддерживать бутылочку или грудь матери во время кормления.

К пяти месяцам активно развивается кора головного мозга. Можно говорить, что ребенок выходит на новый уровень, обретает ценные навыки:

  • отличать близких людей от чужих;
  • понимать, когда родители общаются позитивно, когда - строго;
  • узнавать голос матери;
  • брать игрушку из рук взрослого;
  • переворачиваться со спины на живот;
  • пробовать есть с ложки густую кашу.

Изменений много. Не всегда они появляются все сразу. Все индивидуально.

К шести месяцам ребенок начинает лепетать. Он произносит отдельные слова, но упрощает их до звуков, которые ему легко выговорить. Берет игрушки, перекладывает их из руки в руку, тянет в рот. Пытает ползать, активно двигает конечностями. Сидит с поддержкой или в подушках.

Дети уже могут хорошо есть с ложечки.

В 7-месячном возрасте малыш:

  • интересуется игрушками, не просто перекладывает их, но и стучит, размахивает;
  • ползает;
  • использует сенсорную речь;
  • начинает понимать отдельные слова взрослых;
  • произносит в лепете слоги, которые четко прослеживаются;
  • пьет из чашки или кружки с поильником;
  • узнает близких и негативно реагирует на посторонних.

Взрослым легко коммуницировать с малышом.

  • активно двигается: садится, ложится, встает, переступает через предметы;
  • использует игрушки, подражая движениям взрослых;
  • повторяет жесты за близкими: «ладушки», «пока», подает руку и убирает её.

Ребенок знает свое имя. Общается при помощи модулированного лепета- воспроизводит новые звуки, в речь становится богатой интонациями, в ней появляются логичные комбинации.

  • пинцетный - когда малыш берет предметы большим и указательным;
  • щипковый - используется три пальца.

В 9-месячном возрасте малыш:

  • стоит у опоры с поддержкой, пытается делать шаги;
  • может отыскать по просьбе взрослого нужный предмет - знает, как они называются;
  • сидит, самостоятельно играет с вещами;
  • много ползает и пытается, не вставая, спускаться по лестнице;
  • имитирует звуки животных.

10 месяцев - период, когда усовершенствуются алгоритмы двигательной активности. Это выражается в манипуляциях с игрушками: открывание-закрывание, переворачивание, ребенок рвет бумагу, бросает предметы и следит за ними. Малыш способен выполнить простые просьбы взрослого: «Подай игрушку», «Иди сюда» и так далее. Понимает социальные указания. Это относится и к запрету.

В 11-месячном возрасте он активно имитирует звуки животных, людей, техники. Далее, навыки совершенствуются еще больше. Ребенок:

  • снимает кольца с пирамидки и надевает их;
  • играет с кубиками;
  • изучает простое взаимодействие предметов;
  • произносит первые осмысленные слова, состоящие из однообразных слогов: мама, папа, баба;
  • может самостоятельно использовать ложку, уверенно пьет из чашки.

В год ребенок при нормальном нервно-психологическом развитии:

  • узнает себя и родных на фотографии;
  • понимает, что закономерности, характерные для одних предметов, относятся и к другим;
  • легко выполняет элементарные просьбы, поручения;
  • ходит без опоры;
  • узнает голоса близких;
  • может произносить до 10 простых слов;
  • проявляет радостные эмоции, если что-то получается, при неудачах плачет;
  • может ходить на горшок.

Оценка нервно-психического развития детей на первом году жизни осуществляется исходя из перечисленных признаков и критериев.

Что касается физических параметров, то здесь всё очень быстро меняется.

Прибавка массы тела отражена в следующей таблице:

Возраст в месяцах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Прибавка в граммах 600 800 800 750 700 650 600 550 400 450 400 350

Это средние показатели. Вес годовалого ребенка должен быть около 10,5 кг.

Длина тела малыша при рождении обычно - 50-52 см. В первые три месяца он должен прибавлять в росте до 3 см. С 4 по 6 - 2,5 см. С 7 по 9 - 1,5 см. В последние месяцы года - по 1 см.

К 1 году рост ребенка составляет около 77 см.

Если младенец был недоношенным, то стандарты другие.

Прибавка окружности головы происходит примерно на те же сантиметры: 2,5, 2, 1,5, 1 и 0,5 см в месяц. В год она увеличивается до 47 см.

Окружность груди, которая при рождении составляет около 37 см, растет каждый месяц первого года на 1,2-1,3 см. К году она доходит до показателя 48 см.

Нужно также учитывать, что у каждого человека собственная генетика. Некоторые малыши рождаются крупными, соответственно, обгоняют своих ровесников по физическим параметрам.

Второй год жизни

В это время ребенок продолжает активно познавать мир. Нормы нервно-психического развития изложены в таблице.

Возраст Проявления
1 год и 3 месяца Выполняет элементарные команды в процессе игры. Регулярно использует щипковый захват для манипулирования предметами. Произносит простые слова, состоящие из слогов.
1 год и 6 месяцев Запас ребенка достигает 30-40 слов. Иногда речь можно воспринимать как предложения. Может отбирать предметы, схожие по цвету, размеру. Начинает бегать. Координация движения улучшается. Умело играет в мяч, собирает башню из кубиков, рассматривает картинки. Повторяет действия за взрослыми. Например, читает, моет посуду, убирает квартиру. Психика находится на довольно высоком уровне развития.
1 год и 9 месяцев Отвечает на вопросы - понимает смысл отдельных действий и событий. Любит слушать сказки. У ребенка происходит замена упрощенных слов на полные. Начинает прыгать, пока еще неумело. Пытается обуваться, одеваться. Просит еду, воду и в туалет.
2 года Словарный запас составляет до 400 слов, но не все их ребенок произносит. Он делится на пассивный - «понимаю», и активный - «говорю». Малыш начинает задавать вопрос: «Что это?». Речь - основное средство общения со взрослыми. Воспроизводит логический ряд последовательных действий: купает куклу, вытирает её, баюкает и так далее. Может частично одеваться.

Норму массы тела для детей до 2 лет рассчитывают по следующему принципу:

В 6-7 месяцев её принимают за 8,2 кг. На каждый месяц прибавляют по 400 г. То есть, в 2 года ребенок должен весить: 8200 + 18 * 400 = 8200 + 7200 = 13,4 кг.

Для определения длины тела после года используется формула: в 6 месяцев - 66 см. На каждый последующий прибавляют по 1,5 см. То есть, аналогично вычислению массы: 66 + 18*1,5 = 93 см.

За второй год жизни окружность головы ребенка увеличивается на 2 см. Активного роста уже нет.

В 2 года объем груди доходит до 50-52 см.

Также напоминаем, что изначально стоит отталкиваться от генетических особенностей.

Третий год жизни

В 2 года и 5 месяцев ребенок говорит предложениями, состоящими из трех слов. Он может сортировать предметы четырех цветов, например, красного, желтого, синего и зеленого. Малыш легко перешагивает через несколько препятствий, уверенно стоит на ногах, прыгает и бегает. В играх способен выполнять от 2 до 5 действий последовательно. Самостоятельно одевается, но не может завязывать шнурки, застегивать пуговицы, замки.

2,5 года - период детства, когда особенно важно, как ребенок развивается психически. Некоторые родители думают, что еще рано, но именно на этом этапе важно неспешно начинать заниматься обучением, выявлять отставания, оценивая успешность выполнения действий, проявления определенных навыков.

В 3 года словарный запас доходит до 1500 слов. Речь становится сложной: союзы, придаточные предложения, местоимения, наречия.

Ребенок свободно бегает и прыгает. В играх берет на себя роли, например, мамы или папы. Сам завязывает шнурки и застегивает пуговицы.

Необходимая масса тела для детей на третьем году жизни и до 12 лет рассчитывается следующим образом: в 5 лет должно быть 19 кг. На каждый недостающий год вычитают 2 кг. В 2 ребенку не хватает до 5 - 3 лет. Соответственно, нужно вычесть 6 кг. Получается, что норма массы тела - 13 кг. Примерно такой же результат расчетов получился в предыдущем блоке. Соответственно, в 3 года малыш должен весить около 15 кг.

Если мальчику или девочке больше 5 лет, то прибавляют 3 кг на каждый год.

Длина тела для детей от 2 до 12 лет рассчитывается так: в 8 лет - 130 см. Если возраст меньше, то вычитают по 7 см на каждый год. Если - больше - прибавляют по 5 см. То есть, длина тела 7-летнего ребенка должна быть 123 см, а 9-летнего - 135 см.

Далее в тексте не будем возвращаться к этому вопросу. Запомните формулы, касающиеся роста и веса. Врачи, помимо этого, руководствуются утвержденными таблицами.

На третий год жизни окружность головы увеличивается на 1 см. Обхват груди составляет 53 см.

В 1-3 года, как и 2-3, идет активное нервно-психическое и физическое развитие ребенка. Дальше - процесс замедляется и поворачивает в несколько ином направлении.

Читайте также: