Как после ДТП снова сесть за руль, пережить стресс после ДТП

Обновлено: 14.05.2024

На днях моя 50-летняяя соседка зарулила на стоянку на собственном авто, удачно припарковалась и, многозначительно улыбаясь, погладила по замерзшему капоту старенький форд явно того века. «Ну, что ж, - подумала я, - учиться никогда не поздно. Молодец!» Однако мое мысленное незаурядное «молодец» вскоре переросло в настоящее восхищение. И вот почему…

Оказывается, отучилась на права моя одноподъездница ни много ни мало 30 лет тому назад. Согласитесь, срок приличный. За это время она должна была превратиться в настоящего аса! Только вот почему-то за весь период нашего знакомства я и разу не видела ее за рулем. А все потому, что покататься в свое удовольствие на тогда еще приличном форде она успела всего год. Серьезная авария, произошедшая с ней в молодости, надолго отбила в ней страсть к вождению. Надолго, но как оказалось, не навсегда.

В нашей новостной ленте Ф-АВТО подробно разбирало, как не попасть в ДТП, как уменьшить последствия аварии, если ее уже не избежать, как правильно поступать в той или иной конкретной ситуации с точки зрения «правильного» водителя… Но есть еще один важный аспект: как снова сесть за руль после аварии?

Вернуться к жизни за рулем удается не всем. Каждый человек индивидуален и по-своему эмоционален. Так, некоторые водители, наделенные взрывным темпераментом и врожденным желанием рисковать, довольно часто попадают во всякого рода ДТП, но несмотря на это уже при первой возможности прыгают на «железного коня» и снова рассекают дорожное пространство, абсолютно забыв о случившимся. Авария такими водителями расценивается как бесплатное приложение к автомобилю - ну, с кем не бывает? Но есть и абсолютно противоположная категория автолюбителей. Если такой человек попал в аварию - послеаварийный синдром у него будет практически всегда. Он вдруг осознает, насколько уязвим и начинает бояться, что произошедшее с ним может повториться, и что в другой раз может быть еще хуже. Стресс же от первого в жизни ДТП, даже самого малого, может разрастись до таких размеров, что человек будет вынужден поставить на своем водительстве точку.


1.Успех психологической реабилитации после ДТП зависит прежде всего от диагностики ситуации, и подходить к этому стоит индивидуально, иначе можно добиться совершенно противоположных результатов.

2. Тяжесть последствий каждый оценивает субъективно. Для кого-то «тяжесть» ограничивается собственными физическими травмами, для кого-то материальным ущербом (например, если автомобиль было «средством для зарабатывания денег»), а для кого-то существует только «психологическую тяжесть» - вина за случившееся (особенно если в ДТП получает тяжелые повреждения или не дай бог, погибает пассажир или пешеход).


3. Чаще всего послеаварийный синдром возникает и долго держится, если появляются недоброжелательные настроения в социуме, если окружающие винят человека в случившемся, если нет поддержки близких в «душевном восстановлении».

4. Главное - дать время психике восстановиться после произошедшего, не торопить события. После аварии, человек может испытывать широкий спектр эмоций - шок, чувство вины, страх, нервозность или гнев - все из которых являются нормальными. Только после того, как человек пришел в себя, успокоился можно идти дальше.

5. Ключевую роль в реабилитации играет не столько воля, сколько адекватное чувство ответственности. Для человека необходимо реально понимать, в чем действительно есть его вина, а где — неприятное стечение обстоятельств.

6. Чтобы произошедшая ситуация отпустила, не стоит тщетно пытаться стереть ее с памяти. Следует отталкиваться от противоположного - вспомнить все вплоть до самых мелких деталей. Позвольте вашей психике «переварить» это событие. Возможно, бесплодным не окажется попытка представить иной исход произошедшего.

7. Перед тем, как начать совершать какие-либо действия со своим автомобилем (садиться за руль, пробовать ехать, выезжать на трассу), нужно понять свою внутреннюю мотивацию: для чего это нужно и насколько человек этого хочет. Некоторых вынуждают обстоятельства - не ездить просто невозможно по ряду причин, некоторые просто хотят, чтобы все было, как и раньше, а вот некоторые на самом деле не испытывают никакого желания садиться за руль. В последнем случае - все действия будут бессмысленными.

8. Для того чтобы преодолеть страх, попробуйте поэтапно пройти все операции с машиной - как в автошколе в первый раз. Садитесь на водительское сиденье, заводите двигатель, включаете фары, дворники, музыку. Пробуйте тронуться и немного проехать, чуть позже выезхать на полноценные дороги - сначала с маленьким движением, затем посложнее и, наконец, - на самые сложные участки. В первое время неплохо если рядом будет находиться человек, который будет поддерживать и помогать.

9. Нужно избавиться от всего, с чем связан страх и «обрасти» тем, с чем будут связаны новые приятные эмоции от вождения. Например, не слушаем музыку, которая предшествовала аварии, даже если это любимый диск, снимаем игрушки-талисманчики, не выезжаем в то время суток или погоду, когда была авария. Новые атрибуты помогут начать испытывать новые эмоции.

10. Если причина страха вновь сесть за руль в якобы утраченной технике вождения, то можно поработать с инструктором по контраварийному вождению. Это вернет былую уверенность и поможет осознать, что вы способны предотвратить аварийную ситуацию. Мозг перестанет рисовать страшные картинки, а тело будет готово предпринять необходимые действия.

Победить свои страхи после травматического опыта возможно. Но важно помнить, что проблема сама себя не решит.

Фото автора Анастасия Долбичкина

Как я попала в аварию

В моей семье никогда не стояло вопроса, сяду ли я когда-нибудь за руль. Это преподносилось как факт: «Ты получишь права и будешь водить машину». Всё дело в том, что я очень похожа на отца — первоклассного автомеханика, автолюбителя и водителя с большим стажем. С детства я проводила много времени с папой в его гараже, вместе мы смотрели фильмы про гонки и даже обсуждали новинки определённых марок автомобилей. Я училась пользоваться разными инструментами, мы собирали модели самолётов и машин.

Маме и бабушке оставалось только удивляться: они никогда ничем таким не интересовались. Потому сомнений в том, что я тоже сяду за руль, ни у кого не было. Я и сама жила с уверенностью, что всё так и будет, мечтала о новой машине и дальних путешествиях за рулём.

Всё изменилось, когда мне было 16 лет. Я проводила каникулы с семьёй на даче. В один из будних дней, когда посёлок опустел, мне разрешили под присмотром папы доехать по просёлочной дороге до ближайшего магазина. Я проигнорировала лёгкий укол страха и внимательно выслушала инструктаж, как и что в машине работает. Это должна была быть моя первая поездка за рулём. Я устроилась на водительском сиденье, попробовала тронуться, сдать назад, покрутила руль. Вроде бы ничего сложного.

Справка. Управление транспортом без водительских прав, особенно несовершеннолетними, незаконно. Согласно статье 12.7, части 3 КоАП , за передачу руля несовершеннолетнему предусмотрено наказание — административный штраф в размере 30 000 рублей. Исключение составляет случай, когда водитель достиг 16 лет и ездит на учебной машине в сопровождении инструктора. Однако права на управление автомобилем он получит не ранее 18 лет.

Папа подбадривал меня и успокаивал: рассказывал, как правильно поворачивать, куда нужно смотреть во время движения и как держать скорость на одной отметке. Он понимал, что я плохо чувствую габариты машины и мне сложно. Но всё шло хорошо — я ехала медленно, внимательно следила за дорогой. Когда магазин был уже в поле зрения, остановила машину. Мне показалось, что я припарковалась далековато, и решила подъехать поближе.

И тут я совершила самую распространённую ошибку начинающих водителей: перепутала педали.

Хотела затормозить, но машина резко рванула с места, я не успела сориентироваться и в ужасе вдавила педаль газа. Поскольку транспорт был не учебным, остановить его отец не мог. Крикнул мне вывернуть руль в противоположную от магазина сторону и отпустить педаль, но я была парализована шоком. Страх не позволил мне что-то предпринять, и автомобиль на большой скорости влетел в забор и протаранил стену магазина. Во время столкновения я очень сильно ударилась головой, но сознание не потеряла. То же произошло и с папой.

Отец не стал кричать и винить меня — его спокойствие помогло мне прийти в себя. Сразу после аварии он проверил, в порядке ли я, и только потом вылез из машины. Мы увидели пробитую сайдинговую обшивку магазина и смятый капот, осколки стекла, вдребезги разлетевшийся бампер и то, что осталось от левого зеркала, на земле. Только в тот момент я поняла, что мы невероятные счастливчики. Машина приняла удар на себя.

Далее всё происходило стандартно: приехали сотрудники ГИБДД, зафиксировали факт аварии, выписали штраф. Владелец здания вошёл в наше положение, и мы без суда приняли решение, что оплатим ремонт. Это устраивало обе стороны.

Автомобиль мы вскоре починили и продали. Папа уплатил штраф и возместил хозяину расходы на восстановление здания. Он повторял, что вся ответственность лежит на нём и в произошедшем нет моей вины. Но я ему не верила: мне было стыдно, что я стала причиной стольких неприятностей. Со временем мой стыд перерос в нечто большее.

Следующие два года я продолжала ездить в машине только в качестве пассажира, когда за рулём были папа или дедушка. Но каждая поездка превращалась в пытку: меня пугал даже звук мотора. Проносящиеся мимо на огромной скорости машины, деревья и здания ввергали в ужас. Я могла успокоиться, только когда покидала салон. Мне было стыдно рассказать об этом страхе: я думала, что родители разочаруются во мне. А мне так хотелось, чтобы отец мной гордился!

С каждой поездкой вроде бы становилось чуть легче, но страх никуда не уходил. На самом деле он просто забирался глубже.

Когда мне исполнилось 21, назрел вопрос о получении водительских прав. Дедушки не стало, и одного водителя на семью оказалось мало. Поначалу я умудрялась открещиваться от этого, поскольку училась и работала — времени ни на что не хватало. Но вдруг я осознала, что не просто так придумывала эти оправдания. Тем не менее я снова не смогла признаться и записалась в автошколу.

То, что я переживала каждый раз на занятиях, сложно описать. Первые две поездки в город довели до того, что я выходила из машины с дрожащими коленями. Я так крепко сжимала руль, что после полутора часов езды не могла отцепить руки. На ладони оставались красные отметины от ногтей. Я пила успокоительные, пыталась настраивать себя на позитивный лад, смотрела видео с советами для начинающих водителей. Ничего не помогало. До сих пор не понимаю, как я в то время умудрилась получить права.

Произошло это не сразу. После первой неудачи я даже плакала: снова боялась разочаровать папу. Хотя стоит признать, что водила я действительно аккуратно и очень внимательно следила за дорогой. Но страх продолжал идти за мной по пятам. Пожалуй, он перерос в фобию: каждый подход к автомобилю сопровождался учащённым сердцебиением, мои руки тряслись, а ладони потели. В мыслях проносились самые разные картины: на них я снова и снова врезалась во что-нибудь на машине.

Как я решила проблему

Спустя годы после аварии, имея на руках водительские права и желание водить машину, я столкнулась с тем, что просто не могу это делать. А тем временем появилось много обязанностей: надо подвезти бабушку в поликлинику, съездить за продуктами, отвезти семью на дачу или собаку к ветеринару.

Так я пришла к тому, что у меня есть проблема и мне нужна помощь. Сначала я призналась сестре. Я боялась, что она посмеётся надо мной, ведь многие попадают в ДТП и после этого спокойно садятся за руль. Но неожиданно для себя я получила поддержку. Сестра посоветовала мне обратиться к психологу. Среди моих знакомых был подходящий человек, и я попросила помочь мне.

Поскольку знакомая — Оксана — жила не в моём городе, мы общались удалённо. Решили, что будем созваниваться дважды в неделю. Первое, что я узнала: людей с проблемой, как у меня, много. Меня ободрило, что я не одинока в этой ситуации.

Прежде всего специалист объяснила, что большое влияние оказал возраст, в котором я пережила травматический опыт. Подростки действительно очень впечатлительны, всё воспринимают и чувствуют острее. При этом я усугубила ситуацию своим молчанием, дала страху разрастись. Добавляем к этому желание угодить семье и заставить родственников тобой гордиться — и получаем фобию.

Лечение было пошаговым. Психолог слушала и расспрашивала меня о том, что конкретно меня пугает. Выяснилось, что мой триггер — это само начало движения и поворот ключа зажигания. И действительно: на дороге я значительно меньше переживала, включаясь в процесс, сложнее всего было заставить себя сесть в салон и тронуться с места. Оксана посоветовала каждый день упражняться: сначала просто сидеть в салоне, включить музыку для расслабления. Как только страх нахождения внутри автомобиля стал угасать, я начала пробовать завести машину. Каждый день я проделывала одно и то же, в конечном счёте эти движения уже не казались чем-то пугающим. Я подробно рассказывала обо всём специалисту, она отмечала мои успехи.

Дальше последовала первая небольшая поездка. Сначала по парковке рядом с домом, потом — до магазина через дорогу. Через три недели я уже без страха ездила на работу. Все мои друзья и семья в этот период уже знали о том, что я пытаюсь победить фобию, и ободряли меня. Думаю, именно их поддержка и компетентность специалиста помогли мне так быстро преодолеть страхи.

Что сделать, если вы хотите сесть за руль после аварии

Проанализировать ДТП, простить себя и отпустить чувство вины

Признав наличие проблемы, важно встретиться с ней лицом к лицу. Мысленно вернитесь к тому моменту, когда произошла авария. Попытайтесь вспомнить и проанализировать, что конкретно пошло не так. Оцените, совершали ли вы подобные ошибки после аварии (при условии, что вы продолжали водить). Если вас мучают угрызения совести, вспомните, что вы сделали это не умышленно. Вы не хотели никому причинить вреда. И впредь будете очень аккуратны.

Понять, что именно пугает вас в вождении автомобиля

Триггеры для активации фобии могут быть самые разные — от поворота ключа зажигания до определённой ситуации на дороге. Важно понять, что именно вызывает у вас страх, и работать в первую очередь над этим.

Делать это надо постепенно. Нельзя сразу садиться в машину и через силу заставлять себя ездить — так вы только спровоцируете усиление страха. Подходите к решению вопроса поэтапно, привыкните находиться внутри салона. Попробуйте сделать именно то, что вас пугает. Если боязнь не уходит сразу, это нормально — нужно продолжать работать. Доведите действия до автоматизма, пусть они станут обыденными. Когда страх перед основным триггером начнёт исчезать, добавляйте к вашим попыткам новые действия, которых вы не боитесь. Как только всё будет даваться легче, можно переходить к поездкам.

Поговорить о своей проблеме с близкими или психологом и не стесняться её

Об этом нельзя молчать. Согласно исследованиям , эмоции влияют на наше внимание, и страх не помощник в данном случае. Когда человек боится, включается избирательная память. Происходит концентрация на чём-то одном, а конкретно — на том, что вызывает этот самый страх. Но у водителя во время движения много задач: нужно смотреть в зеркала, проверять, идут ли пешеходы, обращать внимание на знаки, показатели спидометра, погодные условия и многое другое. Сосредотачиваясь на чём-то в отдельности, мы повышаем шансы что-то проглядеть и не учесть — и попасть в аварию.

Именно по этой причине так важно работать над своим страхом, говорить о нём и не стесняться. Переживая свою фобию в одиночку, вы можете навредить себе и другим.

Подумайте о проблеме под другим углом. Вы хотите быть уверенным участником дорожного движения и не представлять опасности для других водителей и их пассажиров. Такое желание едва ли может встретить осуждение — скорее, вас за это будут уважать. Это похвально, и тут нечего стыдиться. Поэтому поделитесь тем, что вас волнует.

Освежить свои знания ПДД

В правилах дорожного движения часто бывают нововведения, и их необходимо знать. К тому же человеческая память несовершенна, вы могли что-то забыть со времён аварии. Вновь обретённые знания придадут уверенности на дороге.

Поэтапно проделать всё то, чему вас учили в автошколе

К этому пункту стоит переходить только после всех вышеперечисленных, иначе вы рискуете усугубить ситуацию. Чтобы проверить свои способности, лучше всего выбрать свободную парковку или любое другое безлюдное место. Если поблизости ничего подобного нет, возьмите в попутчики опытного водителя и найдите что-то подходящее на карте. Там вы сможете спокойно поупражняться, не боясь причинить кому-то вред.

Выехать на дорогу вместе с сопровождающим

Возьмите того, кому доверяете и кто не будет вас критиковать за ошибки, — это очень важно! Когда вождение в обществе кого-то из близких уже не будет вызывать страха, попробуйте ездить в одиночку. Начинайте с переулков со слабым трафиком. По мере возвращения уверенности можно выбирать более сложные маршруты. Лучше всего выезжать поздним вечером или ранним утром выходного дня, когда на дорогах не так много машин.

Сильный стресс всегда подключает психологическую защиту. Человек начинает бессознательно контролировать любую информацию об источнике неприятного события и избегает всего, что связано с травмирующим опытом: воспоминаний, мыслей, разговоров, мест и людей, действий.

При этом у человека, оказавшегося виновником ДТП, возникает недоверие к себе, формируется представление о своём образе «я» как о причине чего-то неотвратимого, чуждого, страшного. Появляется эмоциональная притуплённость, становится трудно испытывать радость и интерес к жизни.

  1. Дайте себе время «переварить» случившееся. Любая рана — и душевная не исключение — должна затянуться.
  2. Не ставьте свой страх на пьедестал, не фокусируйтесь на нём как на проблеме. У всех людей есть страхи, от этого вы не станете слабым и вас не перестанут уважать. Проблема вернуться за руль как раз не в страхе, а в негативном опыте. Но опыт в жизни бывает разный, а страх помогает нам уцелеть в опасных ситуациях. Научиться дружить с этой эмоцией — значит уметь заботиться о себе и окружающих.
  3. Многие уверены: чтобы победить страх, надо посмотреть ему в лицо. Это заблуждение. Если заставить себя сесть за руль сразу после ДТП, можно только усугубить ситуацию. Возвращайтесь к управлению автомобилем постепенно и обязательно награждайте себя за успех.
  4. Помиритесь с собой. В постоянном сравнении с другими — «я не так хорош», «она лучше меня» — мы забываем быть собой. В мире не существует идеальных людей, и даже суперпрофессионалы попадают в переделки. Чтобы освободиться от тяжести вины, нужно вернуть себе радость быть собой.
  5. Проанализируйте, чему вас научила авария, какую пользу вы можете извлечь из произошедшего. Например, вам надо отточить навыки парковки, всегда пристёгиваться за рулем, не пользоваться телефоном во время езды и так далее. Каждая травма — разрушение, но на месте разрушенного мы можем построить что-то новое, позитивное.

Что я поняла

Страх вождения у тех, кто пережил ДТП, сродни тому, что испытывают начинающие водители. Это в первую очередь боязнь за свою жизнь и безопасность окружающих. После аварии я не думала, что смогу побороть эту фобию и водить машину без страха. Но помощь психолога и безграничная поддержка близких привели к тому, что сейчас я сажусь в салон и езжу с удовольствием. Порой страх пытается вернуться, но теперь мне известно, как с ним бороться.

Не пренебрегайте соблюдением ПДД, вовремя проходите ТО, используйте автомобиль правильно, работайте со страхом и не переживайте его в одиночку. Тогда и у вас получится победить.

Автомобиль - не только транспортное средство, но и источник повышенной опасности. Об этом нельзя забывать. Даже идеальное собственное вождение не застрахует от встречи с «неадекватом» на дороге, и непредвиденных обстоятельств.

А дальше - как повезёт, от погнутого железа до лёгкой нервозности при следующих поездках. До панических атак и физической невозможности эти самые «следующие поездки» совершить.

dtp 1

Популярный белорусский портал проводил опрос среди читателей о страхе после ДТП.

Результаты неутешительны: каждый четвёртый попавший в аварию водитель сразу после инцидента испытывает сложные чувства, садясь за руль, каждый третий навсегда запоминает тяжелые ДТП, а 3% ответивших до сих пор не могут побороть страхи и вернуться к вождению.

Действительно, прогноз ситуации зависит от многих обстоятельств. Что именно произошло, какова была ответственность водителя (или он стал жертвой обстоятельств), какие наступили последствия.

  • Есть водители, которые нормально реагируют на «притирку» в городе, и не могут ездить ночами с прежней скоростью после встречи с лосём.
  • Есть те, кто после неприятных инцидентов серьёзно пересматривают свою манеру вождения и перестают, например, ездить по крайней левой МКАД на верхнем лимите скорости после того, как машину раскрутило в отбойник.
  • А есть новички, которые попадают в аварию буквально на самом старте своей водительской «карьеры» - и решают, что это не для них, не в силах побороть помимо ежедневного стресса при обучении вождению ещё и страх повторения ситуации с ДТП.

Что происходит в психике в этот момент, и как это побороть, чтобы снова сесть за руль? Давайте разберёмся.

С чем сталкиваются водители после ДТП

Постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - то понятие в медицине, которое объясняет, что происходит с водителем после аварии. Особенно, если она была достаточно серьёзной или у человека есть предрасположенность долго переживать события, «зацикливаться», преувеличивать масштаб происходящего.

Пример ПТСР, не связанный с вождением - «афганский синдром», который переживают бывшие участники военных действий. Или то, что переживают люди после того, как сталкиваются с ситуацией, которая появляется внезапно (ничто не предвещало), развивается интенсивно, реально угрожает жизни и здоровью и при этом полностью выходит за рамки контроля самого человека (от меня ничего не зависит). Например, террористическая атака, природный катаклизм (землетрясение), грабёж.

В результате, спустя какое-то время после того, как ситуация прекратилась, человек начинает терзаться навязчивыми мыслями о том, что произошло, его мысли и сны наполняются картинами этой ситуации, его вера в безопасность и предсказуемость мира разрушена и он совсем не чувствует в себе силы на что-то влиять. Плюс постоянная фоновая тревога - когда реальных причин нет, но подспудно везде чувствуется угроза жизни и здоровью, своей и близких.

В тяжелых случаях, когда доходит до панических атак (внезапно беспричинно накатывающий ужас, страх смерти с сильно выраженной реакцией тела - учащённым пульсом и т.п.) с ПТСР должны работать психиатры и психотерапевты, лечение включает приём седативных и некоторых других препаратов и психотерапию.

dtp 2

Как преодолеть страх

Но если возможности ограничены, помогать себе придётся самостоятельно.

Основные моменты:

dtp 4

Как снова сесть за руль

Чтобы преодолеть страх вождения после аварии, важно не только приступить к тренировкам как можно быстрее, но и действовать постепенно, дать себе время.

  • на первом этапе вы просто садитесь в свою машину и наблюдаете, какие чувства у вас это вызывает.

Если чувствуете сильное беспокойство, на грани «хочется сбежать отсюда», выполните дыхательные упражнения. Например, повторите три цикла дыхания, где выдох длиннее вдоха в 2 раза. Поговорите с собой: что вас окружает в машине, на чём вы сфокусированы.

Если очень тяжело, попросите кого-то из близких побыть с вами в этот момент, поддержать вас. В присутствии другого человека тревога отступит. Музыка и радио также помогут расслабиться.

Если ваша машина так сильно пострадала в ДТП, что вы не можете проводить тренировки в ней, не откладывайте их, а найдите другой автомобиль на время (ехать не обязательно, на этом этапе вы вновь привыкаете к ощущению «я за рулём»).

  • второй этап - отработка навыков управления.

Заведите машину. Стоя на места, покрутите рулём, попереключайте передачи, настройте зеркала и кресло под себя. В общем, повторите привычные действия перед поездкой.

Главная задача - не манипулировать с управлением, а прислушиваться к себе, отлавливать малейший дискомфорт и справляться с ним.

В этом помогут дыхательные техники, вода, разговор с помощником или собой по принципу «что сейчас происходит, каким будет моё следующее действие».

dtp 5

  • третий этап - планирование поездки, круг почёта по двору

После того, как пребывание в салоне не вызывает негативных эмоций, можно отправляться в первую пробную поездку. Задача такая - спокойно выехать со двора на дорогу общего пользования, проехать немного, вернуться.

При этом весь маршрут нужно построить в голове, прокрутить мысленно все повороты, «постоять» на светофорах и т.п. Выбирать для поездки максимально непопулярное время и пустую дорогу. Оживлённые многополосные проспекты, МКАД, локация, где произошло ДТП - не подходят!

Как только будете готовы тронуться с места, заводите двигатель и сделайте медленный круг по двору, прислушиваясь к себе. Всё хорошо? Можно выезжать. Тревожно, пульс участился, ладони потеют? Не торопитесь, проговорите, что испытываете, сделайте ещё круг. Помните, что вы всегда можете вернуться обратно на парковку. Относитесь к себе бережно, не заставляйте себя.

  • четвёртый этап - выезд на дорогу общего пользования

Очень желательно на данном этапе попросить подстраховки опытного водителя. Если вас накроет паника, он сможет не только успокоить, но и взять управление на себя.

То же самое касается и вашего уровня дискомфорта. Если вы не чувствуете в себе готовности сесть за руль в условиях, когда есть и другие машины, это сопровождается сильной реакцией тела (стучит в висках, бросает в пот, тахикардия и т.п.) - попросите компаньона подменить вас, а сами займите место пассажира, привыкая снова к движению по дороге.

Если ваше состояние позволяет и вы ведёте машину сами, двигайтесь с небольшой скоростью, избегайте сложных участков дороги, пристройтесь за другим автомобилем.

Продолжая шаг за шагом такие тренировки, спустя какое-то время вы вновь сможете выезжать на дороги с оживлённым движением и отказаться от сопровождения помощником.

  • пятый этап - повышение уверенности

Очень благотворно действуют на водителей после ДТП курсы контраварийного вождения. Такие предлагают несколько автошкол в Минске.

Дело даже не только и не столько в практических навыках, которые отрабатываются на этих занятиях, сколько в восстановлении чувства контроля и управления автомобилем.

dtp 3

Ещё несколько советов:

Если какое-то время после аварии вы ездили как обычно, а затем стали ловить себя на необычных ощущениях вроде тревоги - это ваша психотравмирующая ситуация, которая активируется, каждый раз когда вы садитесь за руль или проезжаете мимо «того самого» места. Не игнорируйте проблему, а начните бороться с ней - тренировками в присутствии помощника, занятиями с инструктором по вождению, обращением за психологической помощью.

Если не можете прекратить винить себя за произошедшее, поймите, что вы сделали в тот момент всё, что могли, чтобы предотвратить аварию: ведь вы спасали свою жизнь и жизнь пассажиров, такая мотивация заставила тело работать на инстинктах и принять то решение, которое в тот момент казалось наиболее верным.

Вместо того, чтобы постоянно вызывать в памяти саму аварию и сопутствующие обстоятельства, снова переживая эти эмоции, включите логику. Расскажите об аварии несколько раз подряд, но не эмоционально, а как будто смотрите кино. Нарисуйте схему. Проанализируйте, как развивались события, как будто вы инструктор в автошколе.Выпишите на отдельный лист, над какими навыками управления вам нужно работать, какие ошибки исправлять в своём стиле вождения. В общем, посмотрите на произошедшее как на историю без эмоциональной составляющей.

Не можете заставить себя приступить к тренировкам навыков после ДТП? Подумайте о том, как изменится ваша жизнь в статусе пешехода. Как придётся менять своё расписание, ездить в общественном транспорте и контактировать с людьми, продумывать маршруты с пересадками, отказаться от загородных поездок и путешествий на автомобиле. Наша психика устроена так, чтобы поддерживать статус-кво любой ценой. Вы готовы сознательно уронить свою жизнь в качестве и так дорого заплатить за аварию, без которой ни обходится опыт ни одного водителя? Взвесьте свои страхи и удовольствие и комфорт, который вы получали от вождения раньше - и посмотрите, что пересилит.

Читайте также: