Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе

Обновлено: 04.06.2024

Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавливают каждому десятому ребёнку, мальчикам в 4 раза чаще девочек.

Родителям нужно знать про риск развития ЗРР у детей, что это серьёзное отклонение, которое редко проходит самостоятельно.

Классификация ЗРР

Различают три вида недоразвития речи:

системное, когда его вызывают нарушения высших психических функций - задержка психо-речевого развития (ЗПРР);

общее - при задержке речи при сохранном интеллекте;

специфическое расстройство развития речи (СРРР) - при отсутствии нарушений работы мозга, органов слуха, интеллекта.

Каждый вид требует принципиально разного подхода к лечению. В этой статье говорим о ЗРРР, как о самой частой патологии, хорошо поддающейся коррекции.

Таблица № 1. Классификация ЗРРР

Уровень нарушений

Специфическое расстройство речевой артикуляции (СРРА).

Нарушение тонуса речедвигательных мышц (языка, лица).

Извилины передней части головного мозга, проведение по корково-ядерным путям.

Подкорковые узлы и нервные связи.

Передача нервно-мышечного импульса.

Задержка формирования экспрессивной речи.

Несформированность функции речи в коре головного мозга. Тонус звукоречевых мышц в норме.

Отсутствие речи при хорошем словарном запасе и нормальном понимании.

Не может воспринимать или понимать обращённую речь.

Нарушение восприятия и воспроизведения речи.

При дизартрии малыш повторяет и произносит все слова, однако нечётко: заикается, шепелявит. Нарушена артикуляция, поэтому понять его могут только родители и те, кто долгое время находится в близком контакте.

При алалии ребёнок совсем не говорит, либо говорит мало, укороченными словами и фразами.

Степень выраженности задержки речевого развития существенно отличается.

Таблица № 2. Степени задержки речевого развития у детей

Речь практически полностью отсутствует

Использует простые предложения, не всегда корректно произносит звуки, заменяет их похожими по звучанию.

Употребляет простые слова, но глотает звуки, меняет местами слоги. Говорит невнятно.

Невнятное произношение, нечёткая артикуляция, ошибки в словообразовании.

ЗРР у детей даже с неяркими симптомами требует интенсивного лечения, так как не проходит самостоятельно. Врач должен выяснить причину её развития и провести курс терапии. Эффект тем лучше, чем раньше начато лечение.

Причины возникновения ЗРР

Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов.

Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

Когда возникает

Значимые факторы

В период внутриутробного развития.

Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.

Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.

Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;

50% с перинатальным повреждением нервной системы;

55% испытавших проблемы во время рождения:

    при использовании стимуляции в родах - отставание речи выявлено в 79% случаев;

после кесарева сечения - в 70%.

Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные.

Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

Перинатальное поражение головного мозга.

Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.

Болезни в раннем детстве.

Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.

Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.

Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.

Социальные причины задержки речевого развития у детей

Невостребованность речевого общения.

Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.

Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.

Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.

Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

Дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр.

Если причина известна, лечение назначить легко, однако примерно в трети случаев родители не спешат записываться к логопеду, долго думают, что это просто особенности ребёнка и «само пройдёт», поэтому коррекция детей с задержкой речи часто начинается поздно, ближе к школьному возрасту.

В каких случаях нужно обратиться к врачу?

Сроки становления речи регламентированы. Педиатры обычно обращают внимание родителей на речевое развитие малыша и в случае выявления отставания направляет к врачу-неврологу или логопеду.

Таблица № 5. Сроки обращения к врачу

Повод для обращения к врачу

Нет агуканья, гулений. Малыш не проявляет эмоций, безучастен к обращению взрослых.

Отсутствует повторение слогов, лепет.

Не улыбается, не реагирует на обращения к нему.

Не поворачивается к названному предмету, не реагирует на своё имя, имена близких, не имеет в своём активе ни одного слова, даже упрощённого.

Не выполняет никаких просьб, не произносит простых предложений или хотя бы словосочетаний.

Говорит только заученные слова и фразы - из книги или мультфильма. Собственной речи, даже неразборчивой, нет.

Речь понятна только родителям. Слова произносит с искажениями. Предложений не говорит. Не обращается с вопросами к взрослым. Использует мимику и жесты как ведущий способ коммуникации.

Развитие речи - важный элемент становления психики, созревания головного мозга, поэтому откладывать посещение логопеда не стоит.

Методы диагностики ЗРР

Обследование ребенка с задержкой речи проводится комплексно.

Первый, кто скажет родителям о возможной задержке речи, - врач-педиатр. Он выдаст направления к врачам других специальностей.

Маленького пациента осмотрят: логопед, психолог, сурдолог, отоларинголог, невролог. Каждый из них проведёт обследование, исключая или подтверждая патологию, которая относится к его зоне ответственности.

Врач-невролог исключает поражение мозга, аутизм, олигофрению. Для этого он может назначить дуплексное сканирование артерий головы, ЭЭГ, ЭхоЭГ.

Психолог составляет социальный портрет семьи и исключает социальные причины недоразвития речи.

Врач-отоларинголог смотрит, нет ли отита, аденоидита, которые могут приводить к тугоухости.

Сурдолог уточняет степень потери слуха, если она имеется.

Последним ребёнка смотрит логопед. Он проводит оценку речевого аппарата, моторики, общей речевой активности, характера и качества речи. На основании проведённого обследования выставляет диагноз и назначает коррекционную программу.

Лечение ЗРР

Медикаментозная терапия. Назначают ноотропные средства, аминокислоты, витамины, активаторы речевого центра.

Физиотерапевтические процедуры при ЗРР. Используют магнитотерапию, электрорефлексотерапию. Они помогают улучшить дикцию, восстановить речь, улучшить запоминание новых слов.

Если обнаружены значимые социально-психологические факторы, то в первую очередь дают рекомендации родителям об организации среды, стимулирующей развитие речи у малыша.

При выявлении дисфункции мозга добавляется неврологическое лечение.

Логопедическая коррекция направлена на исправление имеющихся нарушений и профилактику появления новых. Проводятся сеансы логомассажа, упражнения на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Преимущества лечения в клинике «Семейный доктор»

По его результатам назначается полноценная коррекция, которая стимулирует развитие речи. Родители ответственны за будущее своего ребёнка. При невылеченном ЗРР последствия развиваются неотвратимо: страдает социализация и когнитивные функции, возникают проблемы с общением, будет сложно учиться в школе, получать профессию. Поэтому приводите малыша на осмотр к врачу-педиатру или детскому неврологу, чтобы не пропустить ЗРР или убедиться в отсутствии поводов для беспокойства.

Популярные вопросы

Когда проявляется ЗРР?

Задержка речевого развития. Какой прогноз, если быстро обратиться за помощью?

Прогноз зависит от вида ЗРР, но при своевременном обращении обычно благоприятный. Даже в тяжёлых случаях дети догоняют сверстников, начинают говорить свободно и правильно. Однако это требует больших волевых усилий от родителей.

Слухонемота. Ребенок не может говорить при совершенно нормальном слухе

Во время слухонемоты больной не может говорить при совершенно нормальном слухе. Наблюдающееся при слухонемоте запоздалое развитие речи является следствием поражения двигательных механизмов речи. Умственное развитие ребенка при этом обычно бывает на уровне, соответствующем его возрасту, умственная отсталость наблюдается только у тех детей, которые не учатся в школах, например, в деревнях, где нет специальных школ для таких детей. Согласно Isserlin, слухопемота ничем не отличается от моторной афазии взрослых. Способность понимать речь полностью сохраняется, все приказания выполняются совершенно нормально, не нарушено развитие словесного мышления. Развитие зрительно-словесных рефлексов происходит вполне нормально.
В ряде случаев дети бывают левшами так же, как мать или отец.

При легких формах слухонемоты в 5—6-летнем возрасте речь постепенно начинает развиваться, она бывает аграмматической с явлениями дизлалии. В более тяжелых случаях искажаются звуки, целые слова, а построение предложений является непреодолимой трудностью. Такие формы напоминают моторную афазию.

Согласно наблюдениям целого ряда авторов, при слухонемоте, как правило, отмечается нарушение всех двигательных функций. Такие дети поздно начинают садиться, иногда лишь в возрасте 9—10 месяцев, поздно начинают стоять и позднее, чем нормальные дети, начинают ходить, в некоторых случаях только лишь в возрасте 3—4 лет.

слухонемота

Seeman, обследуя детей, находящихся на фониатрическом лечении, обнаружил, что при патологических реакциях вестибулярного аппарата почти во всех случаях отмечалось нарушение ряда двигательных функций. Так, например, дети, страдающие слухонемотой, ходили на широко расставленных ногах, часто падали, не могли выполнять спортивных упражнений. Аналогичные нарушения Seeman обнаружил и у взрослых. Связь, которая существует между вестибулярным аппаратом и мозжечком (вестибулярно-мозжечковый путь), а также между мозжечком, продолговатым мозгом и большими полушариями мозга, объясняет нарушения речи, возникающие при поражении этих путей в центральной нервной системе. Мозжечок контролирует функцию мышц, в том числе и мышц речевого аппарата, а, по всей вероятности, также и мышц гортани (Rothmann и Katzenstein). В случаях локализации патологического процесса в мозжечке появляются нарушения речи, характеризующиеся замедлением ее темпа и отсутствием координации между отдельными двигательными функциями речевого аппарата.

Согласно Seeman, вследствие поражения вестибулярно-мозжечкового пути нарушается функция вестибулярного аппарата и возникают координационные расстройства речи, к которым относятся запоздалое развитие речи и слухонемота. Упомянутый автор предполагает, что такого рода расстройства речи обуславливаются органическими изменениями в вестибулярио-мозжечковом пути, а не являются чисто функциональными, как это принято считать.

Оценка разбираемых расстройств речи, как координационной двигательной недостаточности речевого аппарата функционального характера в настоящее время имеет немногих сторонников.

Диагпосцирование слухонемоты часто представляет значительные трудности. В процессе выработки слухо-словесных рефлексов и обучения ответам жестами требуется много терпеливости со стороны врача в связи с нежеланием этих больных реагировать на звуковые раздражители. По этой причине не легко произвести исследование слуха у таких детей с целью исключения глухонемоты и нарушений слуха. Установление диагноза у детей с нарушениями речи типа слухонемоты часто становится возможным лишь после длительного наблюдения за ними в фониатрических лечебных учреждениях.

Лечение слухонемоты и запоздалого развития речи

В последние годы для лечения описываемых нарушений речи часто применялась глютаминовая кислота, однако, в большинстве случаев этот вид лечения не давал желаемого эффект. Иногда хорошие результаты давало применение в больших дозах витаминов комплекса В. Можно рекомендовать также ионизацию 2% раствором хлористого кальция по методу Bourguignon. При фониатрическом лечении используются методы, описанные нами выше. Фониатрическое лечение должно быть начато не позднее, чем в 3-летнем возрасте, чтобы можно было его закончить к началу учёбы в школе.
Если при разбираемых нарушениях речи слух и умственное развитие являются нормальными, то прогноз может быть благоприятным.

Алалиями принято называть группу речевых расстройств, при которых у ребенка с нормальным слухом и интеллектом не формируется речь, или же она возникает с очень большим опозданием.

При алалии речь может отсутствовать полностью - ребенок просто молчит, или же почти полностью, - то есть, он произносит отдельные нечленораздельные слова, непонятные для окружающих.

Кратко остановимся на том, как формируется речь при нормальном варианте развития.

- Первые слова появляются около года.
- К двум годам дети должны общаться короткими простыми предложениями. Предложения эти, конечно, еще очень несовершенны - могут быть пропуски слов, которых ребенок пока не знает. Многие слова произносятся искаженно и звучат очень забавно. В этом возрасте дети осваивают звуковой состав слов и учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания. Речь окружающих, когда она касается знакомых предметов и тем, они понимают хорошо.
- В три года ребенок должен говорить вполне грамотно, полноценными предложениями, почти как взрослый. С той лишь разницей, что его речь будет выражать его пока еще небогатый жизненный опыт. Неправильное произношение отдельных звуков в этом возрасте естественно и не считается отклонением от нормы.

Развитие речи при алалии
- Речь может не возникать вовсе (ребенок остается немым) или формироваться чрезвычайно медленно. Так что к возрасту десяти (а то и двенадцати лет) ребенок будет говорить, почти как двухлетний или трехлетний, очень неразборчиво - неполноценной, грамматически неоформленной фразой с многочисленными нарушениями произношения звуков.
- Речь может начать, более или менее активно, развиваться после пяти-шести лет. Но к моменту поступления ребенка в школу все равно не достигнет нормальных показателей, так что обучение в обычной школе окажется для него недоступным.

В любом случае у детей с алалией будет возникать отставание в интеллектуальном развитии, обусловленное речевой недостаточностью. Говорить о наличии у ребенка алалии можно, начиная с трех лет. До этого времени принято считать, что у него задержка речевого развития.

Задержка речевого развития обычно преодолевается ребенком самостоятельно (чаще всего оставляя после себя следы в виде неполноценного произношения звуков и предрасположенности к нарушениям письменной речи).

Бывают случаи (практически только у одних мальчиков, чаще всего наследственно обусловленные), когда до того молчавший ребенок примерно в три года вдруг начинает говорить совершенно полноценной, развернутой фразой, выговаривая все или почти все звуки.

Отличить задержку речевого развития от алалии сложно (здесь есть только один надежный критерий - время, за которое задержка сама преодолевается, а алалия - нет). Поэтому неговорящего ребенка уже в два года нужно проконсультировать у логопеда. Занятия, по-возможности, нужно начать, как можно раньше.

Если у ребенка задержка речевого развития, логопедические занятия подтолкнут у него развитие речи и помогут предупредить неизбежные при этом дефекте осложнения. Для ребенка с алалией вовремя предпринятые логопедические занятия - единственная возможность обрести полноценную речь. Длительность курса коррекции зависит от формы и тяжести нарушения, но даже при самом «благоприятном» течении алалии вряд ли может быть меньше полгода.

Алалия бывает трех видов, и, проверив речь своего ребенка, родители могут предположительно определить, с какой формой алалии ему предется «бороться».

Сенсорная алалия

Ребенок не может научиться говорить из-за того, что не различает между собой звуки речи, он их как бы «не слышит». При этом любые другие «неречевые» звуки он слышит очень даже хорошо и реагирует на них.

Собственная речь у такого ребенка обычно отсутствует полностью, или могут быть отдельные лепетные слова, могут быть эхолалии (когда он повторяет только что услышанное слово, если на короткий период способен его запомнить).

Поскольку ребенок не воспринимает звуков речи, он не понимает речь окружающих.

Сенсорная алалия может быть выражена в разной степени.

- Ребенок может полностью не воспринимать речевые звуки - не обращать на них внимания. Тогда он совершенно не реагирует на речь и производит впечатление глухонемого.

- У ребенка может, вообще, отсутствовать реакция на человеческий голос. Он не слышит и не различает голоса людей.

- Ребенок может воспринимать некоторые звуки речи и их сочетания, но очень плохо различать их между собой. Тогда он откликается на словесные обращения, но смысла их все равно не понимает или понимает очень отдаленно.

В основном, он ориентируется, исходя из ситуации, реагируя на жесты окружающих людей, выражения лиц, повороты головы и примерно догадывается, о чем идет речь, и что происходит. В этом случае родители могут считать, что у ребенка - вполне удовлетворительное понимание речи.

Чтобы ориентировочно определить, есть ли у ребенка сенсорная алалия, родителям нужно проверить, понимает ли он простые инструкции и значения слов. Предлагайте ему совершать хорошо знакомые действия (подойти к чему-либо, принести что-то и т. п.). Просите показать ту или иную вещь (окно, стол), совершить то или иное движение (сесть, лечь, идти). Все инструкции должны быть в исключительно словесной форме, полностью избегайте, какой бы то ни было, жестикуляции: указательных жестов, поворотов головы, взглядов на предмет. Проверьте также, как ребенок реагирует на звуки речи и человеческие голоса. Окликайте его за спиной (эй, ау), произносите гласные и согласные звуки и наблюдайте, привлекают ли они его внимание. У ребенка, не понимающего речи, нужно обязательно проверить физический слух.

Моторная алалия

Ребенок не может научиться говорить из-за того, что плохо управляет своими речевыми органами (языком, губами, нижней челюстью).

При этом его мышцы абсолютно здоровы, он просто не может ими действовать по своему усмотрению (произвольно). Причем, ему не удаются, или плохо удаются только речевые движения (он не может произносить звуки речи, а значит, слова), однако неречевые движения находятся в полном порядке (он открывает рот во время еды, жует, облизывается, улыбается и т. п.).

Понимание речи при этой форме алалии сохранно.

Моторная алалия может быть выражена в разной степени.

- Ребенок может быть неспособен совершать любые произвольные движения органами речи, - даже просто по заданию открыть рот. Однако те же самые непроизвольные действия не страдают (то есть, он прекрасно открывает и закрывает рот во время еды). При такой выраженности нарушения ребенок, как правило, вообще не говорит или издает нечленораздельные звуки.

- Ребенок способен совершать простые произвольные движения речевыми органами (копировать их). В этом случае у него может сложиться кое-какая речь. Он может очень несовершенно произносить ограниченное количество слов, состоящих из отдельных слогов и звукосочетаний. Одно и то же слово каждый раз может произноситься по-разному, поскольку он не запоминает составляющих его речевых движений.

Чтобы приблизительно понять, есть ли у ребенка моторная алалия, родителям нужно определить, насколько хорошо он управляет своими речевыми органами. Проверьте, может ли он совершать по подражанию (вслед за вами по вашему показу) определенные движения органами речи: открывать и закрывать рот, высовывать язык изо рта и убирать обратно, улыбаться и вытягивать губы в трубочку, поднимать язык вверх к зубам и опускать вниз. Движения нужно выполнять, глядя в зеркало. Если ребенок не справляется с этими действиями, проверьте, способен ли он, вообще, по заданию совершать хотя бы какие-нибудь движения органами речи. Например: попросите его открыть рот, несколько раз покажите это действие, скажите, чтобы он представил себе, как он ест, поднесите ему ко рту ложку. Или: улыбнитесь, изобразите смех, предложите ребенку посмеяться вместе.

Сенсомоторная алалия

Она представляет собой комбинацию описанных выше слуховых и двигательных нарушений, выраженных в разной степени, поэтому является самым тяжелым речевым дефектом.


Полякова Марина Анатольевна

Читайте также: