Методика кататимных образных переживаний

Обновлено: 16.05.2024

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.-Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу.

Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы - стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии.
Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

  • луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
  • подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
  • следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
  • обследование дома;
  • Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии.
Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

Кататимное переживание образов.

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.

Даже самые банальные повседневные сцены Кататимного переживания образов, даже такие, которые происходят реально, одновременно имеют всегда символический характер, т.е. несут в себе символическое значение. Хотя пациент поддерживает хороший контакт со своим психотерапевтом, он постоянно находится в „сноподобном“ состоянии на уровне образного сознания. Господствует первичный процесс

, который следует законам сновидений, а не бодрствующего сознания .
В качестве гипотезы я хотел бы выделить такую взаимосвязь. психотерапевтическое воздействие, будь то непосредственно КПО, некоторая интерпретация, вербализация или разъяснение содержания конфликта, может вызвать подобный феномен. Он, однако, может появиться также и из-за спонтанных переживаний в промежутке между двумя психотерапевтическими сеансами. Таким образом, как следствие появляется упомянутая выше мобильная проекция, которая указывает нам на внутренние психические процессы. Они четко и зачастую довольно точно вырисовываются в трансформации образа или его деталей. Опытный специалист умеет регистрировать изменения уже по нюансам. Как правило, пациенту мы об этом ничего не говорим. Он или сам замечает эти изменения, или они еще слишком маленькие, так что надо подождать, пока они сами не станут ему ясными и отпадет необходимость в таком разговоре. Если эти феномены трансформации образа имеют позитивное направление, то это может выражать небольшой психотерапевтический прогресс. Но они могут обратиться и в противоположном направлении, когда, например, затрагивается конфликт или если в ходе символдрамы выходит на поверхность вызывающая страх проблема. Если такие изменения повторяются, то по ним можно следить за развитием или за линией развития психотерапевтического процесса в КПО.

Нередко ожидания пациента от лечения сильно завышены. Пациенты надеются, что проблемы разрешатся через несколько дней, максимум через неделю. Работая зачастую с нетерпеливыми невротиками, необходимо ясно обговорить с ними временные сроки и составить предварительный план, включающий длительность лечения и частоту сеансов. Многие пациенты верят, что в процессе лечения вдруг произойдет что-то „необыкновенное“, в результате чего гордиев узел невроза будет разрублен — и они почти мгновенно освободятся от симптоматики и характерологических проблем.
Пациенты идеализируют также роль психотерапевта как „великого исцелителя“. Или звучат такие слова: „Доктор, Вы можете делать со мной все, только вылечите меня“. Это указывает на то, что пациент мало готов к требуемому активному сотрудничеству и к зачастую болезненному критическому рассмотрению себя самого. Чем дальше ожидания пациента от реальности, тем проблематичнее будет прогноз лечения.

С этим связано понятие цели лечения, которую следует выработать вместе с пациентом. Предпосылкой для этого служит то, что пациент информируется об ожидаемых терапевтических шагах, о применяемом методе и его результатах. Это опять же предполагает, что психотерапевт развил уже представления о прогнозе лечения. Понятие цели лечения сводится к тому, могут ли и с какой вероятностью быть излечены все или некоторые симптомы и нарушения поведения, которые пациент очень хотел бы устранить.

Мотивация пациента к психотерапии — это исходный момент для прогноза. Мало или совсем немотивированный перед началом психотерапии пациент вряд ли и потом будет более мотивирован. Рано или поздно он прекратит лечение. Или же он будет из-за своей уступчивости безуспешно продолжать его до тех пор, пока не появятся подходящие обстоятельства или психотерапевт даст повод к разрыву.

Каким же образом можно судить о мотивации?

В какой мере решение пациента прийти к нам обусловлено третьей стороной?

В какой мере он действительно внутренне страдает — в смысле гнета страданий („внутренняя мотивация“)? Насколько, в его собственном понятии, ему мешают недуги или проблемы? Как они препятствуют его счастью в жизни и его социальной ситуации? Насколько велико давление косвенных обстоятельств, таких как отношения с работодателем, супругой или другими людьми, поставившими условие о лечении? — Причем если в результате болезни можно уйти на пенсию или поехать в санаторий, то прогнозы лечения ухудшаются.

Мотивация сильно зависит от гипотезы относительно возникновения или причины болезни, которую построил для себя пациент. Уверен ли он сам, что существует исключительно только один психогенез? Кажется ли ему, что психотерапия — это правильное лечение? Или же имеет место обратное, т. е. он в этом сомневается или он, в основном, думает о соматическом происхождении заболевания? Если он соглашается с психологической причиной заболевания (в той или иной степени из-за своей уступчивости), но в глубине души все же сохраняет убеждение об органической причине заболевания, мотивация в конечном счете тоже останется слегка ограниченной.

Пациенты, не имеющие ясных представлений о том, что они ожидают от психотерапии, мотивированы мало.

В пользу большой мотивации говорит то, что пациент готов испытывать ради психотерапии определенные жертвы, как, например: длительные поездки к психотерапевту, проведение психотерапии во время отпуска или каникул, готовность к внутреннему развитию и перестраиванию, готовность временно отказаться от ряда удобств или разорвать приятную зависимость (например, от родительского дома в случае вырастающих детей) и даже уехать из дома.

Далее, в пользу хорошей мотивации говорит желание большей самостоятельности и собственной ответственности: созревание Я, с отказом от иллюзий, с желанием вести приспособленный к реальности образ жизни при мобилизации собственных сил.

Иногда к одной форме психотерапии пациенты мотивированы особенно хорошо, а к другой, которую психотерапевт, возможно, считает более подходящей, — нет. (Наример, групповая психотерапия вместо индивидуальной). В этом случае нужно проанализировать ожидания пациента. В какой мере с этим связаны иллюзорные ожидания, соображения удобства или тенденция не связывать себя? Или же имеет место противоположная ситуация — стремление подвергнуть себя полосе страданий как плате, которую нужно заплатить за психотерапию?
Упомянутые здесь исходные моменты относятся к понятию рабочего альянса психоанализа. Это понятие можно перенять для любой другой, ориентированной на конфликт психотерапии. … “Рабочий альянс — это относительно свободное от невротичности рациональное отношение между пациентом и психоаналитиком, которое дает пациенту возможность целеустремленно работать в аналитической ситуации“ …. Синонимы этого понятия: „действенный перенос“, „зрелый перенос“, „психотерапевтический союз“. Клинические признаки этого союза: добровольная готовность пациента работать по предложенному методу и его способность аналитически разбирать появляющиеся во время лечения неприятные и травмирующие идеи. Союз заключается между разумным (взрослым) Я пациента и анализирующим Я аналитика .

Обсуждая отношение к психотерапевту, не следует забывать отмечаемое З.Фрейдом правило абстиненции. Упрощенно говоря, оно гласит, что в период лечения психотерапевт не имеет права вступать ни в какие личные или интимные отношения с пациентом. Я считаю важным разъяснить выводы из этого правила, ибо сегодня слишком часто не понимают его значения или, наоборот, с легкостью нарушают. Это, однако, может повредить психотерапии и в конце концов привести к неудаче

Не вступать с пациентом ни в какие личные отношения означает избегание любых светских связей, как, например, приглашений, участия в общих мероприятиях и т. п. Психодинамическое обоснование этого заключается в том, что с личным сближением для психотерапевта может быть связана психологическая ситуация искушения и, тем самым, неконтролируемые эмоции контрпереноса. И, безусловно, не может быть сомнений, что на следующем сеансе психотерапевт будет иначе обращаться со своим пациентом, если он встречался с ним на какой-нибудь вечеринке и между ними завязался разговор, если они танцевали и, может быть, оба имели эротические переживания или, наоборот, испытали в отношении друг друга непрязненные чувства. То же самое относится к пациенту. У него появятся ожидания совершенно другого рода по отношению к его психотерапевту, если тот не будет ограничиваться исключительно своими задачами как психотерапевт и нейтральный, неподкупный помощник.

Не заниматься лечением знакомых и близких — это правило требует от психотерапевта и кандидата в психотерапевты не предлагать представлять образы в символдраме ни партнеру, ни братьям и сестрам, ни их родственникам. Не считая отдельные поверхностные эксперименты, такие действия следует считать врачебной ошибкой. Еще на заре развития психотерапии стало ясно, что врачебные действия со знакомыми или родственниками не могут быть свободны от эмоциональных побуждений. От этого страдает способность психотерапевта делать как диагностические выводы, так и принимать важные для психотерапии решения. Под сомнение ставится также техническая надежность в применении психотерапии, в особенности в случае такого крайне чувствительного метода психотерапии, как КПО. Искушение, однако, часто бывает большим, потому что такой психотерапевт верит, что обладает, благодаря КПО, инструментом, при помощи которого он мог бы помочь близкому ему человеку. Но при этом он должен отдавать себе отчет, что как раз направленные против него импульсы его партнера, ребенка и т.д. этим подавляются или вытесняются. И часто это как раз те побуждения, которые могли бы быть особенно важны для психотерапии.

психотерапевтически действенные факторы настолько сублимированные, утонченные, что либо принимаются психотерапевтом как само собой разумеещееся, либо он их может с легкостью не заметить
1. Образное представление, фокусировка воображаемых сцен и их эмоционального тона, чтобы их когнитивно-осознанно понять и сформулировать.
2. Предметизация (наглядное представление, конкретизация) и перемещение содержания образов от полных фантазии до реально обусловленных представлений при спонтанной самоинтерпретации символов.
3. Освобождение чувств и аффектов, вплоть до катарсиса.
4. Эффект обратной связи превратившихся в объект конфликтов и способствование их креативному раскрытию.
5. Контроль терапевтического процесса посредством феноменов преобразования.
_______________________________________________________
Лёйнер Х. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар. — М.: Эйдос, 1996. — 253 с.

Метод символдрамы в психологии — работа с образами

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

История создания

Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948 – 1954 гг. Важный вклад в развитие символдрамы (метода) внёс проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Символдрама

Основа метода

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.-Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга.

Развитие

История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники символдрамы. За это время обучение прошло уже несколько тысяч специалистов из более 50 городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Молдавии, а также Эстонии, Латвии и Литвы, многие из которых используют символдраму в качестве основного психотерапевтического метода.

В январе 2000 г. была создана Межрегиональная общественная организация содействия развитию символдрамы (МОО СРС), работающая в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Согласно уставу, МОО СРС содействует организации учебно-методической работы с целью повышения квалификации психотерапевтов, психологов и педагогов, специалистов смежных областей, медицинских работников, социальных работников, занятых в сферах охраны психического здоровья населения.

Как проходит сеанс

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы — стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

Продолжительность

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Формы проведения

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, а также в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией и игровой психотерапией.

Классическим является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии — так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

Клинический психолог Ермакова Анна Александровна в Новосибирске

Автор статьи: клинический психолог высшей квалификационной категории, старший преподаватель кафедры клинической психологии НГМУ Ермакова Анна Александровна.

Метод кататимного переживания образов (символдрама)

Психотерапия кататимного переживания образов - форма имажинативной психотерапии, основанная на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента, который находится в гипнотическом или наркотическом состоянии.

Разработана известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лейнером на основе исследований Э. Кречмера и его "активного ступенчатого гипноза".

По его мнению, подобные образы, (образы фантазии, кататимные образы) возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы , связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов , соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди и мифические персонажи. При проведении данного метода задачей терапевта является убеждение пациента в том, что по отношению к его "символам возможны иные операции". По ходу терапии создается сценарий действий которые пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам . Весь психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20-50 сеансов и проходит ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, эйдетическая проработка универсальных образов, проработка личностно значимых образов.

С технической стороны метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке ли удобно сидящего в кресле пациента История создания метода восходит к 1948 г. Лейнер изучил результаты эксперимента, проведенного в 1932 г. C. Haappich. Суть его заключалась в использовании представления образов в психотерапевтических целях.

В 1954 г. Лейнер обобщил свои многолетние системные эксперименты со сновидениями наяву в первой программной публикации. Созданный метод он назвал Экспериментальным кататимным переживанием образа (ЭКПО).

Основное положение, метод и результаты психотерапии с использованием символдрамы были обстоятельно освещены в 1955 г в публикации под название "Клинический метод психотерапии".


Что представляет собой символдрама?

Символдрама - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Обухов метафорично называет символдраму "психоанализом при помощи образов".

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, "внутренних картин" на заданную психотерапевтом тему, называемую мотивом. Психотерапевт при этом выполняет контролирующую, сопровождающую и направляющую функции.

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую - работа. направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая) и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента ( третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это, как было показано Лейнером, получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента или клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевт о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя сновидения наяву по специально разработанным правилам. В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение. Этим символдрама отличается от аутистических техник использования образов в психотерапии, например, таких как образная медитация, активное воображение, по К. Г. Юнгу, и высшая ступень аутогенного тренинга., по Шульцу.

Концепция символдрамы базируется на традициях европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов.

Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. При помощи техники основной ступени можно и дополнений из курса средней ступени можно проводить полноценное лечение в ограниченной области.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях:

- человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ исходя из самого себя и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.

- в результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, неинтерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования "Я", инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы).

С феноменологической позиции можно выявить параллели символдраме в игровой терапии ребенка, в психодраме по Морено и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтических бесед по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

В основу обработки материала может быть положена практически любая глубинно-психологическая концепция в том числе даже экзистенциально-аналитический метод.

Кататимно-имагинативная психотерапия (КИП)

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 220 стр. 7 иллюстраций
  • Жанр:з арубежная психология, п сихотерапия
  • Теги:а ффективные расстройства, п атопсихология, п роективные методики, п сиходиагностика, п сихологический анализ, п сихотерапевтическая практика, р асстройства личности и поведения, с имволизм, т елесно-ориентированная психотерапияРедактировать

© W. Kohlhammer GmbH, Stuttgart, 2021

Предисловие научного редактора

Вашему вниманию представляется перевод компактного издания книги по кататимно-имагинативной психотерапии (КИП), известной в России как символдрама. Несмотря на небольшой объем, данное издание представляет научный и практический интерес для желающих составить отчетливое представление о методе КИП.

Авторы, ведущие психотерапевтическую и научную деятельность в Германии и Австрии, наглядно демонстрируют, на какую теоретическую базу опирается метод, излагают его историю и в ясной форме иллюстрируют различные технические приемы и аспекты метода. С научной, практической и познавательной точек зрения данная книга демонстрирует взгляд специалистов, разработавших метод КИП, на феномен имагинации, связь имагинации с символизацией, психическими и психосоматическим симптомами. В практическом аспекте в данной книге представлена информация о лечении неврозов и расстройств личности, психосоматических и соматоформных заболеваний, о применении КИП в психоонкологии и психотерапии психотравм.

Структуру книги спланировали четыре основных автора, они последовательно излагают материал (Харальд Ульманн, Андреа Фридрихс-Дахале, Вальтраут Бауер-Нойштедтер, Ульрике Линке-Штильгер). Для создания объемной картины метода КИП, прояснения его аспектов и учета разных мнений о процессе психотерапии привлекается ряд признанных в профессиональном сообществе КИП соавторов. Таким образом, в книге представлены профессиональные подходы многих специалистов, работающих по методу КИП в настоящее время.

Перевод с немецкого языка выполнен с максимальным стремлением сохранить стилистику текста автора. Там, где нет возможности без дополнительных пояснений передать смысл немецкого оригинала, даны уточнения в сноске. Научная редакция текста осуществлена с акцентом на минимальную загруженность терминологией и со стремлением представить смысл текста максимально ясным и удобным для чтения. Все постраничные примечания принадлежат научному редактору и переводчику.

Книга будет полезна практикующим и обучающимся методу КИП, специалистам в области психоаналитической психотерапии и психоанализа, аналитической психологии и других методов психотерапии, опирающихся на феномены переноса и сопротивления. Также данное издание представляет познавательный профессиональный интерес для специалистов в области психотерапии и просветительскую ценность для всех интересующихся психотерапией.

Я выражаю благодарность авторам книги – доктору медицины Эберхарду Вильке и доктору медицины Харальду Ульманну – за поддержку инициативы в издании книги и прояснение вопросов при переводе. Благодарю руководство и сотрудников издательства «Когито-Центр» за профессиональную и качественную работу!

Желаю читателям увлекательного чтения и продуктивного обдумывания!

супервизор по методу КИП, супервизор ОППЛ, тренинговый аналитик и специалист ЕАРПП (ECPP, Vienna, Austria)

Предисловие авторов к русскому изданию

Основанная Ханскарлом Лойнером кататимно-имагинативная психотерапия (КИП), называемая в некоторых странах символдрамой, нашла широкое применение во всем мире и не в последнюю очередь в русскоговорящих странах.

Способность к имагинированию возникает при наличии внутреннего источника силы. Этот источник используется во многих психотерапевтических методах, но наиболее обоснованно и продуманно, в том числе с точки зрения теории лечения, это происходит в КИП. Имагинация пациента, всегда понимаемая в связи с переносом, делает терапевтический процесс более интенсивным, создает возможность неожиданных изменений, способствует созреванию личности и прогрессивному развитию. Помимо этого, с помощью определенных имагинаций возможно достичь стабилизации пациента, образно говоря, имагинации позволяют вести работу, опираясь на фундамент лабильной личности. Терапия, которая может дать стабильные положительные результаты, как правило, предполагает, что процессы, переживаемые на символическом уровне, в контексте терапевтических отношений приводят к более глубокому пониманию механизмов защиты и могут быть проработаны с помощью психодинамических терапевтических средств.

Международное общество КИП (IGKIP) стремится собирать и распространять в среде профессионального сообщества результаты опыта работы терапевтов в странах с различными национальными особенностями. Это и переводы, и обмен литературой, и организация международных конгрессов, и взаимное признание результатов профессионального обучения. Данная книга является важным вкладом в этот профессиональный обмен. Она поможет стимулировать терапевтов различных стран, обмениваться опытом и таким образом способствовать дальнейшему развитию метода КИП.

Международное общество КИП благодарит авторов, переводчиков и издательство за реализацию этого проекта.

Эберхард Вильке,

доктор медицины, вице-президент IGKB

Предисловие

Харальд Ульманн

Предлагаемая книга о кататимно-имагинативной психотерапии (КИП) относится к изданиям, знакомящим читателя с различными формами психотерапии и их особенностями. Число авторов, работавших над этой книгой, отражает разнообразие возможностей применения и областей назначения нашего метода. Из-за недостатка места мы не смогли выделить в этом компактном издании отдельную главу для некоторых из них (например, о терапии пожилых людей). Тех, кто хотел бы получить информацию обо всем спектре метода, мы отсылаем к недавно вышедшему руководству (Ullmann, Wilke, 2012). А для тех, кто хотел бы изучить метод КИП, предлагается на выбор несколько учебников, а также профессиональное сопровождение в рамках широкой программы обучения и повышения квалификации, предлагаемой нашими профессиональными сообществами (см. главу 11) [1] .

В этой книге читатель найдет своего рода «путеводитель» по методу, основывающемуся на глубинной психологии. За время своего существования психотерапия с помощью снов наяву получила несколько наименований, которые по-прежнему применяются наряду с указанным выше официальным названием. То, что с первого взгляда, сбивает с толку, при ближайшем рассмотрении отражает различные аспекты мультимодального подхода, которые едва ли можно вместить в одно понятие. Поэтому мы решили не стремиться к единому варианту, а разъяснить употребительные и, очевидно, не без оснований ценимые синонимичные термины и таким образом использовать все разнообразие вложенных в них метафор.

Первые эксперименты с терапевтически индуцированными специфическими снами наяву получили название кататимное переживание образов, или символдрама. Первое понятие направляет наше внимание на существенный аффективный элемент и качество живого переживания, второе название указывает на символическое содержание и сценически-драматургический характер техники снов наяву. С ростом методического репертуара и терапевтического успеха постепенно оформилась самостоятельная форма терапии, которую стало возможным рассматривать как метод снов наяву. Общепринятое понятие кататимно-имагинативная психотерапия (КИП) показывает, что раскрывающаяся в сопровождаемом терапевтом сне наяву «кататимная» (возникающая из аффекта и поддерживаемая им) имагинация должна рассматриваться и использоваться как центральный момент и интегральная часть терапевтического процесса. Сегодня мы понимаем КИП как психодинамический метод, позволяющий творчески интегрировать элементы других терапевтических подходов.

На следующих страницах читатель сможет шаг за шагом познакомиться с основами метода КИП, начиная со времени его зарождения. С другой стороны, как в развитии метода, так и в его дидактической подаче всегда играли роль эмпирические моменты, связанные с конкретными случаями из практики. Поэтому уместно было бы начать чтение книги с подробного описания самого процесса лечения (см. главу 6). Тех, кто, помимо этого, захочет более подробно познакомиться с описанными случаями из практики, мы отсылаем к книге «Образ и рассказ в психотерапии с помощью снов наяву» (Ullmann, 2001), которую мы упоминаем наряду с учебниками и руководством в главах 4–5, посвященных центральным методическим элементам метода. Процессы лечения в групповом сеттинге описываются в главе «КИП в клинической практике» (см. параграф 8.3).

С момента основания метода и в течение уже семи десятилетий терапевты и преподаватели постоянно расширяли его возможности, внося соответствующие изменения в теорию, лежащую в основе практики. Список областей применения и показаний, который вы найдете в этой книге, следует рассматривать как актуальный на сегодняшний день, так как КИП постоянно развивается.

1. История КИП

Эберхард Вильке

Когда Ханскарл Лойнер (1919–1996) был назначен руководителем Клиники психосоматики и психотерапии Геттингенского университета, журналисты спросили его, в чем суть разработанного им метода, называвшегося вначале «кататимное переживание образов», а впоследствии получившего название «кататимно-имагинативная психотерапия» (КИП), он ответил: «Терапевт просит пациента сесть поудобнее, закрыть глаза, немного расслабиться, но не слишком, при этом почувствовать расслабление и некоторое любопытство. Перед внутренним взором пациента должен возникнуть образ цветка, но, возможно, это будет и какой-то другой образ, что ничем не хуже. Важно, чтобы пациент рассказывал терапевту всё, что он при этом видит, слышит или чувствует, а особое внимание обращал на свои чувства. В этом суть метода».

1.1. Исторические предшественники

Х. Лойнер познакомился с методом активной имагинации и возможностями представления символов в процессе психоанализа по К. Г. Юнгу, который он проходил, будучи еще молодым психиатром, у Шмальца, ученика Юнга. Он был уверен, что терапевтический процесс может быть более интенсивным, если пациент будет рассказывать о своем сне наяву уже в момент возникновения образов, то есть, в отличие от метода Юнга, симультанно (синхронно). Таким образом, пациент своим рассказом уже включает терапевта в творческий процесс in statu nascendi [2] .

Лойнер ссылался на работы Зильберера «Символика пробуждения и пограничная символика» (1909, 1911) [3] , Кречмера «Мышление чередой образов» (1922) [4] , Хаппиха «Сознание образа» (1932) [5] и Фредеркинга (1948). Большое значение сыграли сведения о высшей ступени аутогенной тренировки (АТ) по Шульцу, однако имагинативный процесс и рассказ о нем у Шульца так же, как и у Юнга, разнесены по времени и менее очевидно, что мы имеем дело с совместным творческим процессом пациента и терапевта, как мы это видим в КИП. Больше общих черт мы находим у КИП с методом снов наяву (reve eveille dirige) по Дезуалю (1945). Мы видим общие черты с управляемым сном наяву по этому методу, однако сам этот метод более директивен. Исследователь имагинаций Зингер считал метод кататимного переживания (тогда это было общепринятым названием) наилучшим образом структурированным и собранным в общую концепцию психотерапевтическим методом по сравнению с другими европейскими подходами, также использующими имагинации (Singer, Pope, 1986, S. 147).

Причиной этого, кроме прочего, является то, что Лойнер уже в начале развития метода стремился изложить его в доступной для обучения форме. Он разделил свой метод на три ступени: основную, среднюю и высшую (см. главу 5) – и описал стандартные мотивы, которые облегчали пациенту, в особенности в начале терапии, доступ к собственному внутреннему миру, а терапевту давали некоторую уверенность в собственных действиях.

1.2. КПО, КИП, символдрама о различных наименованиях метода

В первых основополагающих публикациях Лойнер называл свой метод «кататимное переживание образов». Выражение «переживание образов» призвано было подчеркнуть образный характер переживания при имагинации. Понятие «кататимный» (гр. «с высоты души» [6] , «в соответствии с душой») подчеркивало связь имагинации с эмоциями. И действительно, активирование эмоций – существенная особенность КИП. В некоторых странах наш метод называется «символдрама», например, в Голландии, Швеции и в русскоговорящих странах. Это выражение показывает, что мы имеем дело с драматической формой взаимодействия душевных напряжений, которые таким образом как бы выходят «на сцену». Смена изначального названия на нынешнее официальное название метода «кататимно-имагинативная психотерапия» подчеркивает, что речь идет не только об определенной форме переживания, но и об особом психотерапевтическом методе. В англоязычных странах утвердилось наименование «Guids Affektive Imagery» (GAI; Leuner, 1969), во Франции и Французской Швейцарии – «imagination catathymique».

1.3. Терапевтическая школа

Вскоре вокруг Лойнера собралась группа врачей и психологов, которые способствовали распространению его терапевтического метода. Многие уже имели психоаналитическое образование и искали возможности расширения своего терапевтического репертуара. В настоящее время в Германии метод КИП могут использовать только психологи или врачи (см. главу 10). Лойнер был любознательным и творческим человеком, в группе учеников царил дух открытости и непрекращающихся вопросов, который сохраняется и после его смерти.

Со временем добавились такие области применения, как, например, групповая терапия, терапия пар, семейная терапия, комбинация с другими терапевтическими подходами. Доказательства действенности метода привели к его признанию в рамках психодинамической терапевтической концепции медицинскими страховыми компаниями.

Выявление особой действенности КИП при лечении психосоматических пациентов (второе терапевтическое направление после терапии неврозов) означало важный этап развития метода как такового (см. параграф 7.2). То же можно сказать и об открытии возможности лечения психотравм с помощью имагинативного метода. Сегодня в этой области в распоряжении терапевта КИП имеются дифференцированные стратегии лечения (см. параграф 7.5).

1.4. Развитие метода в Германии

КИП был одним из немногих психодинамических методов, распространенных в ГДР в годы, предшествовавшие объединению Германии. Центральную роль играла группа специалистов, объединившихся вокруг Х. Хеннинга и Е. Фикентшера в г. Галле. За несколько лет до объединения Германии в Галле планировался крупный международный конгресс. Он состоялся в 1990 году, уже после открытия границ.

1.5. Международное распространение метода

Кататимный метод имагинации быстро нашел признание и в других странах (см. главу 10). Сначала в Австрии и Швейцарии, потом в Швеции и Нидерландах. На удивление большим был интерес в Прибалтике, Чехии и Словакии. В этих странах сейчас существуют национальные общества с собственной программой обучения, проводятся международные конгрессы. Особо впечатляет развитие метода и рост числа членов профессиональных сообществ в странах бывшего СССР.

2. КИП в сравнении с другими терапевтическими подходами

Центральным элементом кататимно-имагинативной психотерапии является дифференцированное и систематическое использование имагинации. Ступени применения имагинаций детально описаны в этой книге (см. параграф 5.5). Работа с имагинациями в КИП характеризуется следующими моментами: она «поддерживается аффектом, отличается близостью к первичному процессу, проходит с помощью символов, носит диалоговый характер и интегрирована в терапевтический процесс в качестве центрального параметра» (Ullmann, 2013а, S. 31).

Другие терапевтические подходы также имеют в своем репертуаре имагинацию как терапевтический фактор, часто с различными теоретическими обоснованиями. Общие представления о применении имагинации характерны для всех методов: чем больше органов чувств вовлечено, тем лучше; важно сохранить контроль над имагинацией; процесс лучше всего удается при среднем, поддающемся контролю уровне страха (Kast, 2012). В следующих разделах будет определено место метода в сравнении с аналитической психологией К. Г. Юнга, поведенческой психотерапией, гипнотерапией и системной терапией.

2.1. Аналитическая психология К. Г. Юнга

В рамках аналитической психологии активная имагинация как самостоятельный терапевтический прием изначально задумывалась как монолог:

«В состоянии бодрствования, чаще всего дома, пациент входит в диалог с воображаемыми образами и документирует разговор и свои переживания. На следующем терапевтическом сеансе он рассказывает об этом психоаналитику. Содержание активной имагинации прорабатывается и интегрируется в контексте психоаналитического процесса» (Bolle, 2005, S. 41).

Такой подход предполагает хорошо структурированное Я пациента. Люди с тяжелыми дефицитами развития или комплексными психотравмами не обладают в нужной мере структурированным Я.

Описанный Каст современный подход к имагинациям в аналитической психологии имеет так же, как и в КИП, форму диалога (Kast, 2012). Главные различия между аналитической психологией и КИП заключаются в различном использовании психодинамики в рамках теории З. Фрейда, а также в концепции подсознательного и регулярности применения имагинации.

6. В оригинале – von der Seele herab, что буквально означает «с души вниз», то есть душа находится выше, на высоте, движение идет вниз, по направлению к говорящему.

Читайте также: