Проявления ориентировочной реакции. Влияние на ориентировочную реакцию

Обновлено: 25.06.2024

Обязательное задание к модулю
«Психофизиология»
1. Дайте объяснение понятию «ориентировочная реакция». Опишите механизм ее возникновения и угашения. Перечислите факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию.
Ответ:
животного на новый, внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР, легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.
Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический. Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.
Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модальна неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вызывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вызвана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

2. Дайте объяснение понятию «энграмма». Перечислите этапы фиксации информации. Перечислите и охарактеризуйте процессы памяти.
Ответ:
Энграмма — это физическая привычка или след памяти на протоплазме организма, оставленный повторным воздействием раздражителя. Буквально с греческого слово «энграмма» означает «внутренняя запись». Этим словом древние греки обозначали восковые таблички для записи значения различных знаков.
Этапы формирования энграмм
По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. память психика личность энграмма
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

3. Дайте определение понятию «эмоция» с физиологической точки зрения. Объясните механизм возникновения эмоций согласно концепции потребностно-информационной теории.
Ответ:
Эмоция (от лат. «emovere» – возбуждать, волновать) – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективное явление, а субъективное к нему отношение.
Эмоции (например, гнев, страх, радость) принято отличать от общих ощущений (таких, например, как голод, жажда). Возникновение общих ощущений связано с возбуждением определенных рецепторов, а эмоции не имеют собственных рецептивных полей. Такие субъективные переживания, как страх или гнев трудно связать с определёнными рецепторами, поэтому они обозначаются не как ощущения, а как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в их нерегулярном, спонтанном возникновении.
Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:
Э = П × (Ин — Ис),
где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Учитывая, что потребность (П), рассматривается как «побуждение, отрицательное в биологическом смысле для организма» , то из формулы становится ясно, что при Ис Ин — положительный.

4. Перечислите основные виды двигательных функций; факторы, обусловливающие двигательный акт; основные принципы управления двигательными актами. Дайте определение понятию «рефлекторное кольцо».
Ответ:
Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или пове¬дение. Двигательный акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим фак¬тором целенаправленного поведения, так же как и отдельного дви¬гательного акта, является полезный для жизнедеятельности орга¬низма приспособительный результат.
Следует различать такие понятия, как «двигательный акт» и «элементарное движение». Двигательный акт реализуется с помо¬щью моторной программы, а в простейшем случае через возбуж¬дение командного нейрона, управляющего согласованной рабо¬той группы мотонейронов и соответствующих мышечных единиц. Элементарное движение представлено сокращением/расслаблением мышечных единиц, вызываемых стимуляцией мотонейрона. Одна и та же двигательная программа может быть выполнена с помо¬щью разного набора элементарных движений мышц. Например, левой или правой рукой.
С позиции принципа системного квантования процессов жиз-недеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдель¬ным квантом поведения. Это наиболее очевидно при иерархичес¬ком квантовании, когда удовлетворение ведущей потребности зна¬чительно отставлено во времени и для достижения конечного результата необходимо выполнить ряд предварительных действий. Например, при конструировании человеком определенного изде¬лия, когда для создания конечного продукта необходимо решить ряд промежуточных задач со своими конкретными результатами.
Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем П.К. Анохина. Определяя функциональную систему как динамическую, саморегулирующую-ся организацию, избирательно объединяющую структуры и про¬цессы на основе нервных и гуморальных механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму в целом приспосо-бительных результатов, П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения
Рефлекторное кольцо — временное образование внутри замкнутого круга рефлекторной деятельности при определённом возмущении, источником которого может быть как сама внешняя среда, так и «власть воли» индивидуума.
Рефлекторное кольцо включает в себя:
· Рефлекторная дуга
· обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.
5. Дайте определение понятию «состояние» и приведите структуру психофизиологического состояния человека. Перечислите факторы, оказывающие влияние на восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности.
Ответ:
Психофизиология состояний человека
♦ Понятие состояния человека.
♦ Психическое состояние.
♦ Функциональный и психофизиологическое состояние.
♦ Негативные состояния.
Понятие состояния человека
Понятие «состояние» является общенаучным понятием. Оно относится к системе категорий философии и соотносится с такими категориями, как «качество» и «количество», «мера», «явление» и «сущность», «причина» и «следствие», «движение» и «покой», » связь «и» отношения «и многими другими (И. Петров).
Состояние человека представляет собой целостную системную реакцию (на уровне организма и часто — личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечения его жизнедеятельности в конкретных условиях существования.
Состояния характеризуются следующими свойствами:
♦ модальность — состояния качественно отличаются друг от друга и в первую очередь тем, переживания (эмоции и эмоциональный тон ощущений) их сопровождают;
♦ продолжительность (устойчивость) состояний;
♦ глубина состояний (интенсивность) — характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций;
♦ качество состояний определяется спецификой фактора, влияющего на человека, исходным фоном, а также индивидуальными особенностями человека; по знаку переживаний (эмоций) состояния разделяют на положительные и отрицательные; в зависимости от значимости того или иного состояния для эффективности деятельности, общения и здоровья состояния разделяют на благоприятные и неблагоприятные.

6. Дайте определение понятиям «стресс» и «дистресс». Перечислите функции и виды стресса, а также причины дистресса.
Ответ:
Сегодня все говорят о стрессе как об источнике многих человеческих страданий и проблем. Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) в психологии и медицине называют реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
Термин «стресс» ввел в психофизиологию Уолтер Кэннон, подразумевая под ним нервно-психическое напряжение, возникающее как реакция типа «бей или беги» на угрозу. Данной реакции сопутствуют рост нервного возбуждения, повышение кровяного давления, увеличение мышечного тонуса. Помимо этого, учащается сердцебиение, усиливается потоотделение, происходит изменение волновой активности мозга, перераспределяется кровь в организме (возникают ощущения, что кровь отхлынула от лица или «ударила в голову»). Подобные состояния возникают в чрезвычайных случаях, когда необходимо действовать и принимать решения быстро (угроза жизни и безопасности, например, пожар, спасение утопающего).
Что такое стресс ?
Сегодня все говорят о стрессе как об источнике многих человеческих страданий и проблем. Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) в психологии и медицине называют реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
Термин «стресс» ввел в психофизиологию Уолтер Кэннон, подразумевая под ним нервно-психическое напряжение, возникающее как реакция типа «бей или беги» на угрозу. Данной реакции сопутствуют рост нервного возбуждения, повышение кровяного давления, увеличение мышечного тонуса. Помимо этого, учащается сердцебиение, усиливается потоотделение, происходит изменение волновой активности мозга, перераспределяется кровь в организме (возникают ощущения, что кровь отхлынула от лица или «ударила в голову»). Подобные состояния возникают в чрезвычайных случаях, когда необходимо действовать и принимать решения быстро (угроза жизни и безопасности, например, пожар, спасение утопающего).
Канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982), проводя наблюдения, заметил, что первые реакции организма на различные инфекционные болезни схожи: повышение температуры тела, вялость, бледность кожных покровов, недомогание. Отличия в симптомах болезней начинают появляться через несколько дней. Данные наблюдения помогли Селье трактовать стресс шире, не только как реакцию «бей – беги», но как неспецифическую реакцию организма на любое внешнее воздействие. Селье назвал такой ответ организма общим адаптационным синдромом (ОАС).
Гормоны стресса
В организме в первые несколько минут стрессовой ситуации вырабатывается большое количество гормонов стресса – адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона (АКТГ), кортизола, необходимых для устранения возникшей угрозы.
Выработка адреналина и норадреналина резко повышается при стрессовых и близких к нему состояниях, связанных с ощущением опасности, тревоги, страха, а также при травмах, ожогах, шоке. Содержание адреналина в крови повышается при усиленной мышечной работе. Адреналин вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи, слизистых оболочек, но расширяет сосуды головного мозга и способствует повышению артериального давления. Кортизол повышает сахар в крови, резко усиливает клеточный метаболизм. Кроме того, во время стресса вырабатываются гормоны удовольствия — окситоцин и дофамин. Действие этих гормонов способствует возникновению воодушевления, приподнятости настроения, даже некоторой эйфории при слабом и умеренном стрессе.
Щитовидная железа вырабатывает тироксин, который учащает дыхание, сердцебиение, повышает тревожность, уменьшает чувство усталости.
Этапы стресса
По сути, стресс — это состояние гемеостаза (саморегуляции) организма, обеспечивающее ему необходимую активность в условиях воздействия экстремальных факторов. Стрессовые механизмы включаются чаще всего без участия сознания. Например, в случае внезапно возникшей опасности на дороге, водитель сначала жмет на тормоз, а уж потом, осознав угрозу, покрывается холодным потом, испытывает онемение в теле. Сердцебиение у него может сначала замедлиться, потом участиться.
Ганс Селье выделил следующие этапы стресса:
1.Первая реакция на раздражитель (тревожность). Происходит мобилизация адаптационных возможностей организма.
2.Стадия сопротивления (резистентности).
3.Стадия истощения.
Например, на температуру воздуха выше 33 — 36 градусов организм человека реагирует повышением потоотделения. Влага, испаряясь с поверхности тела, охлаждает его, предохраняя от перегрева. Теряя влагу, через некоторое время организм уже страдает от обезвоживания. Поэтому в жаркую погоду рекомендуется носить легкие панамки и кепки, пить больше воды.
Если организм длительное время подвергается воздействию высоких температур, его адаптационные возможности истощаются. В первую очередь жертвами становятся люди с ослабленной или с не вполне сформировавшейся адаптационной системой: больные, пожилые, дети. В летнюю жару возрастает количество вызовов «скорой» из-за скачков артериального давления, приступов стенокардии, инфарктов, инсультов, а также тепловых и солнечных ударов.
Дистресс — это деструктивный стресс, опасное и разрушительное для здоровья состояние, возникает из затянувшегося стресса. Чем дольше действует стрессор, тем сильнее дистрессовое расстройство. Дистресс ухудшает протекание психофизиологических функций.
Если стресс может быть приятным и неприятным, то дистресс только неприятен и болезнен. При дистрессе в организме накапливаются продукты деятельности стрессовых механизмов, что приводит к разрушению механизмов саморегуляции. Появляются сердечные и головные боли, одышка. Может усилиться потоотделение, появиться мышечное напряжение. Сбиваются биологические ритмы человека (нарушается сон, может появиться бессонница), изменяются гормональные и иммунные функции организма. Существует мнение, что ни одна болезнь не возникает без влияния стресса на иммунную систему. При дистрессе на 40 % снижается количество клеток – киллеров, борющихся с вирусами и опухолями, падает уровень лейкоцитов в крови. Возникает перенапряжение в работе нейроэндокринных механизмов. Установлено негативное влияние повышенного уровня стресса на генетический аппарат.
Дистресс истощает все адаптационные резервы организма, что может привести к развитию депрессии, пограничных состояний, психических расстройств.
Признаками дистресса могут быть: несвойственная данному человеку конфликтность,тревожность, усталость, раздражительность, вспышки агрессии, неадекватные реакции (смех или слезы), апатия, изменение аппетита, снижение либидо, суетливость, забывчивость, нервозность, соматические нарушения (головные боли, тошнота, дрожь, потливость, боли, ломота в мышцах); изменение сознания и речи, проявляющиеся в обилии междометий, сбивчивой речи, трудностях с формулированием мыслей.

Физиологические показатели ориентировочной реакции

Использование полиграфической регистрации показало, что ориентировочная реакция вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений.

При предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции происходит генерализованная активация, одновременно с которой возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, неспецифична, быстро угасает, даже если вызвана болевым раздражителем, тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым.

В результате повторения стимула в нервной системе формируется "модель", определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. "нервной моделью". Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ориентировочной реакции не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители. Реакция, возникающая в результате рассогласования афферентного раздражения с "нервной моделью" ожидаемого стимула, длится до тех пор, пока существует эта разница.

Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив "закон силы". Чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.

Факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию, можно упорядочить, выделив 4 уровня, или регистра:

1. Стимульный регистр

2. Регистр новизны

3. Регистр интенсивности

4. Регистр значимости

Первый уровень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции.

Ориентировочная реакция возникает лишь на стимул, который предварительно оценивается как биологически значимый.

Выделяют следующие виды внимания: сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное), двигательное, эмоциональное и интеллектуальное, которые могут страдать независимо друг от друга, т.к. в их обеспечении принимают участие разные отделы мозга - зоны коры, непосредственно связанные с обеспечением соответствующих психических функций

Внимание поддерживается за счет работы разных анатомических зон, образующих сетевую структуру. Выделяется ряд функциональных подсистем внимания, обеспечивающих три главные функции: ориентацию на сенсорные события, обнаружение сигнала для фокальной (сознательной обработки) и поддержание бдительности, или бодрствующего состояния. В обеспечении первой функции существенную роль играет задняя теменная область и некоторые ядра таламуса, второй — латеральные и медиальные отделы фронтальной коры. Поддержание бдительности обеспечивается за счет деятельности правого полушария.

Согласно экспериментальным данным, правое полушарие в основном обеспечивает общую мобилизационную готовность человека, поддерживает необходимый уровень бодрствования и сравнительно мало связано с особенностями конкретной деятельности. Левое в большей степени отвечает за специализированную организацию внимания в соответствии с особенностями задачи.

Экспериментальное изучение физиологических коррелятов и механизмов внимания осуществляется на разных уровнях, начиная от нервной клетки и кончая биоэлектрической активностью мозга в целом. Каждый из этих уровней исследования формирует свои представления о физиологических основах внимания.

Нейрофизиологические механизмы внимания:

Ретикулярная формация наряду с лимбической системой образуют блок модулирующих систем мозга, основной функцией которых является регуляция функциональных состояний организма.

Первоначально к неспецифической системе мозга относили в основном лишь сетевидные образования ствола мозга и их главной задачей считали диффузную генерализованную активацию коры больших полушарий. По современным представлениям, восходящая неспецифическая активирующая система простирается от продолговатого мозга до зрительного бугра (таламуса).

Таламус - подкорковая структура, образованная двумя большими группами ядер, расположенными по обеим сторонам 3-го желудочка и связанными между собой серой спайкой. Таламус служит своего рода распределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует, интерпретирует и затем передает в мозг.

Функции таламуса:

Таламус, входящий в состав промежуточного мозга, имеет ядерную структуру. Он состоит из специфических и неспецифических ядер. Специфические ядра обрабатывают всю поступающую в организм сенсорную информацию, поэтому таламус образно называют коллектором сенсорной информации. Специфические ядра таламуса связаны, главным образом, с первичными проекционными зонами анализаторов. Неспецифические ядра направляют свои восходящие пути в ассоциативные зоны коры больших полушарий.

В 1955 г. Г. Джаспером было сформулировано представление о диффузно-проекционной таламической системе. Опираясь на целый ряд фактов, он утверждал, что диффузная проекционная таламическая система (неспецифический таламус) в определенных пределах может управлять состоянием коры, оказывая на нее как возбуждающее, так и тормозное влияние.

В экспериментах на животных было показано, что при раздражении неспецифического таламуса в коре головного мозга возникает реакция активации. Эту реакцию легко наблюдать при регистрации энцефалограммы, однако активация коры при раздражении неспецифического таламуса имеет ряд отличий от активации, возникающей при раздражении ретикулярной формации ствола мозга.

Проявления ориентировочной реакции. Влияние на ориентировочную реакцию

Состав и функционирование мозга и нервной системы человека

Ориентировочная реакция человека по Е.Н. Соколову

Е.Н. Соколов опубликовал книгу: «Восприятие и условный рефлекс», где рассказал об изучении ориентировочной реакции человека.

Согласно исследованиям учёного, реакция ориентации возникает вследствие расхождения между внутренней нейронной моделью внешней окружающей среды и текущим чувственным восприятием этой среды.


Карл Прибрам, побывавший в лаборатории учёного, так рассказывал об этих экспериментах:

«Испытуемому, у которого записывалась электроэнцефалограмма, кожно-гальваническая реакция и плетизмограмма, с нерегулярными интервалами предъявлялись звуковые сигналы определённой интенсивности и длительности. В начале эксперимента наблюдались характерные изменения указанных физиологических показателей. Эти реакции, известные как ориентировочные, сопровождали изменение поведения. По ходу эксперимента показатели ориентировочного рефлекса (более точная формулировка – «ориентировочный рефлекс» по И.П. Павлову – Прим. И.Л. Викентьева) постепенно ослабевали, пока звуковой сигнал вообще не перестал вызывать какой-либо эффект. Испытуемый привык к сигналам. Тогда Соколов уменьшил интенсивность звука, не изменив других характеристик сигнала. У испытуемого сразу же снова появились ориентировочные реакции, проявлявшиеся в указанных показателях.

Таким образом, рассуждал Соколов, привыкание не может быть просто каким-то утомлением сенсорных и нервных элементов. Скорее всего, в центральной нервной системе должна сформироваться некая модель стимула, с которой сравниваются все поступающие сигналы. Любые изменения сигнала вызывают ориентировочную реакцию.

Соколов проверил свое предположение, предъявив испытуемому, у которого уже обнаружилось привыкание, более короткие звуковые сигналы. Ориентировочная реакция вновь появлялась в момент, когда такие укороченные звуки прекращались. В этом случае реакции, проявляющиеся в ЭЭГ, КГР и плетизмограмме, возникали в ответ на неожиданное наступление тишины».

Карл Прибрам, Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии, «Прогресс», 1975 г., с. 284-285.


Кроме этого, Карл Прибрам привёл свой интересный пример:

«Мы все испытывали эту удивительную реакцию или неожиданное наступление тишины. Я назвал это «феноменом Бовери». В течение многих лет на Третьей авеню и Нью-Йорке существовала надземная железная дорога, которая производила ужасающий шум; когда она была снесена, люди, жившие в домах вдоль железной дороги, периодически просыпались от отсутствия звуков во время сна и звонили в полицию, чтобы сообщить, что происходит нечто странное, хотя они не могли точно определить, что именно. Эти звонки раздавались в те моменты, когда раньше с грохотом проносились поезда. Появление чего-то странного было, конечно, связано с наступлением «внезапной тишины», которая заменила ожидаемый шум…»

Карл Прибрам, Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии, «Прогресс», 1975 г., с. 66.

Негативное научение (привыкание)

Негативным научением или привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Привыкание считается наиболее распространенной формой научения.

Отличительной особенностью такой формы приобретения опыта является не приобретение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся.

Биологическое значение привыкания заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования организм должен уметь различать существенные и несущественные для его жизнедеятельности раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.

Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям с которыми ежедневно встречается и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакциями, приспособиться к товарищам по стае или стаду и ограничивать свои реакции, возникающие в их присутствии, лишь действительно необходимыми. Благодаря привыканию происходит стабилизация общественного поведения любого сообщества животных. Привыкание наблюдается по отношению ко всем видам раздражителей или воздействий: световым (зрительным), слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым.

Считают, что негативное научение характеризуется рядом особенностей, которые можно рассматривать и как правила использования привыкания в воспитании и дрессировке:

1. Повторяющиеся раздражители приводят к снижению величины исходной реакции (появление безразличия).

2. Прекращение применения данных раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.

3. Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и прекращения их применения до восстановления ответной реакции.

4. Скорость развития и степень выраженности привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.

5. Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя. Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции.

6. Привыкание к одному раздражителю может облегчить его по отношению к другим близким по характеру раздражителям.

7. Предъявление другого раздражителя может приводить к отмене привыкания.

8. Повторное предъявление раздражителей, восстанавливающих ответную реакцию (отменяющих привыкание) менее эффективны, так как и к этим раздражителям постепенно развивается привыкание.

Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться, если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию .

Привыкание очень близко к процессу угашения условных рефлексов. Вполне вероятно. что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врожденных реакций, угашение - приобретенных.

Одним из примеров привыкания может служить угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды. Как правило, раздражители внешнего мира вызывают ряд сложных реакций, направленных на лучшее восприятие, необходимое для анализа биологического значения этих раздражителей для организма, что и называют ориентировочной реакций.

Ориентировочная реакция в процессе воспитания и дрессировки имеет двоякое значение. С одной стороны для того, чтобы команда (раздражитель, сигнал, событи было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию (ориентированная ориентировочная реакция), которая позволяет "настроить" на нее органы чувств. Без внимания восприятие невозможно и чем больше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят. Образование , то условного ответа начинается с ориентировочной реакции. Но с другой стороны если ориентировочная реакция не исчезает или поведение переходит в оборонное, научение становится невозможным.

Проявление ориентировочной реакции принято делить на два этапа:

- начальная реакция (тревога, удивление), характеризующаяся прекращение текущей деятельности и фиксацией позы;

- исследовательская реакция (внимание), проявляющаяся в повороте головы или в форме различных исследовательских рефлексов и характеризующаяся анализе раздражителя.




Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражителя, его новизны, силы и состояния организма. И если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.

Замечено, что выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и отчасти от неожиданности раздражителя. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей): в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителеи). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животного. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции.

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивностии избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания, нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется страх и даже реакция бегства. Животное убегает до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя. Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раздражителю. Он перестает вызывать страх, оборонительное поведение ослабевает и сменяется исследовательским. И реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражителя, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновременно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается и последняя.

Предъявление животному какого-либо вызывающего страх раздражителя и лишение его возможности скрыться от этого раздражителя с целью выработки привыкания, получило название "избыточного предъявления".

Снижая ориентировочную реакцию, привыкание способствует переходу к более сложной форме научения - условнорефлекторной.

Словарь терминов: негативное научение, угашение, ориентировочная реакция,избыточное предъявление раздражителя.

Контрольные вопросы: В чем заключается отличие негативной формы научения от других форм? Охарактеризуйте биологическое значение привыкания. Перечислите характерные особенности развития привыкания. В чем заключается отрицательное влияние ориентировочной реакции на дрессировку и применение собак? От чего зависит ориентировочная реакция животного на раздражитель? В чем заключается положительная роль ориентировочной реакции в дрессировочном процессе?

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016


ВЛИЯНИЕ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Собаки обладают высокоразвитой нервной системой и системой органов чувств, поэтому они достаточно легко поддаются дрессировке. Этому, несомненно, способствует и наличие элементарного мышления, которое проявляется в их умении приспосабливаться к новым условиям и использовать прежний опыт в изменившейся обстановке. Для того чтобы правильно строить взаимоотношения с собакой и успешно заниматься дрессировкой, необходимо понимать психофизиологические особенности, т.е. специфику высшей нервной деятельности (ВНД).

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде[1].

Типы высшей нервной деятельности собак (классификация)

Сангвинический тип ВНД

У собак с такой нервной системой четко выражены основные реакции поведения, эти реакции легко и быстро сменяют друг друга в процессе работы. Сангвиники быстро дрессируются, при этом выработанные навыки довольно качественно сохраняются. Сильные раздражители не вызывают чрезмерного возбуждения.

Холерический тип ВНД

Собаки сильно возбуждаются и быстро переключаются на раздражители. Условные рефлексы, связанные с развитием злобы, выработкой хватки, задержанием помощника быстро вырабатываются и преобладают над другими рефлексами. Первоначальная выработка условных рефлексов проходит очень быстро, но их совершенствование затруднено, так как собака сильно отвлекается в ходе работы. Трудно также выработать навыки прекращения нежелательных действий, длительную выдержку. На сильные раздражители собака сильно возбуждается, но после этого остается способной воспринимать команды и сигналы дрессировщика, так же легко переключаясь на другой вид деятельности.

Флегматический тип ВНД

На раздражители собака возбуждается медленно, так же медленно после возбуждения переключаясь на другой вид деятельности. В ходе дрессировки выработать условные рефлексы у флегматика тяжело, дрессировка проходит медленно, но выработанные навыки надолго сохраняются. На сильные отвлекающие раздражители собака реагирует слабо.

Меланхолический тип ВНД

Сильно выражена ориентировочная реакция на новое место, запахи. Подвижные меланхолики беспричинно суетливы, малоподвижные - пассивны. Воздействие сильных раздражителей вызывает страх, срывы. Основные реакции поведения проявляются слабо. При дрессировке выработанные первоначальные условные рефлексы отличаются неустойчивостью, проявляются слабо, совершенствование рефлексов до стойких навыков затруднено[4].

Необходимо помнить, что большое количество собак имеет не резко выраженный тип высшей нервной деятельности, который находится как бы на границе между отдельными, ярко выраженными типологическими свойствами нервной систем [3].

Методика и результаты исследований

Для исследований были отобраны собаки породы немецкая овчарка, примерно одинакового возраста (1,5-2лет). 9 собак подобраны в одинокой форме содержания, кормления и физической нагрузке.

Испытания с целью оценки навыков по выборке вещей, человека и работы по следу проводятся по одним и тем же нормативам и требованиям. Каждое упражнение имело максимальную оценку – 20 баллов. Ошибки собаки оцениваются по таблице штрафных очков, которые затем вычитывались из максимальной оценки упражнения.

1. Оценка навыков по выборке вещей. На выполнение упражнения отводится 2 минуты – время отсчитывалось с момента подачи команды "Нюхай" или "Ищи".

Выборка чужой вещи производится из 4 предметов, не имеющих резкого собственного запаха. Запах наносится на предметы не менее одной минуты. Предметы раскладывались на участке 2м х 2м в любом порядке на расстоянии не менее 30 см один от другого. Пятый предмет для занюхивания располагается на расстоянии 3 м с любой стороны от разложенных предметов.

По команде экспериментатора кинолог подходит вместе с собакой к положенному для занюхивания предмету и дает собаке его занюхать. После того как собака обнюхала предмет, кинолог давал собаке команду "Нюхай" или "Ищи" и направляющим жестом рукой посылал собаку на выборку, сам при этом оставался на месте.

Собака должна по первой команде кинолога подойти к предметам, обнюхать их, выбрать предмет с искомым запахом, принести его кинологу и отдать ему в руки по команде "Дай". Обход и посадка у ноги не обязательны. Повторные команды разрешались только в том случае, если собака отвлекалась от выборки (отходит от места расположения предметов, принюхивается к посторонним объектам и т.п.). Если собака выбрала предмет, но не подносит его, то допускается команда "Ко мне" (штрафуется). В случае, если собака четко указала предмет, но не принесла его, кинолог может заявить об окончании упражнения и указать на выбранную собакой вещь.

Оценка результатов:разрешается два пуска на выборку. Если по истечении первого пуска собака не выбрала нужный предмет, кинолог подзывал ее командой "Ко мне" (в этом случае штраф не налагается), вторично давал ей занюхать предмет и посылал собаку на выборку еще раз. Неправильно выбранный предмет заменялся новым другим запахом. При повторном пуске ошибки предыдущего пуска не учитывались.

Повторные команды штрафовались. Если кинолог своими действиями наводил собаку на искомый предмет, или собака на втором пуске не выбирала нужный предмет или не обозначала его по истечении 2 минут - упражнение считалось невыполненным (штраф 20 очков).

2. Оценка навыков по выборке человека из его вещей проводилась согласно следующей методике. Для выборки человека необходима группа из 4 помощников. Собака пускалась на выборку без поводка и в наморднике.

За 15-20 минут до начала упражнения у всех помощников отбирают врученные им одинаковые чистые предметы из мягкого материала, которые помещали в целлофановые мешочки. Туда же клали свернутые в трубочку записки с фамилией и инициалами владельца предмета. Мешочки завязывали одинаковой тесьмой и перемешивались. По указанию экспериментатора, кинолог усаживал собаку в 3-4 м от шеренги помощников, брал любой мешочек, развязывал его, доставал предмет и давал его собаке обнюхать. Затем пускал собаку на выборку (команда "Нюхай" или "Ищи"), а сам оставался на месте. Допускался пуск собаки на поводке.

Собака должна была спокойно обнюхать помощников и выбрать владельца вещи, указав на него своим поведением (лаем, посадкой, укладкой и т.д.). Кинолог, определив по поведению собаки, что она указывает владельца предмета, поднимал руку. Этим фиксировалось окончание упражнения, доставали из мешочка записку с данными владельца вещи, которого выбрала собака, и устанавливали правильность выборки.

Оценка:разрешалась 3 пуска с дачей занюхивания одного и того же предмета. Одним пуском считалось движение собаки вдоль шеренги помощников 4 раза (2 раза слева направо и 2 раза справа налево) или работа собаки в течение 2 минут. Повторные команды и пуск собаки на поводке штрафовались. Если собака не выбрала помощника после третьего пуска, или кинолог своими действиями наводил собаку на искомого помощника – упражнение считалось невыполненным (штраф 20 очков).

3. Оценка навыка «работа по следу» проводилась согласно следующей методике. Протяженность следа 500 м. Давность следа – 30 минут. След прокладывался на ровной поверхности, вдали от мест скопления людей. Начало следа обозначалось флажком. След должен был иметь 2 тупых угла через каждые 150 м и через следующие 100 м острый угол (см. схему). На линии следа раскладывались и маскировались три вещи, удобные для подноски собакой. На конечной точке следа оставлялся четвертая вещь - "вымпел" или маскировался помощник [1].

Места, куда клались вещи, определял экспериментатор, но они должны были лежать на одинаковом расстоянии друг от друга для всех участников эксперимента. Все вещи должны были иметь порядковый номер.

Кинолог с собакой на 10-метровом поводке по указанию экспериментатора подходил к началу следа и ознакамливал ее с запахом следа (команда "Нюхай"). Затем пускал ее по следу (команды "Нюхай", "След"). С начальной точки следа собаку разрешалось пускать до трех раз. Прорабатывая след, собака должна была самостоятельно обнаружить 3 вещи, "вымпел" или прокладчика следа.

Читайте также: