Наши сны и сновидения. Стоит ли придавать значение снам?

Обновлено: 25.05.2024

Считается, что сон - разновидность своего рода умирания. Мы как бы временно умираем каждый вечер, и тех, кто находится в объятиях Морфея,"ни среди живых нельзя числить, ни среди мёртвых; скорее всё-таки они ближе к мёртвым", образно выражаясь словами Эразма Роттердамского. Однако "жизнь и сновидения - страницы одной и той же книги",
- утверждал А.Шопенгауэр.
Как бы там ни было, но сон - это всё-таки тоже жизнь и вполне себе является одной из её проблем. "Из вещества такого ж, как и сон, мы созданы, и жизнь на сон похожа,
и наша жизнь лишь сном окружена".(У.Шекспир)
И все-таки сон - это некое промежуточное состояние, некое существование между жизнью
и смертью. "Жизнь наша двойственна; есть область Сна, грань между тем, что ложно называют смертью и жизнью, есть у сна свой мир, обширный мир действительности странной".(Д.Байрон)

И как бы человеку ни хотелось отмахнуться от этого явления, мол, не стоит придавать значения снам, и "без них достаточно проблем". Без них - это конечно. А с ними?

По общепризнанному понятию явление сна - своего рода механизм саморегуляции организма и особое состояние сознания, а также естественный физиологический процесс, характеризующийся специфической мозговой деятельностью и пониженной реакцией на окружающий мир.
С древности сновидения воспринимались как зашифрованные послания из потустороннего мира, содержащие сведения, касающиеся будущего человека. Разгадать эти послания помогали "знающие" люди - жрецы, колдуны и пр. Со временем толкованию снов научились и рядовые обыватели, появились различного рода сонники, которые пользуются популярностью и на сегодняшний день.
Умение толковать и расшифровывать символы сновидений не потеряло своей актуальности
и с развитием психологии, физиологии, пытающихся изучать явление сна, получив
отражение в различных научных теориях. Но пока ни одну из имеющихся теорий нельзя назвать общепризнанной; однако на их основе существует предположение, что сны
возникают из-за определённых импульсов в мозге и, возможно, формируются на основе воспоминаний.
Таким образом можно сделать вывод, что явление сна и сновидений по сию пору остаётся загадочным и до конца не обьяснимым.

В своей книге "Магия мозга и лабиринты жизни" академик Наталья Петровна Бехтерева,
всю свою жизнь посвятившая изучению человеческого мозга, приводит эпизод из жизни, рассказанный ей психотерапевтом Андреем Владимировичем Гнездиловым, а затем и написавшим об этом "странном" явлении, в котором частично и поучаствовал - правда,
не в "странной", а во вполне обычной его стороне.
"Оперировали женщину средних лет (судя по тому, что её мать была жива и имелась школьница-дочь). Поводов умереть именно от операции у этой женщины почти не было.
И тем не менее на операционном столе развилась клиническая смерть. Больную вернули к жизни, и о своей короткой "смерти" она ничего не знала. А проснувшись, рассказала об удивительном сне. Ей снилось, что она вышла из тела, находится где-то наверху, видит своё тело лежащим, врачей вокруг него и понимает, что, скорее всего, она умерла. Стало страшно за мать и дочь - она их не предупредила об операции, хотела сказать тогда,
когда всё будет позади. И, подумав о домашних, внезапно оказалась дома. Дочка примеряла голубенькое платьице в горошек. Вошла соседка и сказала: "Люсеньке бы это понравилось". Люсенька - это она, здесь присутствующая и невидимая. Всё спокойно, мирно дома - и вот она снова в операционной, проснулась.
Психотерапевт предложил съездить к "Люсеньке" домой, успокоить домашних. Предложение было встречено с благодарностью, и он немедленно поехал. Удивлению матери и дочери
не было предела, когда он упомянул о голубеньком платьице и соседке. Они никак не
могли понять, откуда он знает о событиях, о которых "по всем законам природы" он
знать не мог. Кто ему сказал?!"
"Я знаю А.В. Его рассказ - о событиях проверяемых, - пишет дальше Наталья Петровна.-
Аналогичные описания в книжках Моуди, Калиновского и других широко известны. Они определяются в зависимости от того, описывается ли именно феномен или нечто более понятное для нас, с нашим сугубо материалистическим прошлым. В форме: "и невинность соблюсти, и капитал приобрести". В первом случае - как "выход из тела" (чего? - не надо новой терминологии - пусть будет - души!). Во втором случае - как изменение состояния сознания".

"Итак, живёт ли тело без души - ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере частично - не живёт. А вот душа без тела живёт - или живёт
то, что может быть соотнесено с понятием души. Как долго? Вечно? Или только пока биологически живёт тело? - задаётся вопросами Н.П.Бехтерева. - Как же при выходе из тела душа видит и слышит? Вот где повод сказать: этого не может быть, потому что не может быть никогда, и вот уж где "Зазеркалье"! Вот проблема, трудность решения
которой - и ответственность - оттолкнёт многих.
"Выход из тела" - действительно выход души или феномен умирающего мозга,
умирающего не только клинической, но уже и биологической смертью? Это действительно очень непростой вопрос. И кажется мне, приблизительный ответ на него может быть взят
из других удивительных, странных явлений "Зазеркалья". (Н.П.Бехтерева).

И если во время сна человек в некотором роде временно "умирает", частично отключаясь от жизни и психологически и физиологически, то существует вероятность того, что душа на какое-то время может покидать тело человека для общения с другими душами на некоем духовном уровне, недоступном для неё в период бодрствования душевладельца.
Возможно, в период крайнего беспокойства душа во время сна устремляется в то самое
"Зазеркалье", о котором упоминает Наталья Петровна в своих рассуждениях. И получает ответ на свои вопросы в виде определённого сновидения. Причём контакты эти на
уровне душ могут иметь место как среди живущих, так и с ушедшими, с теми, кого уже нет на этом свете.
Таким образом можно придти к выводу, что если мы недостаточно о чём-то осведомлены, то это не даёт нам повод утверждать, что такого явления не существует и на него не
стоит обращать внимания.
Что касается меня, то предпочитаю придерживаться принципа "отрицания отрицания",
то есть ничего категорически не отрицать, не отметать безоговорочно, но, по мере возможности, искать ответы на вопросы, не делая поспешных окончательных выводов.

". Если ранее наука противопоставлялась религии (но, кстати, не наоборот; если полистаете труды прошлых веков, вы увидите, что даже казнь Джордано Бруно была, по существу, не столько борьбой с его учением, сколько борьбой с ним самим), то сейчас, хотя по инерции или сознательно всё это происходит, наука вошла в ту фазу, когда она нередко подтверждает, прямо или косвенно, по крайней мере ряд положений религии и её истории, которые в период младенчества науки не принимались или могли быть приняты только на веру, - отмечает Н.П.Бехтерева. - . Так вот, сейчас и в обозримом
будущем понимание целого ряда обычных - и уникальных - возможностей мозга для науки
о живом мозге человека в прямом нейрофизиологическом и нейрохимическом исследовании невозможно. Надо идти в обход, подходить "с другой стороны", в том числе и с той, которая достаточно разработана религией, не боясь того, что многое в ней даётся в виде постулатов, - были времена, когда другого пути не было, и даже множество чудес, описанных в Евангелии и в повествованиях людей особой святости - при жизни и после смерти, - убеждали только больных и жаждущих чуда, да и то - если чуда не
совершалось - на время. Поэтому я считала всегда, особенно над этим не раздумывая,
что очень многое в жизни человека, живой и неживой природы, пока что нужно принимать на веру, подчиняясь либо трудно анализируемым фактам, либо постулатам. Всю жизнь занимаясь именно исследованиями мозга, я не только не стала атеистом, да ещё воинствующим, но всегда знала, что даже в самых тонких нейрофизиологических исследованиях, понимая что-то и иногда даже многое, мы всегда, отдавая себе в этом отчёт или не отдавая, что-то или многое просто принимаем. Что, кстати, не означает,
что в следующем исследовании именно принятое не будет исследоваться. Итак, с одной стороны - всё ближе к непонятному, странному, а с другой стороны - оно всё же в "Зазеркалье". (Н.П.Бехтерева)

Что касается снов, то когда-то и у меня было не очень серьёзное к ним отношение. Однако сама жизнь порой вносит свои коррективы в наше мировоззрение; под её влиянием возникла необходимость знаний и умения правильно расшифровывать и истолковывать сны. Пришлось пересмотреть свои взгляды на эту проблему.
Дело в том, что до сих пор на душе моей лежит тяжесть осознания того, что из-за незнания и недостаточно серьёзного отношения к расшифровке и толкованию снов, я не смогла предотвратить уход из жизни двух человек.

Давно это было. Родной и близкий мне человек поделился однажды своей тревогой,
что с некоторых пор видит странные сны, после которых на сердце появлялась какая-то непонятная тяжесть. Это теперь, по прошествии многих лет, анализируя и сопоставляя всё
в своих мыслях тысячу раз, понимаю, что сны те стали сниться с того момента, когда
на горизонте замаячила необходимость некоей поездки. Вернее, изначально необходимости той не было, человек сам вдруг изъявил инициативу, а меня, помнится, то известие
сразу резануло по сердцу. Но после объяснений и вроде бы разумных доводов, я не
стала возражать, не придав должного внимания рассказам о нехороших снах, которые
не восприняла достаточно серьёзно и не соотнесла их в мыслях с предстоящей поездкой. Это потом, когда там человека настигла смерть, я стала вновь и вновь вспоминать те
рассказы о снах и разгадывать их значение; тогда только пришло понимание. но, увы, очень поздно - что это было ничем иным, как предостережением об опасности.
"Рубить дерево под корень" во всех сонниках означало "смерть". Знай я об этом тогда, то наверняка отнеслась бы к той злополучной поездке по-другому, наверняка бы сумела отговорить от неё. И теперь этот грех преступной неосведомленности до сих пор висит на моей душе. К которому через много лет добавился ещё один, подобный.

Однажды лет десять назад с одной знакомой по работе, стоя в очереди, ожидали мы
получения каких-то там служебных документов, и разговорились. Она поделилась со мной тревогой, связанной с увиденным накануне сном: как будто бы она и ещё одна
супружеская пара ехали на машине и разбились. Надо сказать, что эти люди частенько подвозили её, потому что им было по пути.
И я, с одной стороны, желая успокоить человека, а с другой стороны, потому что в
самом деле так полагала. выразила сомнение, что сон этот вряд ли сбудется в реальности, так как, по моему мнению, сны, предвещающие смерть, напрямую не снятся, а скорее как-то завуалированно, в неких символах, требующих расшифровки. и что вряд ли её сон говорит о том, что они действительно могут разбиться. Скорее всего, какая-то большая неприятность будет, возможно, крупная финансовая потеря.
И когда где-то через полмесяца мы снова встретились, она сообщила, что я была права, говоря о финансовой потере: у неё украли телефон, достаточно дорогой по тем временам. До этого события она соблюдала осторожность, отказываясь ездить в машине вместе
с той парой из сна. А после кражи телефона успокоилась, решив, что сон сбылся,
и перестала опасаться.
И где-то через полмесяца до меня дошло известие, что все трое погибли в автокатастрофе.
Оказывается, что, разгадывая такого рода сны, нужно не исключать наличие нескольких возможных вариантов их исполнения.

И теперь никто меня не убедит, что на подобного рода сны не стоит обращать внимания.
Уверена, что в жизни каждого человека случались сновидения, которые предваряли
какие-то события, достаточно важные для сновидца. В моей жизни тоже были такие сны, но расшифровать их я смогла только после того, когда сны сбылись.
А так, конечно, снов человек немало видит за свою жизнь, многие тут же и забываются, ничего не предвещая.
Но сон, который запомнился надолго после пробуждения, всегда что-нибудь да значит.
Человек должен уметь понимать символизм своих сновидений.
А уж в художественных произведениях и подавно сны просто так не снятся.
Вспомнить хотя бы сон Татьяны из "Евгения Онегина" Александра Сергеевича Пушкина.
И если мы о чём-то недостаточно осведомлены, то это совсем не означает, что наше незнание даёт нам право не обращать внимание на то или иное явление.
Сны могут быть и пустые, и не обязательно несущие в себе какую-то важную информацию, но к символам относиться несерьёзно не следует. Потому что символы никогда не врут,
их просто не умеют расшифровывать или неправильно истолковывают.

Наши сны и сновидения. Стоит ли придавать значение снам?

Организм человека устроен так, что для полноценной жизни ему необходимо отдохнуть и восстановить силы. Поэтому все люди спят, сон - это физиологическая потребность человека и если эта потребность не будет удовлетворена, то через некоторое время человек теряет способность к существованию и умирает. Во сне человек проводит примерно третью часть своей жизни. Во время большей части сна люди спокойны, расслаблены и сердечный ритм у них нормальный.

В это время они не видят снов, а во время сновидений состояние человека меняется. Период сновидений человека называют парадоксальным сном, который длится не более 10 минут. Этого времени достаточно, чтобы увидеть сон, который, как нам кажется, мы видели всю ночь напролет. Во время парадоксального сна пульс человека учащается, зрачки расширяются и глазные яблока быстро двигаются. По сути своей сновидение - это «кино», которое мы видим во время сна. Но в отличие от обычного просмотра фильмов, сновидения влияют на наше настроение.

Ведь человек после сновидения просыпается с соответствующим сну настроением. Когда человеку снятся яркие и радостные сны, то у него поднимается настроение, увидев во сне страшный кошмар, он долго не может вернуться к обычной жизни и все время задается вопросу: «А что могло бы значит мой сон?». Большинство женщин ищут ответ в соннике, некоторые пытаются растолковать сон по-своему, а мужчины пытаются просто забыть кошмар. Кто поступает правильно, стоит ли придавать значение снам?

По мнению психологов, каждый сон является посланием нашего подсознания. С помощью сна подсознание пытается подстроиться под наше рационалистическое сознание и сделать свои подсказки более понятными. Обычно главным материалом для сновидений являются события последних дней. Человек видит сны чаще в период болезни или душевного беспокойства.

сон и сновидения

Сны приходят каждую ночь к тем людям, которые более эмоциональны и зависимы от влияния внешних факторов. Именно поэтому некоторые люди совсем не видят снов, а некоторые каждый день рассказывают о своих сновидениях. Характер сна у человека меняется вместе с его возрастом и совершенствованием нервной системы.

Психиатр Зигмунд Фрейд утверждал, что во время сна у человека работает бессознательные желания и поэтому снам необходимо придавать должное значение. Каждый человек по-своему индивидуален, у каждого свой темперамент и характер, поэтому доверять сонникам и толковать сны всем людям одинаково не следует. Зато составить общую схему, позволяющую расшифровать общие характеристики сна каждого человека можно. Вот о чем говорят наши сновидения:

1. Полеты. По мнению психологов, если человек во сне летает, то это говорит о его стремлении жить в гармонии с самим собой и желанием освободиться от ограничений.

Летая во сне, человек чувствует себя счастливым, поэтому такие сны больше снятся детям и влюбленным, которые меньше всего озабочены решением жизненных проблем.

сон и сновидения

2. Кошмары. Если вам приснилось любое несоответствие норме или существо, пугающее вас, то это признак того, что ваша психика перенапряжена, вы находитесь в состоянии стресса, от которой рукой подать до депрессии. И чем страшнее монстр, тем ближе опасность. Возможно, человек сам не может понять своего эмоционального состояния, загоняя тревогу и беспокойство внутрь себя.

3. Нагота в общественном месте. Если во сне вам часто снится, что вы оказались наголо раздетым в общественном месте, то это говорит о том, что вы в реальной жизни боитесь быть разоблаченным и обсмеянным. Возможно, вы стыдитесь вашего тела и не любите себя. Причиной такого сна может быть ваше желание быть более сексуальной, открытой и искренней.

4. Экзамены. Многие люди, особенно бывшие студенты, в течение долгих лет жизни видят во сне экзамены. Такой сон превращается в настоящий кошмар, ведь часто человек стоит перед экзаменатором и ничего не помнит в связи с тем, что пришел на экзамен совершенно неподготовленным. Такие сны говорят о том, что человек неуверен в себе и боится ошибиться в жизни. Неожиданности и сюрпризы жизни ему внушают опасность.

5. Падения. Большинство из нас хотя бы раз в жизни видели сон, в котором он падает с какой-то высоты вниз. Страх падения заложен в нас с детства, когда человек боится упасть при попытке делать первые шаги. Падения во сне символизируют неудачу. Такой сон снится, когда человек не верит в удачу и теряет интерес к жизни.

Самая загадочная и бесконтрольная часть нашей жизни проходит во время сна. Преодолевая конфликты во сне, мы учимся бороться с трудностями в жизни. Поэтому старайтесь анализировать свои сновидения и изменить свои отношения к жизни.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Никифор Крылов. Спящий мальчик

Никифор Крылов. Спящий мальчик

- Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

- Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам - очень опасное дело.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.

- Святые отцы говорят, что сон - явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

- Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

- Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории - сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель - уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

- Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас - это просто сны.

- Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны - это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, - только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Читайте также: