В чем причины отказа ребенка идти в школу? Особенности поведения школьника

Обновлено: 07.06.2024

У дочери третий день перед школой вдруг болит живот. У сына каждое утро поднимается температура. Детские психологи бьют тревогу - все больше детей отказываются посещать занятия не из-за лени или банального нежелания учиться. Что делать родителям, рассказывает детский и подростковый психолог Беатрис Коппер-Руае.

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз. Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она - постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике - нормальная реакция. Тревожность же - это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция - при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых - но не с мамой и папой - куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач - забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

В чем причины отказа ребенка идти в школу? Особенности поведения школьника

Каждый ребенок очень индивидуален, поэтому отношение детей к учебе сильно разнятся. Одни дети спокойно идут в школу и нормально учатся, другие не очень любят уроки, но терпят и не жалуются родителям, а третьи - по утрам устраивают истерики, заявляя, что больше не желают учиться. В чем причины отказа ребенка идти в школу и почему ребенок не желает учиться? Если школьник приносит плохие оценки, не желает ходить в школу, по утрам капризничает или жалуется на здоровье, домашнее задание делает только из-под палки, дома занимается чем угодно, только не уроками, то это говорит о том, что при воспитании ребенка с самого раннего детства родители допустили кучу ошибок.

Все родители стараются дать своему ребенку больше знаний, чтобы он в шестилетнем возрасте уже бегло читал, считал до 100, аккуратно писал и даже решал простые задачки. При этом многие их них забывают, что при поступлении в школу дети должны уметь учиться. Умение учиться заключается в желание познавать новое, в любознательности и настойчивости ребенка. Но родители на это не обращают внимания, им важны результаты чтения и умение считать.

Для достижения лучших показателей некоторые нанимают даже репетиторов, которые за хорошие деньги всеми силами заставляют детей улучшить свои способности по чтению и счету, тем самым полностью убивая у него интерес к учебе и творчеству. Тщеславие родителей, желание удивить других людей способностями маленького вундеркинда или вечные сравнения своего ребенка с другими более талантливыми детьми также способствуют тому, что ребенок в душе ненавидит учебу и ищет пути избежания посещения школы. Поэтому, первым шагом для воспитания у ребенка желания учиться является правильное поведение родителей при подготовке к школе.

ребенок и школа

1. Лень. Нежелание учиться в основном возникает у детей из-за лени, появлению которой у ребенка способствует опять же неправильное воспитание в дошкольном возрасте. Лень распространятся только на те дела, которые ребенку неинтересны и скучны. Следовательно, чтобы предупредить ее надо превратить процесс учебы в увлекательное занятие, только тогда учеба может заинтересовать ребенка. Ленивых детей особенно много в больших городах. Дети, отправляясь в школу, надеются найти там массу новых впечатлений и увлечений.

Очень скоро они понимают, что школа на самом деле оказывается довольно скучное место, где надо много трудиться и прикладывать усилия. В школе нет удовольствия и развлечений. Чтобы избежать разочарования детей учебой, надо тренировать с маленьких лет у ребенка работоспособность и силу воли. Если родители не учат ребенка с рождения к самостоятельности и к преодолению трудностей, то он очень легко забывает об обязанностях и предпочитает заниматься тем, что ему доставляет удовольствие. Часто отсутствию у ребенка силы воли и желания добиться успехов способствует чрезмерная родительская опека. Желая вырастить маленького "принца" или "принцессу" родители выполняют мгновенно все его желания, в результате у ребенка нет терпения к отсрочке выполнения своих запросов. Поэтому он не может ходить в школу, посетив которую несколько раз он уже разочаровался.

ребенок и школа

2. Усталость. Часто дети начинают плохо учиться к концу учебного года, в этот период у многих пропадает желание ходить в школу. В этом случае причиной отказа ходить в школу может быть просто усталость. Не надо ребенка младших классов загружать дополнительными занятиями музыки, танцев и спорта, дайте ему возможность отдохнуть после уроков. Эмоциональную и физическую усталость можно снять совместной прогулкой на свежем воздухе, походами на природу и расслабляющими процедурами в воде. Совместный просмотр фильмом, игры в шахматы и другие настольные игры также помогают отвлечься ребенку от школы и отдохнуть от учебы.

3. Страх, болезни и стрессы. Причиной нежелания ребенка посещать занятия в школе может быть страх из-за заниженной самооценки. Ребенок, которого родители постоянно сравнивают с другими детьми, боится проявить себя с плохой стороны в школе. Он считает, зачем ему стараться учиться лучше, если все равно он не сможет достичь таких же успехов, как другие дети. Стрессовое состояние и болезни ребенка также могут способствовать плохому отношению ребенка к учебе.

4. Протест. Дети, которые не привыкли делать ничего без материального вознаграждения, любят манипулировать родителями. Если ребенок до школы все делал за плитку шоколада или за деньги, то без шоколадки и денег он не будет учиться. Чтобы не мучиться вопросом: "Каким велосипедом или мобильным телефоном привлечь ребенка к учебе?", с самого раннего детства следите за тем, для чего вы отдаете подарки. Поощрять детей следует только за те поступки, которые стоят этого. Не стоит награждать ребенка подарком за то, что он выполнил работу, которые он обязан делать.

- Вернуться в оглавление раздела "Детская психология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.


Детский каприз или серьёзная проблема?

Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.

Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.

Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.

Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.

Почему первоклассник не хочет ходить в школу

В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.

Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.

Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.

Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.

Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу

Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.

Сперва стоит понаблюдать за ребёнком, его состоянием и реакциями на упоминания школы. Если вы замечаете, что ребёнок в целом чувствует себя хорошо, изучение школьных предметов не вызывает у него затруднений и ему нравится общаться со сверстниками, но при разговорах о школе он расстраивается и замыкается в себе, это однозначно повод начать разговор. Обратитесь к своему ребёнку с вопросами: «Что тебя пугает? Что тебя расстраивает?» Нельзя недооценивать, какую роль на развитие детей оказывает родительское внимание. Зачастую простая фраза «Что-то случилось? Ты можешь поделиться со мной» может сдвинуть дело с мёртвой точки. Так ребёнок почувствует, что он не один, и это улучшит его эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.

Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.

Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.

Развитие мотивации к учёбе у детей

Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.

В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.

В каких случаях можно задуматься о смене школы

Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.

Читайте также: