Изменение поведения под влиянием эмоций. Установки в психологии эмоций

Обновлено: 16.05.2024

Ссылка для цитирования

Кажется очевидным, что интенсивность переживания эмоций прямо связана с ее поведенческими проявлениями. Например, чем быстрее человек убегает, тем больший страх он испытывает. Однако, описывая опыт попадания в сложные обстоятельства, порой люди сообщают, что действуя в решающий момент, они не испытывали эмоций, но после того, как ситуация разрешалась, эмоции как бы настигали их вместе с пониманием того, что могло случиться, если бы они не справились. Обращаясь к повседневному опыту, также можно заметить, что больший гнев вызывают ситуации, в которых обидчику невозможно ответить, особенно смешно тогда, когда смех нужно скрыть, а настоящий страх возникает тогда, когда ресурсы для борьбы или бегства исчерпаны, а угроза не устранена. Эти наблюдения заставляют задуматься, действительно ли отношение между поведением, реализующим эмоцию, и ее субъективным переживанием так очевидно.

В литературе по психологии эмоций, преимущественно в рамках теорий лицевой обратной связи, накоплено много данных, свидетельствующих о том, что субъективное переживание эмоций интенсифицируется, если искусственно усиливать их внешние проявления, в первую очередь, лицевую экспрессию, меньше исследований посвящено влиянию искусственного усиления экспрессии позы и жестов (Кравченко, 2012).

Эти исследования посвящены влиянию усиления и (существенно реже) подавления экспрессии эмоций на их субъективное переживание, но не влиянию реализующего эмоции поведения. Например, искусственно подкреплялась улыбка, нахмуренные или приподнятые брови, выражение подавленности в позе, в то время как реализующим эмоцию поведением было бы, к примеру, отмечание радостного события, ссора в случае гнева и отказ от притязаний на что-то в случае огорчения, подавленности. Возможность произвольной регуляции экспрессии свидетельствует о том, что переживание и экспрессия не тождественны и не связаны автоматически. Поэтому нет оснований полагать, что усиление или подавление поведения, реализующего эмоцию, точно так же повлияет на субъективное переживание эмоции, как и манипулирование экспрессией.

Кроме того, в исследованиях в рамках теорий обратной связи влиянию подавления эмоций уделялось значительно меньше внимания, чем их искусственному усилению. И по остроумному замечанию Дж. Дейвиса (Davis, Senghas, Ochsner, 2009), как правило, манипуляции, направленные на подавление эмоциональной экспрессии, следовали за манипуляциями, направленными на ее усиление. То есть исследователи подавляли не спонтанные проявления эмоций, а то, что до этого сами провоцировали. Эти исследования не дают достаточных оснований считать, что в них изучалось влияние подавления экспрессии эмоции на ее переживание. Исследований же влияния подавления поведения, реализующего эмоцию, на интенсивность ее переживания нам найти не удалось.

И наконец, в исследованиях Дж. Дэйвиса (Davis et al., 2010) было показано, что при слабых интенсивностях переживания подавление возможности улыбнуться (у пациенток, губы которых были парализованы ботоксом) при просмотре смешного видео вызывает усиление субъективного переживания веселья.

Чтобы выяснить, как реализация эмоционального поведения сказывается на субъективном переживании - приводит к его усилению, по аналогии с влиянием экспрессии, выявляемым в теориях обратной связи, или к ослаблению, или же никак не влияет, мы построили серию экспериментов, проверяющих общую гипотезу о том, что подавление поведения, вызванного эмоциональным отношением к предмету, ведет к усилению субъективного переживания этой эмоции.

Эксперимент № 1. Интерес

Поведением, сопряженным с переживанием интереса, было высказывание догадки в момент озарения (ага-переживания) в задаче на угадывание. Предполагалось, что задача будет оценена как более интересная при запрете на высказывание догадки и как менее интересная при отсутствии такого препятствия. При этом значимых различий по другим - нерелевантным эмоциональным самооценкам не произойдет.

Процедура и материалы.

Исследование проводилось в группах численностью 6-10 человек. Испытуемым предлагалось сыграть в игру «Пословицы». Исследователь загадывал крылатую фразу/пословицу, но, сообщая ее остальным участникам, заменял каждое слово в ней на противоположное по смыслу. Отнюдь не всегда это антоним (табл. 1). Благодаря многозначности подобных замен задача отгадать исходную фразу не решается механически, путем обратной замены антонимов. Подсказкой при решении является знание пословиц и крылатых выражений, но даже обширные познания в этой области не гарантируют успешного решения задачи. В то же время она не отпугивает сложностью, а предлагаемые для разгадки выражения, благодаря неожиданности и контрасту, воспринимаются весело и с интересом.

Таблица 1 Пример стимульного материала для группы из шести человек

Выражение для отгадки

Правильный ответ

Безделье любителя пугает

Дело мастера боится

Все собаке колбаса

Не все коту масленица

Разбуди радость, чтобы было громко

Не буди лихо, пока оно тихо

Чем ближе поле, тем меньше углей

Чем дальше в лес, тем больше дров

На стоячее дерево земля катится

Под лежачий камень вода не течет

Сытость уходит, когда не ешь

Аппетит приходит во время еды

Выбирались несмешные варианты замены исходного крылатого выражения, чтобы переживание веселья не интерферировало и не искажало результаты. В рамках одной серии игры каждому испытуемому загадывалось одно выражение. Оно было обращено непосредственно к угадывающему, произносилось громко, с усиленной артикуляцией. Если испытуемый сразу не высказывал версий, через 7 секунд выражение повторялось и предоставлялось время на обдумывание ответа (не более 2-х минут). На практике большинство испытуемых не использовали это время, и до исхода второй минуты отвечали или отказывались от ответа.

Первая инструкция испытуемым: «Сейчас я каждому из вас по очереди буду загадывать какое-нибудь крылатое выражение. Только когда я буду его озвучивать, то все слова заменю на противоположные. Слова будут идти в той же последовательности, что и в загаданной пословице, но будут противоположны по смыслу каждому из слов этой пословицы. Например, . Ваша задача - отгадать пословицу. Если ничего не приходит в голову - вы можете в любой момент сказать, что у вас нет вариантов, ведь все пословицы знать невозможно.

Если кто-то из остальных участников догадается раньше, то не нужно выкрикивать правильный ответ или кричать “Я знаю!”, этим вы только помешаете другим думать. Просто поставьте на бланке звездочку напротив порядкового номера той пословицы, которую вы угадали раньше других. После того, как прозвучит правильный ответ рядом с номером пословицы нужно поставить “+”, если вы ее верно угадали, и “-” - если не угадали или угадали неверно. Таким образом, у вас в бланке напротив номера каждой пословицы будет стоять “+” или “-”, а также рядом с некоторыми номерами еще и звездочка.

Наша игра будет проходить в 2 тура: первый тур ознакомительный, в котором каждый испытуемый получит персональную возможность угадать одну пословицу. Второй тур - основной».

Далее выяснялось, есть ли у испытуемых вопросы, и проводился первый тур игры.

После первого тура испытуемые получали бланк с перечнем угадываемых пословиц (см. табл. 1 левый столбец) и задание ранжировать их по эмоциональным основаниям: интересный, скучный, возмутительный, веселый, грустный, повод гордиться, остроумный, глупый. Эти шкалы частично взяты из исследования (Кравченко, 2013), но с модификациями. Шкала «повод гордиться» должна была выявить наличие соревновательных эффектов, вызванных присутствием группы. Шкалы «остроумный» и «глупый» являются когнитивными наименованиями, хотя и выражают похвалу или порицание. Оценки по этим шкалам отражают не эмоциональное воздействие стимула, как в других шкалах (веселый - это тот, который меня веселит, возмутительный - возмущает), а дают его когнитивную характеристику: остроумный - хороший, потому что обладает высокой когнитивной сложностью и необычностью, глупый - такой, который обладает этими характеристиками в недостаточной степени. Они были включены для того, чтобы проверить: ожидаемый в гипотезе эффект возникает только на эмоциональных оценках или также на смежных с ними когнитивных оценках. Шкалы предъявлялись в разных подгруппах в разной последовательности.

Вторая инструкция испытуемым: «Сейчас вы видите перед собой все пословицы, которые вы угадывали в этой игре. Я прошу вас ранжировать их по предложенным в бланке основаниям. Например, возьмем основание «возмутительный». Пожалуйста, выберите ту пословицу, измененный вариант которой вызвал у вас наиболее сильное возмущение, (потому что некорректен, сбивает с правильного ответа, запутывает, слишком многозначен и т.п.) и поставьте напротив нее цифру 1. Из оставшихся пословиц так же выберите ту, перефразирование которой, с вашей точки зрения, наиболее возмутительно, и поставьте напротив нее цифру 2. Из остальных пословиц снова выберите самую возмутительную и поставьте цифру 3 и т.д. Возможно, сами по себе перефразированные пословицы не вызывают у вас чувство возмущения, тем не менее, они неравноценны по понятности перефразирования, а значит одни перифразы будут вызывать чуть больше возмущения, чем другие, вот это мне и хочется выяснить. Обратите внимание на основание “Повод гордиться”. Даже если пословица была загадана не вам, но сложна и ее опознание - особенный повод для гордости, тогда поставьте напротив нее 1, и далее действуйте как с оценкой возмутительности».

Испытуемые: 50 человек, 25 - студенты третьего курса Института психологии РГГУ, средний возраст 20 лет (21 женского, 4 мужского пола), 25 - работающие испытуемые с высшим образованием, не имеющие психологического образования, представители различных профессий (23-43 года, средний Возраст - 30 лет, 7 мужского, 18 женского пола).

Результаты и интерпретация.

Характеризуя работу испытуемых, можно сказать, что задание вызывало у них интерес. Это ясно не только из спонтанных высказываний после проведения процедуры, но также из желания испытуемых продолжить угадывание, что проявлялось в просьбах привести еще примеры перефразированных пословиц по окончании эксперимента.

Установить наличие интереса к процедуре и материалу исследования помогло дополнение методики. Во время инструктирования экспериментатор объяснял, что ожидал большего количества испытуемых, поэтому с другой стороны бланков для ранжирования написаны пословицы, не участвующие в данном исследовании, и просил до конца исследования не читать обороты бланков. Все участники соблюдали это требование, но по окончании оценивания или спрашивали, можно ли прочитать новые пословицы на обороте, или делали это без спроса.

С помощью критерия Манна-Уитни результаты оценивались на предмет значимости различий между ответами мужчин и женщин, более молодых и старших испытуемых, студентов и работающих людей.

Значимых различий между мужчинами и женщинами не выявилось. Испытуемые постарше в среднем существенно спокойнее оценивают перифразы пословиц, чем более молодые испытуемые, по сумме всех шкал (р = 0,012). В данном исследовании невозможно установить, в силу какого именно фактора (жизненного опыта, законченного высшего или отсутствия психологического образования) эти испытуемые ниже оценивают интенсивность переживания.

Результаты ранжирования подтверждают первоначальную гипотезу: единственное, что объединяет наиболее интересные пословицы - это необходимость подавления ага-реакции и высказывания возникшего в этот момент ответа. По другим шкалам значимых изменений субъективного переживания не выявилось (табл. 2).

Изменение поведения под влиянием эмоций. Установки в психологии эмоций

Представления о направленности и характере изменения поведения под влиянием эмоций также противоречивы. С одной стороны, обосновываются взгляды на эмоциональное возбуждение как закрепленную эволюцией целесообразную реакцию (П. К. Анохин, 1964), которая способствует адаптивному поведению, обостряет восприятие сигналов (Flynn, 1969), ускоряет течение нейрофизиологических процессов, восполняя в определенных ситуациях дефицит информации (П. В. Симонов, 1970).

С другой стороны, психологическая и психофизиологическая литература полна примеров о дезорганизующем характере эмоций в отношении тонко адаптированного поведения (см. Skinner, 1938; Young, 1943). Особенно ярко дезорганизующее влияние эмоционального состояния выступает при психопатологии.

Неадекватность реагирования, нарушение течения социальных или биологических мотивационных реакций, возникающее на сдвинутом эмоциональном фоне (настроение), как проявление психопатологии как раз и требует применения психофармакологического воздействия.

Однако никакого противоречия между этими крайними позициями, как нам представляется, в действительности не существует, если считать, что эмоция как субъективное явление является детерминатором адаптивного поведения (А. В. Вальдман, 1972).

эмоции человека

Эмоция — это форма отражательной психической деятельности, где на первый план выступает отношение к получаемой информации. Основываясь на принципе функциональной системы (П. К. Анохин) как внутренней архитектуре поведенческого акта, можно сказать, что модальность и степень эмоционального возбуждения являются детерминатором поведения в силу изменений условий афферентного синтеза, плана действия, доминирующей мотивации.

В таком аспекте противоположное воздействие эмоционального напряжения на результат поведенческого акта получает нейрофизиологическое обоснование.

Установки в психологии эмоций

Для организации поведения животных, вероятно, в большей степени, чем для человека, имеют значение бессознательные проявления психических процессов. В настоящее время уже не вызывает острых дискуссий положение, что часть психических явлений осуществляется вне включения в сферу сознания. Этот класс явлений в психологии был детально разработан школой Д. Н. Узнадзе в Институте психологии АН ГССР и получил название «установок» (Д. Н. Узнадзе, 1961).

В плане рассматриваемой проблемы существенно отметить, что установки могут рассматриваться как своеобразные программы, системы критериев, регулирующие тенденции, о существовании которых можно судить по динамике поведения. Следовательно, устаповка выступает как детерминант поведения.

Если динамический стереотип — это регуляция, идущая на основе ранее сформировавшихся и упроченных связей, то регулирование по принципу установки осуществляется по вероятностному характеру, и конечный приспособительный результат может достигаться не только жестко фиксированными связями. Таким образом, осуществление функции в фазе ее так называемого «автоматизированного» отправления тоже является процессом, который продолжает регулироваться.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Психологические установки - это неосознаваемые паттерны мышления и поведения, которые основаны на опыте человека. Убеждения определяют реакцию человека в схожих ситуациях. Говоря простыми словами, это то, что мы делаем на «автомате», наши привычные реакции на одни и те же или похожие обстоятельства. А теперь разберем подробнее, что такое психологические установки.

Что такое психологическая установка

Что такое психологическая установка

Психологическая установка - это своего рода программа для мозга. Она подсказывает, как поступать в привычных ситуациях. Например, когда мы просыпаемся, то уже не говорим себе, что нужно идти чистить зубы и умываться, потому что это важно для нашего здоровья, и не напоминаем себе об этом лишний раз, а просто берем и делаем.

Установки спасают наш мозг от перегрузок. Большая часть нашей активности осуществляется бессознательно, то есть на автопилоте. А что касается физической активности, то здесь практически все основано на автопилоте. Например, вы же не задумываетесь, как ходить. Когда-то вы освоили этот навык, многократно его повторили и теперь делаете это автоматически.

Особенности психологических установок:

  1. Они есть у всех. С первых дней жизни начинает формироваться система убеждений и представлений человека, она же - система психологических установок.
  2. Никто из людей не видит мир объективно. У каждого своя правда, которая основана на личной системе установок.
  3. Система установок - подвижная структура. Она меняется под воздействием внешних факторов или при сознательном воздействии человека на свои же убеждения. Например, привык человек все решать силой и криком, а ему вдруг попался кто-то, кто не отступил от своих убеждений даже под таким гнетом. Позже ситуация повторилась. И человек начал сомневаться в правильности своей позиции.
  4. Психологические убеждения определяют направленность жизни. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди с условно одинаковыми исходными данными (например, дети из одной семьи) проживают разную жизнь (кто-то спивается, а кто-то становится бизнесменом)? Все дело в психологических установках. Возможно, когда-то они и были одинаковыми для этих детей, но потом один ребенок стал развиваться по другому пути.

Принцип психологических установок используют в психологии для коррекции мышления и поведения, в спорте для достижения лучших результатов, да и в любом виде деятельности. Ведь, по сути, мы с вами говорим о формировании привычек - навыков, доведенных до автоматизма. Установка - это привычный и проверенный множественными повторениями алгоритм. Это некий шаблон, который мы привыкли использовать в конкретной ситуации. Система установок формирует мировоззрение человека.

Важно! Установки помогают экономить энергию и время. Однако важно иметь такие психологические убеждения, которые способствуют развитию по жизни, а не препятствуют ему.

Разновидности установок

Психологические убеждения пронизывают всю нашу жизнь. Они бывают разными по сфере и масштабу. Например, привычка умываться перед сном и привычка отвечать криком на крик - это два примера психологических установок, но совершенно разные. Разберем подробнее, какими они бывают:

  1. Общие и дифференцированные. Под первыми следует понимать стереотипы. Например: «Все блондинки глупые», «Вождение автомобиля - это не женское дело» и т.д. К дифференцированным убеждениям относятся более частные суждения. Например, студент конкретного вуза говорит про какого-то преподавателя: «Да он все время оценки занижает». И общие, и дифференцированные суждения основаны на чьем-то единичном опыте или мнении авторитетного человека.
  2. Смысловые, целевые и операционные. Первые отражают понимание человеком каких-то вещей: «Зачем учить биологию, если в жизни мне это все равно не пригодится?». Вторые определяют активность человека: «Нельзя браться за что-то новое, пока в совершенстве не освоишь старое». Операционные убеждения определяют специфику выполнения действий: «Сначала мне нужно решить рабочие задачи, а уже потом я смогу заняться своими личными делами». Таким образом, эти установки определяют зачем, что и как делает человек.
  3. Осознаваемые и неосознаваемые. Да, до этого мы говорили, что убеждения имеют бессознательный характер, но иногда они прекрасно осознаются. Например, если человек сам себе говорит: «Мне нужно каждый день уделять по часу на изучение иностранного языка, чтобы я мог прийти на собеседование в компанию моей мечты». А вот пример неосознаваемой установки: родители не оскорбляли ребенка прямо, но все время отталкивали, много критиковали, в результате чего у него сформировалось убеждение «Я плохой, я никому не нужен».
  4. Ограничивающие и стимулирующие рост. Например, если ребенку внушили, что с короткими пальцами ему не быть пианистом, то он даже не притронется к инструменту, несмотря на сильное желание. А если человек знает, что успех - это 1% таланта и 99% труда, то он начнет играть на музыкальном инструменте. Может быть, он и не станет великим музыкантом, но любимое хобби, источник силы и отдушина у него будет.

Типы установок по функциям:

  1. Инструментальные. Цель - получить награду или избежать проблем.
  2. Информационные. Цель - расширить кругозор или освоить что-то новое.
  3. Ценностные. Цель - сохранить приверженность своей системе ценностей и чувство собственного достоинства, самоуважение.
  4. Защитные. Цель - сохранить здоровье и жизнь, честь и достоинство, личные границы и статус.
  5. Социальные. Цель - сохранить принадлежность группе или стать частью определенной группы, найти свое место в мире, решить проблему самоидентификации.

Кроме этого, психологические убеждения бывают разными по направленности: в отношении самого человека и в отношении мира. Об этом много писал Э. Берн. Он же выделил следующие варианты установок (жизненных сценариев):

  1. Я хороший и ты хороший - это установка лидера, победителя по жизни.
  2. Я хороший, а ты плохой - это установка эгоцентриков, высокомерных типов и манипуляторов.
  3. Я плохой, а ты хороший - это установка жертвы, неудачника по жизни.
  4. Я плохой и ты плохой - это установка асоциальных типов, нигилистов.

Отношение человека к себе и миру формируется в раннем детстве и основано на отношениях ребенка с родителями. Они для ребенка - прототип всего общества. Именно родители говорят словами и своим отношением к ребенку, какой он. А также они дают понять какие они, то есть весь мир.

Кроме этого, убеждения бывают длительными и кратковременными. Например, если человек живет по принципу «Мужчины не плачут» или «Слезы - это слабость» и всегда запрещает себе подобное проявление чувств, то это длительная установка. А если в конкретной ситуации человек внушает себе: «Главное - не разрыдайся, когда будешь это говорить», то это кратковременная установка.

Структура

Психологические убеждения

Психологические убеждения - это жизненный сценарий. Убеждения определяют нашу активность. Вся жизнь сводится к тому, чтобы доказать верность главной установки. И вот здесь важно понять, насколько значим характер установки. Например, если человек считает, что он никому не нужен, то так в одиночестве он всю жизнь и проведет, потому что бессознательно для подтверждения правильности своего убеждения сам же и будет отталкивать людей и рушить отношения.

Обратите внимание! В структуру убеждений входят 3 компонента: когнитивный (мысли), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (действия). Если необходимо скорректировать какую-то установку, то работать нужно по всем трем направлениям.

Давайте разберем подробнее, какими бывают психологические установки по структуре.

Фиксированная

В структуру убеждения входят опыт и потребности человека. В той или иной ситуации человек поступает так, как уже действовал когда-то в схожих обстоятельствах.

Социальная

социальная структура

В основе лежит потребность в социальных контактах. Социальное убеждение - это отношение человека к обществу, процессам и событиям, которые происходят в нем.

Теория Узнадзе

По теории Узнадзе в структуру убеждения входит потребность и ситуация, способная удовлетворить ее. Установка предопределяет сознательное поведение человека и может возникнуть только при контакте человека с окружающей средой.

Психологический барьер

Негативные убеждения по отношению к себе в совокупности с заниженной самооценкой формируют психологический барьер. Это тоже можно рассматривать как убеждение - установку молчать, замыкаться в себе в ситуациях социального взаимодействия. А также такая установка проявляется в виде пассивности при выполнении какого-либо ответственного дела.

Положительные

положительная структура

Такие убеждения состоят из веры в дружбу, любовь, верность, преданность и хорошего отношения человека к себе и миру. Положительные установки делают человека счастливым, помогают добиться успеха в жизни.

Отрицательные

Такие убеждения состоят из негативного отношения человека к себе и другим людям, а также из веры в несправедливость мира. Отрицательные установки делают человека несчастным, мешают развитию личности. Люди с негативным отношением к себе и миру часто болеют.

Методы воздействия

положительные эмоции

Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:

  • в вашей речи преобладают слова «должен» и «надо» вместо «хочу»;
  • вы эмоционально реагируете на все происходящее (в позитивном или негативном ключе);
  • вы обращаетесь к обобщениям (гребете всех под одну гребенку);
  • вы увлекаетесь оценочными суждениями и разговариваете стереотипами, поговорками.

Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.

Виды влияния

Разберем основные виды психологического воздействия для коррекции установок. Обратите внимание, что влияние бывает ненамеренным, например, когда один человек становится примером для подражания в глазах другого человека, и целенаправленным, например, когда родитель объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А также любое влияние может быть как негативным, так и позитивным для того, кто перенимает установки.

Убеждение, или аргументация

убеждение

Убеждение - это воздействие одного человека на эмоции, мысли и поступки другого через приведение неоспоримых фактов, значимых для объекта влияния. То есть это изменение убеждений человека через аргументы в пользу новых установок. Воздействие осуществляется в процессе беседы, дискуссии, обсуждения, диалога.

Заражение

Заражение - это прямое влияние на состояние и эмоции человека, минуя когнитивный компонент. При помощи своей энергии один человек побуждает других делать то же, что и он. Особенно хорошо этот прием работает в толпе. Тогда люди начинают заражаться друг от друга, а не только от лидера. В таком случае не важно, что говорит человек, важно, как он этого говорит. Чем сильнее заряд, тем выше вероятность, что другие начнут повторять действия лидера, особо не вдаваясь в суть и содержание.

Внушение

Внушение - это воздействие на мысли, эмоции и поведение человека через некритическое восприятие. То есть человеку не дают времени на анализ, оценку суждений или запрещают критически анализировать сказанное, а вместо этого заставляют все принимать на веру. Как правило, сначала человек играет на эмоциях того, кому хочет внушить какую-то установку, а потом, добившись нужного состояния, начинает «вливать в уши».

Для самовнушения подходят аффирмации - позитивные утверждения, которые человек говорит сам себе. Например: «Я сильный», «Я красивый», «Я смелый» и т.д.

Подражание

Подражание

Подражание - это копирование слов, реакций, поведения, увлечений, внешнего вида и всего остального от одного человека к другому. Как правило, подражают тем, кому завидуют или тем, кем восхищаются. Так или иначе, тот, кто подражает, хочет иметь то, чего у него нет, но есть у объекта для подражания.

Дополнительные способы

Описанные выше приемы психологического воздействия используются людьми чаще всего, но существуют и другие, менее популярные методы формирования убеждений.

Благосклонность

Задача - повысить лояльность человека по отношению к какому-то убеждению. А для этого человек расписывает все преимущества и пользу своей установки. Если другой человек проникается этим, то есть становится благосклонным, то и он перенимает это убеждение.

Просьба

Спокойный темп речи, негромкий тон, улыбка, пара комплиментов, небольшая личная история - набор, который повышает шансы на успех, если вы кого-то о чем-то просите. Просьбой можно повлиять на поведение человека, а уже на основе этого у него сформируется новое убеждение.

Самопродвижение

Это способ для влияния на самого себя. Суть в том, что вы демонстрируете свои лучшие качества, навыки, знания. За счет этого повышается ваша самооценка, и вы добиваетесь больших успехов.

Принуждение

Принуждение

Как и две последующие техники, это жестокий и деструктивный прием воздействия. Принуждение предполагает изменение установок человека за счет игры на его инстинкте выживания. Принуждение предполагает использование насилия, шантажа, угроз, ограничения свободы.

Нападение

От собственной боли человек нападает на другого, пытаясь внушить ему, что тот плохой. Если речь идет о моральном нападении, то это крик, оскорбления. Если мы говорим о физическом воздействии, то речь идет о стремлении убедить человека в его физической слабости, никчемности.

Манипуляция

Существуют десятки манипулятивных техник, но все они преследуют одну цель - заставить человека делать то, что выгодно манипулятору.

Мой пример психологической установки

прошлое не определяет будущее

Примеры моих психологических установок:

  • в отношениях нет места насилию и агрессии;
  • любые эмоции и чувства должны быть выражены и отработаны;
  • нужно хорошо выполнять свою работу, в каком бы состоянии ты не находился, в противном случае не берись за работу;
  • здоровые отношения - это союз двух независимых финансово, морально и физически людей;
  • я достойна любви и умею любить;
  • все можно изменить, пока человек жив;
  • прошлое не определяет будущее;
  • у каждого человека есть достоинства и недостатки;
  • важно поддерживать внутренний баланс, следить за гармонией между мыслями и действиями;
  • в любой неприятной ситуации нужно искать возможности для роста;
  • не бывает безвыходных ситуаций - нас не всегда устраивает видимый выход.

Это лишь малая часть тех установок, с которыми я живу. На самом деле их, наверное, тысячи. Какие-то из них относятся к осознанным, а какие-то - к бессознательным. С частью деструктивных бессознательных установок я уже разобралась. Как? В психологии это называют когнитивно-поведенческой психотерапией. Сначала вы выявляете все проблемные ситуации, потом составляете новый алгоритм действий в рамках этих ситуаций и приступаете к практике. Вы несколько раз (как правило, много раз) повторяете одно и то же.

Сначала это дается с трудом, но с каждым разом все легче. Спустя время ваш мозг перестроится, вы обзаведетесь новым паттерном поведения. Уже эта программа станет для вас привычной. С помощью этого приема можно бороться с любыми нежелательными психическими состояниями, например, с фобиями, комплексами, страхами и другими расстройствами. В общем, вы меняете свой образ мышления с минуса на плюс, у вас появляется дополнительная энергия для новых успехов.

Заключение

Психологические установки личности могут иметь положительный или отрицательный заряд, быть опасными и вредными для человека или полезными. Не со всякими установками нужно бороться, в самом автоматизме как таковом нет ничего плохого. Однако если вы понимаете, что какие-то привычные модели поведения и мышления мешают вам жить, работать, развиваться, выстраивать отношения с социумом, то с этим нужно бороться. Как? Заменять деструктивные установки конструктивными.

Читайте также: