Приступ и испуг. Поможет ли психотерапия при астме

Обновлено: 17.05.2024

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Устранение психосоматических причин.

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья - залог не только психического, но и физиологического здоровья.


Сейчас в лечении астмы специалисты все чаще используют и психотерапию. Чем и как она может помочь?


Сам себе режиссер

Приступ удушья или сильного кашля при астме может вызвать не только встреча с аллергеном, но и испуг, конфликт, стресс, то есть чисто психологические факторы. Почему? Эмоции влияют на дыхание на уровне бессознательного - так уж природа устроила наш организм. Особенность психики больных астмой - неумение сознательно переживать собственные эмоции. Постоянная напряженность, эмоциональная неустойчивость приводят к тому, что любая нестандартная ситуация может стать спусковым крючком для обострения болезни.

Психотерапевт помогает то «плохое», что засело в бессознательном, переводить в сознательное, то есть учит человека психологической «переработке» своих эмоций, их конструктивному выражению. Шаг за шагом пациент осваивает режиссуру внутреннего «Я»: то есть способы управления своими реакциями на происходящее, меняется его взгляд на ту или иную ситуацию, модель поведения. Именно это и позволяет добиться облегчения болезни, а у некоторых даже встреча с аллергеном не вызывает, казалось бы, неизбежного приступа…

Взрослые игры

Ну а если конкретно, как проходит процесс психокоррекции? Многое, безусловно, зависит от тяжести болезни, возраста больного, особенностей его личности. Как врач-пульмонолог подбирает схему лечения, конкретные препараты, их дозы, анализируя результаты, вносит корректировки, так же индивидуально работает и психотерапевт.

Методики, приемы, техники могут быть самыми разными. Например, кто-то начинает с арт-терапии: используются специальные тесты (рисунок помогает человеку вынести «вовне» страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном). Другим помогает песочная терапия: пациенту предлагается на подносе с песком выстроить какой-то сюжет. При этом используются различные предметы (фигурки людей, растения, животные, игрушечные дома, машины). Создание композиции помогает подсознанию через подсказки-символы выразить внутренние переживания без слов, дает ощущение безопасности, самовыражение, чувство свободы. Психолог, наблюдая за ходом игры, «расшифровывает» конкретные проблемы пациента, анализирует ситуацию и, когда работа закончена, в ходе обсуждения помогает своему подопечному скорректировать его отношение к возникшим проблемам, искать способы их решения.

Хороший эффект дают и игры с моделированием различных ситуаций, когда психолог задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. Часть занятия может быть посвящена различным упражнениям, например, помогающим освоить навыки расслабления. В общем, любое занятие выстраивается по-своему. Даже если оно не индивидуальное, а групповое, - к каждому пациенту свой подход. Главное - помочь ему развить позитивный настрой, научить выражать свои чувства, управлять своим «Я». Сначала в игре, а потом и в реальной жизни.

Когда и кому

Начинать лечение астмы у психотерапевта стоит в самом начале болезни - это позволяет добиться лучшего эффекта. Противопоказаний к психотерапевтической коррекции болезни нет. Лечение проводят как со взрослыми, так и с детьми.

Есть особые периоды, когда оно просто необходимо. В первую очередь - это подростковый возраст. Нередко состояние тинейджеров ухудшается из-за бурной гормональной перестройки. К тому же это пора, когда у подростка возникает множество психологических проблем, что нередко приводит к обострению заболевания.

Занятия с психотерапевтом полезны и женщинам в период менопаузы, у которых гормональная перестройка снижает «иммунитет» против стрессов. Конечно, психокоррекция астмы не отменяет полностью лекарственного лечения, но дает возможность переходить на меньшие дозы, использовать менее «сильные» препараты и при этом держать болезнь в узде.


Бронхиальная астма - одно из самых известных заболеваний дыхательных путей. Это процесс не локальный, а затрагивающий все системы организма при их сложном взаимодействии. Это заболевание может развиться в любом возрасте, протекая, как единично, так и при тяжелом течении с астматическим статусом, приводящим в 5% случаях к летальному исходу. По статистике заболеваемость астмой имеет устойчивую тенденцию в сторону увеличения. Основными факторами развития бронхиальной астмы считаются в 40% случаях - инфекции, в 30% — аллергия и в 30% — психоэмоциональные стрессы.

Характер дыхания при астме

Приступы астмы, в основном начинаются внезапно, чаще всего ночью. При неинфекционной (апотической ) астме симптомы носят характер аллергии и проявляются в виде кожного зуда, насморка, высыпаний (крапивница). Если человек страдает инфекционно-зависимой астмой, то у него появляется чувство сдавливания грудной области, а ночью возникает сильный приступ кашля. Чувство начала приступа может появиться за несколько дней, часов или даже минут. Те люди, кто уже имеет определенный стаж заболевания, может безошибочно почувствовать начало приступа астмы. Дыхание при астме перед началом приступа всегда характеризуется коротким вздохом и долгим тяжелым выдохом со свистящими хрипами, которые слышно даже на расстоянии (экспираторная одышка). Приступ астмы заставляет больного принять вынужденную позу, при которой он принимает положение «сидя», наклонившись вперед при приподнятом плечевом поясе опираясь руками на любую подходящую опору (спинку кровати или спинку стула). Это помогает включить вспомогательную мускулатуру, помогающую улучшению дыхания. Кожа становится цианотичного оттенка. Приступы по своему течению бывают: тяжелыми, средними и легкими. Приступ удушья, как правило, пугает не только самого больного, и людей окружающих, поэтому рядом с больным астмой должен находиться человек спокойный, способный без испуга и суеты оказать первую помощь, а при необходимости вызвать бригаду скорой помощи (в тяжелых случаях).

Приступ можно считать миновавшим, если по окончании приступа кашля отделяется вязкая мокрота, вслед за которой уменьшается одышка и дыхание нормализуется. Дыхание при астме играет важную роль. Следует овладеть методиками дыхания через нос, диафрагмальным дыханием или брюшным. Такой тип дыхания осуществляется самой сильной мышцей диафрагмой — для вдоха, а брюшной пресс используется для выдоха (при вдохе живот втягивается, а на выдохе наоборот).

Стресс и астма

От психоэмоционального состояния и нервных перегрузок во многом зависит состояние астматика. Стресс так или иначе влияет на эмоциональный фон, вызывая страх, беспокойство, гнев, плач, смех и другого рода эмоции, способные не только вызвать приступ астмы, но и существенно обострить течение астматического приступа, вызывая сильное удушье. Этот факт отмечается исследователями у 70% взрослых, страдающих этим недугом, а у 5% детей даже не сильный стресс значительно ухудшает состояние, утяжеляя приступ астмы.

Стресс и астма не могут быть совместимы, так как стресс является усиливающим фактором приступа астмы. Чтобы снять напряжение и тем самым предотвратить приступ удушья нужно научить бороться со стрессом. Для этого подходит успокаивающая ванна с успокоительными травами (если нет аллергии на них) или морской солью. Тревога и нарастающий страх, как правило, выражены учащением дыхания с неглубокими судорожными вздохами и зевотой. Чтобы прекратить и снять чувство нарастающей тревоги нужно прибегать к специальным дыхательным упражнениям.

Бронхиальная астма сама не проходит, поэтому при первых же симптомах следует обратиться к врачу и срочно начать лечение. При адекватной терапии и вовремя остановленного влияния стресса, человек может жить долго и качественно.

Читайте также: