Правила мультбезопасности: какие фильмы показывать детям?

Обновлено: 17.05.2024

Сегодня многие родители не показывают детям мультфильмы, считая, что это вредно, особенно если при просмотре не соблюдать правила безопасности. Психолог Арина Чунаева уверена: хорошая анимация способствует становлению личности ребенка, ведь качественные мультфильмы, так же как книги и кино, помогают развивать эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это наша способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, чтобы эффективно решать самые разные задачи. Сейчас ни для кого не секрет, что его высокий уровень — один из ключевых навыков успешного человека. Он помогает во многих сферах жизни: от учебы и карьеры до дружбы и счастливых семейных отношений.

Мы можем развивать эмоциональный интеллект всю свою жизнь, но его основа формируется в детстве. Развивая эмоциональный интеллект у своих детей, мы помогаем им в главном — жить в гармонии и согласии с собой и другими.

В детстве с помощью книг, мультфильмов и других историй мы учимся понимать чужие эмоции: осознаем причину их возникновения и разбираемся в мотивах поведения других людей. При этом сам процесс обучения через анимацию часто идет быстрее, чем через книги, ведь ребенок может не только прочитать, что чувствует и переживает герой, но и увидеть и услышать, поскольку в мультфильмах настроение передается посредством музыки, звуков и изображения.

При просмотре хорошей анимации ребенок сопереживает герою. Он видит последствия негативных поступков и размышляет, как стоит и не стоит себя вести. Ребенок изучает разные ситуации, учится чувствовать, что хорошо, а что плохо.

Эмоции и чувства персонажей прорисованы так четко, что ребенку легко их понять и осознать причину их возникновения

Британский сериал «Свинка Пеппа» идеально подходит для самых маленьких зрителей как пособие по развитию эмоционального интеллекта. Главные герои смеются, плачут, сердятся, обижаются и огорчаются. Когда они радуются, то весело прыгают по лужам, а когда злятся — топают ногами.

Закадровый голос или другие персонажи обязательно озвучивают чувства и состояния героя. К примеру, в серии «Джордж подхватывает простуду» Джордж очень боится доктора, и мы это видим: он спрятался под одеяло, а закадровый голос делает на этом акцент, говоря, что Джорджу страшно. Врач предлагает способ развеселить героя. При просмотре этого сериала маленький зритель может легко познакомиться с базовыми чувствами и эмоциями.

В русском анимационном сериале «Летающие звери» ярко и образно показаны эмоции персонажей и их чувства, это идеальный «учебник» по изучению эмоций. Например, в серии «Джинн» Мустафа решает помочь маленькому Джинну, потерявшему родителей. Джинн всего за шесть минут мультфильма показывает широкий спектр эмоций: он и плачет, потерявшись, и злится, когда Мустафа тратит свое желание на уборку в библиотеке. Он расстроен, когда приходится убрать все, что он испортил на базаре, и даже скучает, когда Мустафа не может с ним поиграть.

Эмоции и чувства персонажей прорисованы так четко, что ребенку легко их понять и осознать причину их возникновения. Важно, что в сериале нет отрицательных персонажей, есть лишь герои с разными особенностями характера и поведения. Это учит детей понимать, что все люди разные: кто-то обладает взрывным характером, кто-то спокойный и меланхоличный, а кто-то плачет по любому поводу. Чувства некоторых почти не заметны, хотя на самом деле эти персонажи могут сильно переживать о чем-то своем.

Полезен с точки зрения развития эмоционально интеллекта и новый российский анимационный сериал «Монсики». Герои этого мультфильма — монсики-чувства: гнев, радость, страх и так далее. В каждой серии через поучительную историю монсики помогают юному зрителю решить какую-то задачу: научиться справляться со страхом, гневом, слезами.

Урок Тетушки Совы об осторожном обращении с острыми предметами, - с ними детям нельзя играть и брать без спроса.

Горячие предметы

Урок Тетушки Совы о горячих предметах в доме, - утюге, сковородке, плите, и как следует быть осторожными детям, чтобы не обжечься.

Огонь

Урок Тетушки Совы о том, какими опасными могут быть игры с огнем и к каким неприятным последствиям это может привести.

Электричество

Урок Тетушки Совы о том, как опасны могут быть домашние электроприборы и как следует соблюдать правила безопасности при пользовании ими.

Тушение электроприборов. Часть 1

Смешарики показывают и рассказывают, как тушить загоревшиеся электроприборы и куда звонить при пожаре.

Тушение электроприборов. Часть 2

Азбука безопасности на улице

Правила безопасного поведения детей в городе

Мультфильм рассказывающий детям об основных правилах безопасности поведения детей на улице

Во дворе и в подъезде

О правилах безопасности во дворе и в подъездах, о том, какими следует быть осторожными детям, играя во двориках и около домов.

Подземелья

Урок Тетушки Совы о том, что детям ни в коем случае нельзя лезть в подземелья, - в подвалы, люки, пещеры и т.д..

Высота

Урок Тетушки Совы о том, как опасна бывает любая высота и почему детям нельзя высовываться из окон, залезать на высокие деревья, быть осторожными на лестницах и балконах.

Дорога

Урок Тетушки Совы о безопасности жизни на дороге. Простые правила как вести себя на улице и как соблюдать дорожную безопасность показывает домовенок Непослуха.

Незнакомцы

Урок Тетушки Совы о том, что следует опасаться незнакомых людей и никогда с ними самим не общаться.

Бродячие животные

Урок Тетушки Совы о том, что делать ребенку, если он во дворе или на улице встретит бродячих животных и как обезопасить себя от неприятностей.

Азбука безопасности на дороге

Безопасное место

Бараш хочет отдохнуть на тротуаре, однако Копатыч на грузовике рассказывает ему про машины, которые могут быть и на тротуаре.

Зебры в городе!

Крош и Ёжик ищут зебр, появившихся в городе. Их останавливают слова Пина…

Пешеходный переход

Очень важный урок о том, какими бывают пешеходные переходы и как следует быть внимательными и соблюдать правила безопасности на дороге.

Пограничная территория

Лосяш рассказывает Крошу, что ходить по бордюру опасно.

Светофор

Увидев светофор, Смешарики-дети удивляются, но вскоре понимают, как им пользоваться.

Пляшущие человечки

Лосяш рассказывает о светофорах для пешеходов.

Мигающие человечки

Лосяш предупреждает, что нельзя переходить дорогу на мигающий зелёный сигнал светофора.

Светофоры и перекрестки

Тетушка Сова рассказывает детям о том, как правильно переходить дорогу и как понимать жесты регулировщика.

Автомобили специального назначения

Карыч и Совунья рассказывают ей об автомобилях специального назначения.

Нетерпеливые водители

У Кроша и Ёжика лопнул шарик из-за нетерпеливых водителей. Карыч рассказывает им подробнее.

Некультурные автомобили

Дорога и дорожные знаки

Тетушка Сова и ее помощники показывают и рассказывают ребятам о дорожных знаках и дорожной разметке. И, конечно, о том, что правила безопасности надо соблюдать обязательно.

Недетский знак

Крош и Ёжик рисуют рисунок на дороге, неправильно истолковав ближний знак. Карыч объясняет его назначение.

Кто быстрее?

Крош и Ёжик устраивают соревнования на скейтбордах и попадают в аварию. Копатыч предупреждает их, что играть на проезжей части нельзя, даже если рядом нет машин.

Азбука безопасности на транспорте

Виды транспорта

О том, какими бывают виды транспорта, рассказывают и показывают детям тетушка Сова и ее помощники. Вместе с ними детишки прокатятся на трамвае, троллейбусе и автобусе.

Безопасность на транспорте

Простые и очень важные правила безопасности при проезде в городском транспорте.

На остановке

Бараш и Ёжик объясняют, как правильно вести себя в автобусе, но Крош не слушается…

В автобусе

Продолжение серии «На остановке». Бараш и Ёжик рассказывают очнувшемуся Крошу, что с ним случилось в автобусе.

Малыш в автомобиле

Урок о том, как следует себя вести детям при поездке в автомобиле и какие правила безопасности следует соблюдать.

Пристегните ремни

Крош и Ёжик считают, что для пассажиров нет правил, но после поездки на такси убеждаются в обратном…

Метро

Приключения Зины и Кеши в метрополитене

Метро и железная дорога

Тетушка Сова вместе со своими помощниками рассказывает и показывает детям о правилах безопасности в метро, в вагоне поезда и на железнодорожных переездах.

Мотоциклетные правила

У Пина шикарный мотоцикл, и на нём едет водитель и Ёжик, а Крош — нет, так как он не знает необходимых правил…

Где кататься?

Карыч и Совунья дарят Нюше велосипед и рассказывают ей о том, где и как можно кататься на велосипеде.

Азбука безопасности летом

Место для купания

Крош находит место, где никого нет и можно спокойно поплавать — болото.

Водоёмы

Урок Тетушки Совы о том, как соблюдать простые правила безопасности при купании в море или речке.

Опасные игрушки

Нюша говорит играющим в индейцев Крошу и Ёжику, что игры с костром могут привести к ожогам или пожарам…

Гонки с препятствиями

Ёжик рассказывает, какие правила надо соблюдать, когда едешь на велосипеде.

Лесной пожар

Видеоматериал для детей о поведении при лесном пожаре.

Азбука безопасности зимой

Как не замёрзнуть в холода

Совунья учит Нюшу и Бараша специальной гимнастике для согревания.

Теплее, ещё теплее

Опасные сосульки

Бараш предупреждал Ёжика и Кроша об опасных сосульках. Однако, они его не послушали…

На тонком льду

Бараш объясняет Нюше правила поведения на льду.

На льду водоемов

Видеоматериал для детей о поведении на льду водоемов.

Невесёлые петарды

Крош и Ёжик решают «пофестивалить» с помощью петард у себя дома…

Землетрясение

Видеоматериал для детей о поведении при угрозе землетрясения.

3 комментария к «Мультфильмы по БЕЗОПАСНОСТИ»:

Здорово! Спасибо за мультфильмы. Почему их нельзя скачать на флешку, для использования на классных часах, на Интернет у нас надеяться нельзя.

Кадр из мультфильма Винни Пух и день забот, архивное фото

Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Наталья Матушкина рекомендует при выборе мультфильмов для детей в первую очередь обращать внимание на старые классические фильмы.

Международный день анимации (International Animation Day), учрежденный в 2002 году Международной Ассоциацией Анимационного кино — ASIFA (International Animated Film Association), отмечается во всем мире ежегодно 28 октября.

Мультфильмы не для малышей

Кадр из анимационного фильма Гадкий я 2

Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина полагает, что просмотр любых мультфильмов, даже самих хороших и добрых, не идет на пользу детям младше трех лет. "Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается", — сказала она. Поэтому в настоящее время эксперты МГППУ направили свои рекомендации в Роскомнадзор. "Сейчас будет разрабатываться новый закон об информационной безопасности и в отношении мультфильмов, вероятно, будет принята такая поправка, что будет ограничение возраста 3+", — сказала она.

Дети до трех лет вместо просмотра мультфильмов должны играть с реальными предметами, изучать их свойства, отметила психолог.

Родителям желательно присутствовать при просмотре мультфильма чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и конечно, ограничивать время просмотра.

Чебурашка

В некоторых современных мультфильмах происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультфильмы, как правило, не информативны для ребенка и не рекомендуется для просмотра. "На самом деле большинство мультипликационных сериалов, которые снимают за рубежом и к нам привозятся, они для дошкольников категорически не подходят именно по причине того, что там происходит быстрая смена событий. К ним относятся Человек-паук, Бен Тен, Винкс и так далее", — отметила эксперт.

Матушкина рекомендует родителям при выборе мультфильмов для своих детей в первую очередь обращать внимание на старые, добрые, классические мультфильмы, а детям постарше, по ее словам, понравятся приключенческие мультфильмы.

Значение главного героя

Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами — это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы.

Дети с планшетным компьютером

Нужно остерегаться компьютерных игр, где происходят драки, поскольку ребенок впоследствии может перенести некоторые эпизоды в реальную жизни. "Такие игры интересны не только мальчикам, но и девочкам. И мы замечаем, что девочки начинают драться ногами как Черепашки-ниндзя. Девочки становятся жестокими не только словесно, но и в поведении", — сказала Абраменкова. Она просит обратить внимание, что если главный герой в мультфильме — это сверстник, то такой персонаж, безусловно, должен быть позитивным, потому что детям свойственно подражать.

Агрессия и жестокость

В России некоторое время назад было проведено исследование о влиянии мультфильмов "Ну, погоди!" и "Белоснежка и семь гномов" на детей, сообщила Абраменкова. Как ни странно и парадоксально, но скрытая агрессия присутствовала в мультфильме "Белоснежка и семь гномов", сообщила она. Также выяснилось, что во время просмотра "Ну, погоди!" дети чаще всего симпатизировали волку, потому что, по мнению маленьких зрителей, заяц обижал волка.

Некоторые современные родители не стараются воспитывают в своих детях добро, справедливость и жалость. Они, наивно полагают, что "если мир такой жестокий, путь и мой ребенок тоже растет жесткий". "На это мне всегда хочется ответить, что на любую силу найдется другая сила, и эта жестокость чаще всего обращается против самого человека и против тех, кто воспитал такого отпрыска", — говорит психолог.

Кадр из мультфильма Винни-Пух и день забот

Абраменкова считает, что такой мультипликационный персонаж, как Лунтик, совершенно не для детского восприятия. "Потому что он фиолетового цвета, а по всей психологической закономерности фиолетовый цвет — это цвет депрессивный. Он вообще непонятного облика, из другого мира", — добавила она.

Кроме того, современные мультфильмы не учат уважать взрослых. "Замечательный, казалось бы, мультфильм "Маша и медведь". Уже игрушки появились. Но, по сути, там происходит издевательство ребенка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребенка это усваивается как возможность обращаться так со взрослым", — пояснила психолог.

Абраменкова также резко раскритиковала телеканал "2х2" за пропаганду насилия и жестокости. "Это полное безобразие, это полное разрушение целого поколения. Если дети смотрят его, то наша служба не останется без работы, потому что нужно будет работать с этим поколением детей", — сказала она. По ее словам, она уже дважды писала экспертизу на этот телеканал по заказу Генпрокуратуры, но телеканал по-прежнему работает, нанося разрушительное воздействие на психику детей, отметила психолог.

Абраменкова рекомендует для просмотра детьми "12 месяцев", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Винни Пух". Эти мультики, по ее словам, прививают детям добро, справедливость и милосердие.

Читайте также: