Релативный и абсолютный слух. История изучения слуха с помощью камертонов

Обновлено: 09.06.2024

Функциональная характеристика слухового анализатора имеет важное значение не только для диагностики ушных заболеваний, но и для профотбора (отбор кандидатов для некоторых профессий, определение выносливости). Особенно важным является массовое исследование детей с целью выделить группы с начинающимися нарушениями слуха (для последующей профилактики тугоухости). Наконец, большую роль играют методы функционального исследования уха при выборе приборов, улучшающих слух. Каждая из упомянутых задач имеет определенный объем и свой метод исследования функций звукового анализатора. Картина заболевания бывает иногда настолько ясна, что используют только самые несложные приемы, позволяющие получить достаточные сведения о функциональных способностях уха.

В других случаях необходимо применять весь арсенал способов исследования слуха, вплоть до самых сложных, для решения вопроса о характере и уровне поражения. Это нередко имеет место при выработке показаний к операциям, целью которых является улучшение слуха (фенестрация, тимпанопластика и т. д.), а также для дифференциальной диагностики центральных форм тугоухости и т. д.

Тональная аудиометрия

Для исследования слуха отдельными тонами (тональная аудиометрия) требуются источники звуков, которые давали бы возможность получить чистые тоны широкого диапазона слышимых частот любой силы. В настоящее время пользуются как камертонами, так и электрическими генераторами звуков - аудиометрами. К преимуществу камертонов относится относительная простота их устройства;
ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени (поэтому они не требуют специальной проверки); портативность и сравнительно хорошая чистота звука (т. е. сила обертонов невелика). Особенно удобны камертоны в поликлинической практике, у постели больного, при исследовании больных на дому.

При помощи камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость. Для получения надежных результатов камертоны должны быть хорошего качества, ножка и бранши их должны давать тон одной и той же высоты. Во время исследования следует держать камертон за ножку, лишь слегка сдавливая ее пальцами. Плотный охват ножки сокращает время звучания камертона. При исследовании воздушной проводимости акустическую ось камертона (проходящую поперек обеих браншей) ставят на одну линию с осью слухового прохода. Бранша камертона должна находиться в непосредственной близости от отверстия слухового прохода, но не касаться козелка и волос. Через каждые 3-5 сек камертон отдаляют и вновь подносят к уху, чтобы, по возможности, исключить влияние адаптации и утомления

Исследование остроты слуха с помощью камертона

Наиболее важным при любом исследовании слуха является определение остроты слуха. Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т. е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

Для получения пороговой интенсивности звука на практике применяются в основном три приема:

  1. используется звук постоянной силы (например, тиканье часов, звук акуметра, шепотная речь), ослабление которого достигается удалением источника звука от испытуемого, причем сила звука падает пропорционально квадрату расстояния;
  2. источник звука (например, камертон) приводится в максимальное колебание, и благодаря трению амплитуда все время уменьшается. Так как между временем звучания и величиной амплитуды (т. е. силой звука) существует известная корреляция (хотя и нелинейная), то можно пороги выражать в относительных единицах времени (способ Конта);
  3. применяется электрический генератор, силу звука которого по желанию можно изменять при помощи аттенюатора. При способе Конта целесообразно отмечать время слышимости не в абсолютных цифрах (секундах), а в процентах ко времени восприятия камертона здоровым ухом, что дает возможность сравнивать остроту слуха при пользовании разными камертонами.

Исследования производятся обычно в "тихом", но не звукоизолированном помещении. Шумовой фон таких помещений достигает 20-30 ДБ.

Другой вариант определения порога воздушной проводимости заключается в том, что после того как испытуемый перестал слышать звук камертона, последний подносится к уху исследователя, и таким образом определяется различие во времени восприятия звука больным и нормальным ухом. Этот метод имеет ряд преимуществ, так как требует меньше времени, отпадает трудность придавать камертону одинаковую силу звучания и, наконец, исследуемый и исследователь находятся в одинаковых условиях (одно помещение, один и тот же шумовой фон и т. п.). Влияние этих факторов не будет заметным образом отражаться на результатах опыта. Однако такое исследование требует большего внимания, и сам испытующий должен обладать нормальным слухом.

Обычно исследуются пороги ряда камертонов: например, с-64, с-128, с1-256, с2-512, с3-1024, с4-2048, с5-4096 Гц. Часто можно ограничиться определением порога для базового (например, с-128 Гц) и дискантового звука (например, с4-2048 Гц). При необходимости исследовать слух всеми тонами, например с целью определения островков и пробелов в тоновой скале у глухонемых, пользуются набором камертонов Бецольд - Эдельмана (Bezold - Edelmann). Этот набор дает возможность получить колебания, начиная с 16 Гц и выше.


Благодаря прикрепленным к браншам камертона грузам можно получить большое количество относительно чистых тонов. Частоты выше 4096 Гц воспроизводятся либо специальными свистками (например, свистком Гальтона), либо монохордом Струйкена. Звуки этих инструментов имеют много обертонов, и определение с их помощью верхней границы слышимости имеет лишь относительную ценность.

Для проверки правильности словесного отчета при исследовании воздушной проводимости можно использовать прием воздушной латерализации: исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и каким именно ухом. Для временного выключения функции неисследуемого уха последнее закрывается пальцем, но этот прием имеет значение только при использовании звуков небольшой интенсивности. Полное же выключение слуха неисследуемого уха достигается при помощи заглушителя - трещотки Барани. Недостатком заглушения трещоткой является то, что шум ее передается также на исследуемое ухо и тем самым мешает определению остроты слуха. В основном пользуются заглушением уха трещоткой с целью установить наличие или отсутствие полной глухоты. Если испытуемый при заглушении исследуемого уха трещоткой не слышит крика (громко произнесенных слов), то пациента можно считать практически глухим на исследуемое ухо.

Известным недостатком исследования камертонами является то, что пороги слуха приходится выражать не в единицах интенсивности звука, а в относительных величинах - продолжительности их восприятия. Поэтому представляется важным определение корреляции между продолжительностью слышимости и амплитудой колебания камертона. Для этой цели в лабораторных условиях можно заранее вычислить кривую затухания камертона, что дает возможность выражать потерю слуха в децибелах. При определении порога костной (тканевой) проводимости ножка камертона плотно приставляется либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливается продолжительность восприятия камертона больным (опыт Щвабаха). Для этого опыта рекомендуется брать басовые камертоны (например, 128 или 256 Гц), но можно пользоваться также более высокими и низкими камертонами.

Следует отметить, что без маскировки неисследуемого уха при этом получают суммарный эффект от обоих ушей, и поэтому часть авторов определяет костную проводимость только со срединной линии черепа, т. е. суммарно для обоих ушей. Важное значение для дифференциальной диагностики имеет сравнение продолжительности воздушной и костной проводимостей (опыт Ринне). Нормальное ухо воспринимает звук камертона через воздух дольше, чем через кость (положительный опыт Ринне). Положительный опыт Ринне наблюдается также при поражении звуковоспринимающего аппарата; при поражении же звукопроводящего аппарата звук камертона через кость, как правило, слышен дольше, чем через воздух (отрицательный опыт Ринне).

Наконец, определяют латерализацию звука при помещении камертона по срединной линии черепа (опыт Вебера). Обязательной частью любого исследования слуха является исследование речью. Для человека восприятие речи является наиболее важным в работе звукового анализатора. Пациенты обычно обращаются с жалобами на понижение слуха в тех случаях, когда начинают хуже понимать речь собеседника. При оценке любого лечебного эффекта, при профотборе, при оценке качества слуховых протезов и т. д. определение речевого слуха является наиболее существенной частью функционального исследования.

Последнее производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости шепотной речи. После выдоха, пользуясь резервным воздухом, можно выработать более или менее стандартную силу произносимых шепотом слов. Нормальное ухо слышит их на расстоянии 15-20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов. Слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м. Слова же дискантовой характеристики, составляющих их фонем, слышны на расстоянии 20-25 м. В. И. Воячеком разработаны ставшие общеизвестными таблицы слов с басовой и дискантовой характеристиками.

Больные с поражением звукопроводящего аппарата особенно плохо слышат "басовые" слова, и, наоборот ­ дискантовые" слова плохо повторяются при тугоухости с поражением звуковоспринимающего аппарата. Для исключения догадки, которая играет большую роль при исследовании речью, Н. А. Паутов предлагает пользоваться словами, которые отличаются друг от друга только одной фонемой. Например: "мишка", "мошка", "мушка", или: "точка", "бочка", "мочка", "кочка" и т. д.

При правильном повторении этих слов исследователь может быть уверен, что испытуемый слышал соответственную гласную или согласную. Если больной страдает сильной формой тугоухости, то приходится пользоваться разговорной речью обычной силы, которая слышна примерно на расстоянии в 10 раз большем, чем шепотная. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, эта разница увеличивается еще больше, и громкая речь бывает слышна на расстоянии в 20-30 раз большем, чем шепотная речь (объясняется это тем, что в состав последней входит больше звуков с высокой частотной характеристикой). Данные исследования записывают в слуховой паспорт.

С каталогом камертонов можно ознакомиться здесь


В.Ф. Ундриц, К.Л. Хилов, Н.Н. Лозанов, В.К. Супрунов. Болезни уха, горла и носа (руководство для врачей)
Издательство "Медицина", 1969 год. Оформлено и переиздано Алексеем Куимовым в 2003 году.

Релативный и абсолютный слух. История изучения слуха с помощью камертонов

Способность улавливать различие между звуками различной высоты, а затем интервалов является характерной чертой релативного слуха, которым обладает большинство людей. Способность реагировать на высоту звуков возрастает у детей с возрастом и может значительно развиться благодаря занятиям музыкой, кроме того, может также, как утверждает Теплов, увеличиваться под влиянием простых, кратковременных упражнений. Музыкальные люди обладают хорошо развитой слуховой памятью, а также способностью оценивать длительность звука, т.е. чувством ритма. Способность определять интенсивность и тембр звука является также характерной чертой для музыкального слуха. Немузыкальные люди, имеющие плохой музыкальный слух, реагируют, как правило, значительно слабее на различия в высоте и интенсивности звуков.

Способность безошибочно определять высоту отдельного звука принято называть абсолютным слухом. Такой вид слуха встречается гораздо реже, чем релятивный слух, однако, не является необходимым условием при определении музыкальных способностей. Высшей формой абсолютного слуха является способность определять составные сложные звуки, даже акорды.

Knudsen на основании своих исследований пришёл к заключению о том, что ухо является более чувствительным по отношению к изменениям частоты, чем изменениям интенсивности звука. Наблюдая за детьми с нарушениями слуха, можно, однако, заметить, что их чувствительность по отношению к интенсивности звуков увеличивается под влиянием упражнений (forte и piano), в то время как чувствительность по отношению к частоте улучшается очень медленно.

В свете новейших научных данных были признаны несостоятельными методы исследования слуха с помощью шепотной речи и тикающих часов, а также определение на основании результатов этих исследований трудоспособности человека и его способности понимать окружающих его людей.

В производимых в настоящее время исследованиях с помощью камертонов или же электроакустических аппаратов, так называемых аудиомеров, основой являются простые тоны. Предмет исследования — степень слышимости, т.е. чувствительность по отношению к высоте тона и его интенсивности.

исследование слуха с помощью камертонов

История изучения слуха с помощью камертонов

Методы исследования слуха были разработаны на основании данных, полученных в процессе изучения воздушной и костной проводимости звуков; большинство работ, касающихся этого вопроса, было опубликовано различными авторами в начале XIX века, хотя некоторые положения, объясняющие звуковосириятие, были известны гораздо раньше. Girolamo Gardano (1501— 1576) описал возможность передачи звука органу слуха с помощью удерживаемой между зубами палки или же рукоятки копья. Hieronimus Capitavacci (умер в 1589 г.) соответствующим образом оценил эти явления и указал на возможность их использования для диагностики нарушений слуха; упомянутый автор обнаружил, что в тех случаях, когда повреждение локализируется в барабанной полости, звуковосприятие у больного улучшается после того, как он приложит к зубам прут. Если же прикладывание прута не помогает, и больной ничего не слышит, то можно считать, что поврежден слуховой нерв. Это явление было использовано при обучении глухонемых в начале XVII века (согласно Harald Feldmann). Изобретателем камертона считается трубач и лютнист John Shore (1711).

Методика исследования с помощью камертонов была окончательно разработана Bezold (1842—1908). На основании клинических исследований он выделил и описал различные формы понижения слуха. Работам этого автора предшествовали исследования Wollaston (1766—1828), который установил, что при повреждении проводникового отдела больной хуже слышит низкие тоны, а при иных повреждениях — высокие (повреждение воспринимающего отдела). Этот автор также доказал, что человеческое ухо воспринимает звуки в границах от 30 до 18000 цикл/сек и что существуют еще более высокие, как правило, неслышимые тоны ультразвуки.

Исследование слуха с помощью камертонов во многих случаях оказывается недостаточным в связи с тем, что этот метод не дает возможности произвести количественную характеристику нарушения слуха. Тем не менее, однако, в некоторых случаях в руках опытного клинициста этот метод имеет большое значение, главным образом, при необходимости провести дифференциальную диагностику между нарушениями слуха, возникшими вследствие повреждения проводникового и воспринимающего отделов.

С немецкого языка «камертон» переводится как комнатный звук. Действительно, этот металлический инструмент небольшого размера способен издавать звук небольшой силы, но строго определенной или эталонной частоты.

Поэтому раньше камертоны использовали для настройки музыкальных инструментов. И по этой же причине в медицине с помощью камертона диагностируют некоторые слуховые расстройства. Врачи нашего центра также проводят исследование органа слуха с помощью камертона.

Показания к использованию камертона

Исследование слуха с помощью камертона

Используя камертон, мы не только выявляем тугоухость (снижение остроты слуха), но и проводим ее дальнейшую дифференциальную диагностику. Все многообразные причины снижения остроты слуха можно разбить на две большие группы.

Первая группа - это патологические изменения звукопроводящей системы. Сюда входят структуры наружного и среднего уха: наружный слуховой проход, барабанная перепонка, и барабанная полость со слуховыми косточками. Поражение звукопроводящей системы приводит к кондуктивной тугоухости. Здесь восприятие звука не нарушено. Но воспринимать нечего - звук не проводится.

При поражении звуковоспринимающей системы все наоборот. Звук проводится хорошо, но не воспринимается из-за поражения лабиринта внутреннего уха с расположенной внутри него улиткой. Среди других причин: заболевания и повреждения слухового нерва или даже слухового центра височной доли коры головного мозга. Тугоухость при этом будет нейросенсорная.

Известно, что звук мы воспринимаем не только по воздуху (воздушная проводимость), но и по костям черепа (костная проводимость). Именно из-за костной проводимости мы немного не так слышим собственный голос, как слышат его окружающие.

Дифференциальная диагностика тугоухости в данном случае основана на определении воздушной и костной проводимости звука строго определенной тональности, генерируемого камертоном. В последующем эти два показателя сравниваются. При кондуктивной тугоухости страдает воздушная проводимость, в то время как костная проводимость не изменена, или изменена незначительно. При нейросенсорной тугоухости ухудшаются оба вида проводимости.

Методика исследования слуха с помощью камертона

Диагностика осуществляется в специализированном помещении нашего центра, соответствующем требованиям шумоизоляции и другим санитарно-гигиеническим стандартам. Проводят ее врачи-сурдологи, занимающиеся диагностикой и лечением слуховых расстройств. Предварительная подготовка не требуется, если не считать элементарной гигиены наружного уха.

В качестве рабочего инструментов используют набор камертонов. Каждый из них представляет собой металлическое изделие, состоящее из ножки и двух разветвлений, браншей. В зависимости от размеров каждой из этих частей достигается строго определенная тональность и частота генерируемого звука.

В данном случае используют камертоны с тональностью, соответствующей звуку «до». Ее обозначают буквой С, к которой добавляют числовой индекс, отображающий частоту. Частота звука составляет 124, 512, 1024, 2048, и 4096 Гц. Это значит, что издающие звук бранши колеблются с частотой от 512 до 4096 раз в секунду.

  • С128 - 40 сек.
  • С256 - 30 сек.
  • С512 - 70 сек.
  • С1024 - 50 сек.
  • С2048 - 30 сек.

Объем слуха - это тот диапазон частот, который воспринимает пациент. Суть в том, что при многих слуховых нарушениях, например, при нейросенсорной тугоухости в силу возрастных изменений в значительной степени ухудшается восприятие высоких частот.

При этом вовсе не обязательно использовать полностью все камертоны. Обычно достаточно трех, или даже двух камертонов с частотой от 128 до 2028 Гц. Важно, чтобы сила воздействия на камертоны была максимальной, тогда и звучание будет долгим. Для этого используют деревянные предметы, например, молоточки. Для возбуждения камертонов подойдет щелчок ногтем, удар о локоть или о колено. Удар наносят только по браншам, а сам камертон держат за ножку, не касаясь браншей.

Для определения воздушной проводимости врач подносит звучащий камертон к уху пациента на расстояние 5-10 мм. Ось камертона, проведенная перпендикулярно браншам, должна совпадать с осью наружного слухового прохода. При этом бранши ни в коем случае не должны соприкасаться с ушной раковиной или с волосами.

Как только пациент перестает слышать звук, он сообщает об этом врачу. Общая продолжительность звукового восприятия определяется по секундомеру. Правда, результат может быть искажен из-за т.н. феномена слуховой адаптации или утомления слуха. Суть этого феномена заключается в том, что при продолжительном звуковом раздражении чувствительность слухового анализатора снижается.

Соответственно, укорачивается восприятие звука. Чтобы избежать этого, через каждые 3-4 сек. камертон отводят от исследуемого уха, а затем приближают его обратно. По этой же причине, как только пациент перестает слышать звук, камертон отдаляют от уха, и снова приближают, но вновь не возбуждают его. Зачастую после этого слышимость пациента возобновляется. В этих случаях результат определяется по окончательному времени прекращения восприятия звука.

Для определения костной проводимости ножку прикладывают к площадке сосцевидного отростка. С этой целью используют лишь С128. Камертоны с более высокой частотой для этого непригодны. Высокочастотный звук огибает голову, и воспринимается не только через костную ткань, но и через воздух. Это феномен переслушивания. Данный феномен искажает результаты еще и тем, что звук может восприниматься противоположным неисследуемым ухом.

Есть еще один феномен латерализации звука. А вот его используют с диагностической целью. Для выявления латерализации также исследуется костная проводимость. Только ножку прикладывают не к сосцевидному отростку, а к середине темени. Латерализация звука помогает выявить одностороннее отсутствие или ухудшение слуха. При патологии звуковоспринимающей системы восприятие звука здоровым ухом будет лучше. При нарушениях в звукопроводящих средах наоборот, лучше ощущает звук больное ухо.

Время костной проводимости тоже определяется по секундомеру. И здесь тоже отмечается слуховая адаптация. Поэтому камертон периодически удаляют. Во вовремя контакта ножка камертона должна плотно соприкасаться с поверхностью головы. Вместе с тем, пациент не должен испытывать боль от соприкосновения. Ведь она отвлекает от восприятия звука. Да и колебания браншей быстрее затухают при чрезмерном контакте.

Все полученные в ходе исследования данные протоколируются. Сравнивая эти данные с нормой, и сопоставляя между собой, врач дает заключение. Быстрый результат, без долгого ожидания - вот одно из достоинств диагностики с помощью камертона. Среди других достоинств: безопасность, простота исполнения, без дорогостоящей аппаратуры, и отсутствие противопоказаний.

Но есть и недостатки. Это низкая информативность. Камертоны генерируют звуки с низкой интенсивностью. У высокочастотных камертонов интенсивность 80-90 дБ, а у низкочастотных и того меньше, 25-30 дБ. Поэтому данное исследование не подходят для диагностики с выраженным снижением остроты слуха. Полученные при этом результаты вряд ли можно будет считать достоверными.

Читайте также: