Признаки нервного перенапряжения у школьника и чем оно чревато

Обновлено: 07.05.2024

Нагрузки на работе, стресс, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно отдыхать и грамотно распределять свое время могут привести к возникновению довольно распространенной проблеме - хроническому утомлению.

Утомление - состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.

К утомлению может привести ряд факторов. Мы часто ощущаем утомление, но отмахиваемся от неприятных ощущений. Мы не задумываемся о том, что утомление может привести к ряду опасных заболеваний, не говоря уже о постоянном стрессе и чувстве подавленности, которое значительно ухудшает качество жизни.

Признаки утомления. Как часто вы чувствуете усталость и бессилие? Замечаете ли вы, что часто не можете вспомнить мелкие детали или быстро забываете услышанное? Это может указывать на проявление хронического утомления. Обратите внимание, нет ли у вас каких-либо из перечисленных признаков утомления:

1) Чувство неуверенности, бессилия;

2) Снижение внимания;

3) Расстройство сенсорной области;

4) Дефекты кратковременной памяти;

5) Снижение самоконтроля, нервозность;

6) Нарушения в моторике;

7) Появление сонливости.

Эти симптомы могут быть признаками многих заболеваний, но диагноз может подтвердить только врач.

Обратите внимание: существует несколько стадий утомления. Возможно, эти описания помогут вам точнее дать определение вашему физическому состоянию.

Стадии утомления:

1. Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость поможет хороший отдых и несколько часов сна.

2. Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные психологические изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).

3. Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.


Важно различать понятия утомления и переутомления. Переутомление - это хроническое утомление, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы.Переутомление опасно для здоровья человека. При переутомлении организм не может отдохнуть даже ночью, ослабевает и не может сопротивляться внешним воздействиям, а в сложных случаях может спровоцировать заболевания нервной системы.

Признаки переутомления:

1. Долгосрочное снижение результативности трудовой деятельности.

2. Снижение иммунитета, частые простудные заболевания.

3. Снижение творческой активности.

4. Ухудшения в работе сердечно - сосудистой системы.

5. В состоянии переутомления человек испытывает усталость, головные боли.

6. Раздражительность или, наоборот, резкий упадок сил, замедление реакций.

Существует четыре стадии переутомления. Легкое и выраженное переутомление можно преодолеть в домашних условиях, однако при тяжелой форме переутомления необходимо специально назначенное лечение.


Не допустите хронической утомляемости. Одним из условий профилактики переутомления является изменение условий труда.

Способы профилактики переутомления:

2. Поступление новой информации, которая обеспечивает активную умственную деятельность.

3. Своевременный отдых.

4. Увеличение пауз в рабочем графике. Даже небольшой перерыв в 5-10 минут может ненадолго отвлечь и тем самым переключить внимание.

5. Регулярный медосмотр. Ранняя диагностика выявляет заболевание и облегчает процесс лечения предупреждая развитие осложнений.

6. Также не следует забывать о правильном питании. В зимний период организм особенно нуждается в витаминах.

Хроническое утомление трудно вылечить обычными методами. Затянувшееся состояние усталости может привести к серьезным последствиям. Только здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью поможет предупредить развитие заболеваний.

Вакцинировались в УО Первым компонентом




Признаки нервного перенапряжения у школьника и чем оно чревато

В наши дни психика и нервная система людей испытывает колоссальную информационную нагрузку. Средства массовой информации, огромное количество тех или иных данных на работе заставляют наш мозг работать в разы быстрее и продуктивнее чем у человека из 50х или 60х годов. Однако усиление информационного давления затронуло не только взрослых людей, но и школьников, причем последних даже в большей степени.

С каждым годом школьная программа все более усложняется, некоторые предметы постепенно "мигрируют" из специализированных средних и высших учебных заведений в общепринятые школьные программы - примерами таких дисциплин могут служить информатика, основы права, экономики и социологии. На фоне всего этого у школьника нередко может возникнуть нервное перенапряжение или переутомление нервной системы - состояние, которое поначалу снижает работоспособность ребенка и впоследствии, если не принимать никаких мер, ведет к различным неврологическим и психическим проблемам.

Вообще, утомление - это природный механизм, являющийся адекватной реакцией на сильные раздражители внешней или внутренней среды. Ряд физиологов считает, что утомление даже полезно - после его наступления и последующего отдыха нервная система становиться еще более трудоспособной, чем была до этого. Однако следует видеть грань между полезным утомлением и небезопасным перенапряжением центральной нервной системы.

Любой ребенок или подросток, находясь в школе, подвергается воздействию сразу нескольких факторов, влияющих на психику. Во-первых, это уже описанная школьная программа - она представляет собой основную и наибольшую информационную нагрузку на развивающуюся нервную систему маленького человека. Во-вторых, это отношение в коллективе - он бывает очень разный, поэтому и его воздействие различается - друзья могут и поддерживать человека, а могут и еще больше усугублять нагрузку на ЦНС. В-третьих, это отношение и способ подачи информации педагогом - любой из них должен заинтересовать детей в своем предмете.

нервное перенапряжение и утомление школьника

Родители должны внимательно наблюдать за школьником, обсуждать с ним его проблемы, иметь очень доверительные отношения со своим ребенком - именно так возможно обнаружить самые ранние признаки нервного перенапряжения и устранить их в самом начале. При наступлении переутомления центральной нервной системы в первую очередь меняются характер и поведение школьника - он становиться более замкнутым, раздражительным (особенно после прихода из школы), на вопросы о делах в школе отвечает односложно ("нормально", "как обычно"). Сон становиться неспокойным, затруднено засыпание, а утром школьника не поднимешь на занятия. В связи с этим наблюдается сильная дневная сонливость. При нарастании проявлений нервного перенапряжение снижается концентрация внимания и способность к запоминанию - это отражается на оценках в школе, бывшие отличники в такой ситуации могут "скатиться" до троечников. Как правило, именно в этот период школьники могут начать обманывать родителей, сначала по поводу заданных домашних заданий - не находя в себе силы заниматься ими дома и не получив понимания в этом вопросе родителей (многие из которых считают что их ребенок просто начал лениться), они попросту говорят, что им ничего не задали. А между тем такой с виду безобидный обман создает основу для будущего "большого" обмана - видя, как родители "ведутся" на такую ложь, ребенок может начать скрывать и другие аспекты своей жизни.

Если даже при таких тревожных "звоночках" не было предпринято никаких мер, кроме скандалов и отцовского ремня, по разгрузке нервной системы школьника, нервное перенапряжение может перерости в нервный срыв или быть основой расстройств социальной адаптации - раздражительность ребенка перерастает в озлобленность, он может провоцировать драки в школе, его поведение и дисциплинированность ухудшаются. В этой ситуации педагоги часто винят родителей за неправильное воспитание, а родители ругают учителей за непрофессионализм или предвзятое отношение к своему ребенку. Также в последнее время стало модно все сваливать на "синдром гиперактивного подростка", а по сути все это является простым проявлением далеко запушенного психологического стресса школьника, возникшего на фоне нервного перенапряжения.

Как уже было сказано, очень важно обнаружить признаки переутомления нервной системы ребенка как можно раньше и предпринять меры по разгрузке. В первую очередь необходимо нормализовать сон - для лучшего засыпания можно давать школьнику на ночь теплое молоко с медом, успокаивающие чаи. Необходимо исключить прием крепкого чая и кофе, особенно незадолго до сна. Можно также выделить время для дневного сна после школы - это расслабит нервную систему перед выполнением домашнего задания. Желательно не менее часа в день проводить на свежем воздухе - на прогулке, участвовать в активных играх со сверстниками во дворе, кататься на велосипеде. Есть также некоторые лекарственные вещества и витаминные комплексы от нервного перенапряжения у детей, но принимать их стоит только по назначению врача. Также не стоит отдавать ребенка с признаками нервного перенапряжения в какие-либо кружки или секции - это лишь еще больше усугубит процессы переутомления.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Профессор, директор Института возрастной физиологии Марьяна Михайловна Безруких рассказала о признаках нервного перенапряжения, которые иногда ускользают от глаз даже самых внимательных родителей, и о том, как помочь ребенку в этой ситуации.


Нервному стрессу подвержены не только взрослые, но и дети. Однако дети не умеют анализировать свое состояние и почти никогда не жалуются родителям на перенапряжение. Зато их психика начинает сообщать нам всеми доступными способами, что система перегружена и вот-вот случится «короткое замыкание». Это проявляется в резком изменении поведения ребенка. Наша задача - уметь вовремя заметить, распознать признак нервного напряжения, связанного со стрессом, и ответить на подаваемый сигнал заботой и помощью.

Особенно чувствительны к стрессу дети гиперэмоциональные, со слабой нервной системой, а также часто болеющие. Их состояние может заметно ухудшиться при воздействии любого стрессового фактора, и это проявится в поведении - сразу же или с небольшой отсрочкой.

Признаки стресса у детей, которые мы опишем ниже, мы не всегда замечаем, а если замечаем, то быстро находим объяснение: просто ребенок недавно болел, это он от погоды, все потому, что он только что пошел в школу и т.д. Но ведь и болезни, и проблемы дома, и изменение социальной ситуации развития ребенка - это факторы стресса, одни из множества возможных. Объяснить себе причину поведения ребенка мало, следует еще подумать о том, как уменьшить ее воздействие на ребенка.

Обратите внимание: если ребенку всегда были свойственны те или иные особенности поведения, привычки, реакции - они не могут сказать нам ничего об изменении состояния ребенка. Важно обращать внимание на новые, нетипичные признаки.

Наиболее типичные признаки того, что психика ребенка не справляется со стрессом:

  • беспокойный сон. Ребенок вдруг стал крутиться, ворочаться, часто просыпаться, разговаривать во сне, долго засыпать (в норме, с момента укладывания и до крепкого сна должно проходить не более 15-20 минут). Если же ребенок лежит без сна в кровати, то и дело встает то пить, то в туалет - к его состоянию стоит присмотреться;
  • перевозбуждение. Внезапные острые и резкие реакции, эмоциональные выплески: слезы, приступы ярости, истерики, обиды в ситуациях, которые раньше проживались гораздо спокойнее;
  • необычная реакция на звук и свет. Этот признак может проявляться по-разному: в зависимости от характера, возраста, особенностей восприятия, ребенок может просто жаловаться на шум, просить сделать потише радио, а может затыкать уши и кричать. Стараться избегать яркого света, болезненно щуриться или обращать внимание родителей на то, что ему некомфортно при ярком свете. При этом вы уверены, что лампочки в квартире не меняли, телевизор не стал громче - просто ребенка все это стало раздражать;
  • страхи. Речь идет о появлении у ребенка новых навязчивых тревожных мыслей - абсолютно любых. Этот признак легко заметить, он доставляет нам много хлопот, но не всегда мы допускаем, что в его основе лежит нервный стресс. Обычно мы склонны списать все на страшную сказку, рассказанную на ночь, услышанную историю или увиденную картинку. Однако, если ребенок спокоен и здоров, ему не будут сниться кошмары после прочитанной сказки;
  • навязчивые движения. К ним относится множество разных проявлений: подергивания мимических мышц, покусывание губ, необходимость постоянно грызть ногти, карандаш, кончик косички, жевать носовой платок, крутить пуговицу, одергивать платье, поглаживать себя… В общем, навязчивыми мы считаем любые стереотипные повторяющиеся движения, которые, как правило, усиливаются, когда ребенок волнуется. Эти проявления сложно не заметить. Обычно они очень раздражают родителей, но никакие ваши замечания, угрозы и увещевания не помогут избавить ребенка от навязчивой «привычки»;
  • запинки в речи. Раньше ребенок говорил спокойно и «гладко», а теперь вдруг стал волноваться, делать паузы в середине слова, ловить ртом воздух, несколько раз повторять первый слог слова. Это еще не заикание, но уже свидетельство небольшого речевого расстройства. Тревожные родители склонны тут же подозревать у ребенка болезнь - но часто причиной запинания бывает сильный стресс;
  • консерватизм. Ребенок вдруг становится крайне избирателен во всем, отказывается пробовать новую пищу, надевать новую одежду, теряется в незнакомой ситуации, не хочет нарушать какой-либо бытовой ритуал,например, привычный путь от школы до дома. Если раньше ребенок не был замечен в таком поведении - вероятно, это проявление нервного перенапряжения;
  • повышенная чувствительность к неудобной одежде. К сожалению, не всегда у нас хватает времени, сил и внимания выслушать жалобу ребенка на непорядок в его одежде и устранить причину дискомфорта. Но даже если ребенку что-то натирает, жмет, царапается или просто стало слегка мало, его здоровая реакция - сообщить вам и дождаться, пока вы поможете. Если же ребенок ничего не говорит, не может объяснить, что именно ему мешает, постоянно теребит, трет, поправляет на себе одежду - это один из признаков, что ребенок испытывает серьезную эмоциональную перегрузку.

Что делать, если вы обнаружили у ребенка подобные изменения в поведении?

  • Не нужно ругать ребенка, одергивать, кричать и пугать небылицами, которыми нас пугали бабушки. Если речь идет о нервном стрессе, то постоянные замечания, попытки пристыдить или отучить не помогут ребенку быстрее уснуть, перестать бояться или грызть ногти. Описанный выше комплекс симптомов - признак неврозоподобного расстройства, которое не лечится усилием воли ребенка или вашими просьбами.
  • Не списывайте все на «моду среди детей» или простое баловство, не игнорируйте жалоб ребенка, не ждите, что проблемы пройдут сами собой.
  • Наблюдайте. Следите за тем, как ребенок чувствует себя по вечерам, после школы и т.д. Обычно у ребенка в стрессе проявляется не один симптом, а больше, просто родители их не замечают, пока врач или другой специалист не обратит их внимание на некоторые особенности поведения ребенка.
  • Изучите природу детского нервного стресса, возможные причины, триггеры и пути преодоления. Зачастую проблему решают не только пилюли, прописанные неврологом, но и коррекция родительского поведения. Полезно бывает немного пересмотреть режим дня, рацион, иначе расставить приоритеты, найти нужные слова. Кроме того, важным фактором детского стресса является родительская депрессия. Чтобы помочь ребенку, придется найти возможность помочь себе.

Интервью провела Александра Чканикова

***
17 октября стартует цикл онлайн-встреч с детским физиологом Марьяной Безруких «Семейный антистресс».

Читайте также: