Не навреди. Как защитить здоровье будущего ребенка?

Обновлено: 16.05.2024

Здоровье подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся.

Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) — «не навреди» физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в школе: профилактический, методический и формирование здоровой личности.

Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья учащихся; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, сфера деятельности классных руководителей, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, технологии и др.

Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение обучающихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для обучающихся.

Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.

Третий подход — формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, проведение физкультминуток; развитие системы спортивных секций; вовлечение обучающихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями всех работников школы.

Развитие физической культуры и спорта в школе включает все три подхода и базируется на Стратегии развития физической культуры и спорта Красноярского края «Край здорового образа жизни, массовой физической культуры и спорта» на период до 2020 года.

Задачи:

-создание системы работы учреждения для занятий физической культурой и спортом;

-развитие внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.

-укрепление здоровья школьников.

-проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий на территории школы и вне;

-информационная поддержка и пропаганда физической культуры и спорта среди всех участников образовательного процесса.

Основные мероприятия данного блока:

Зам. директора по УВР Сентябрь, январь ежегодно Система воспитательной деятельности по формированию

администрация школы, библиотекарь по плану заказа библиотеки Увеличение численности литературы по вопросам формирования культуры здоровья.

В качестве основных целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в школе на первом этапе (2019-2020 годы) и на втором этапе (2020-2021 годы) определены:

увеличение доли лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности школьного состава на первом этапе - до 60 % в 2019 году и на втором этапе - до 100 % в 2020 году;

увеличение количества призовых мест (медалей), завоеванных обучающимися школы на соревнованиях, в том числе и муниципального масштаба, на первом этапе - до 10% в 2019 году и на втором этапе - до 20% в 2020 году от количества выступающих;

увеличение количества школьников, имеющих полное отсутствие пропусков по болезни на первом этапе - до 70% в 2019 году и на втором этапе - до 85% в 2020 году.

В целях доступности медицинской помощи в школе организована работа медицинского кабинета, укомплектованы аптечками, средствами первой помощи кабинеты повышенной опасности, а также все кабинеты средствами индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

В 2017 году для организации медицинского обслуживания обучающихся были проведены мероприятия по оборудованию и оснащению медицинского кабинета, и получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского кабинета санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Результаты мониторинговых исследований позволяют провести анализ имеющегося состояния здоровья обучающихся и наметить пути по его сохранению и укреплению.

Состояние здоровья обучающихся:

Охват школьников горячим питанием составляет 100%, организация питания осуществляется через горячие завтраки, обеды, буфетную продукцию за средства родителей, а также за средства бюджета для детей из семей с низким прожиточным уровнем.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ, регулирующий отношения в сфере образования. Одним из принципов данного правового регулирования провозглашается приоритет жизни и здоровья граждан - участников отношений в сфере образования. Особое внимание при этом обращается на охрану здоровья учащихся - прежде всего из числа лиц, не достигших совершеннолетия (школьников), а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года МБОУ СОШ № 50 обеспечивает условия для охраны здоровья учащихся. Основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания учащихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (согласно локальных актов ОО); 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Порядок диспансерного наблюдения определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1348н (о диспансеризации учащихся в возрасте 18 лет и старше см. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1006н). Профилактические медицинские осмотры учащихся организуются в порядке, установленном совместным приказом Минздрава России и Ми-нобразования России от 30 июня 1992 г. № 186/272; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе осуществляется: 1) текущий контроль за состоянием здоровья учащихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья учащихся; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть организовано обучение на дому. Основанием для обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)

Питание учащихся в школе организовано в соответствии с требованиями ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» №52 от 12.03.99 и требованиями СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно -эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Горячее питание учащихся осуществляется на основе примерного цикличного меню, утвержденного директором школы и согласованного с Роспотребнадзором. В целях качественной организации питания в школе ведется постоянный контроль питания.

У Вас в семье подрастает первоклассник? Тогда Вы, наверно, усиленно готовитесь, переживаете и нервничаете. Ведь начинается новая эпоха в жизни ребенка.

Воспитатели, преподаватели на курсах, да и сами родители делают все возможное, чтобы малыш пошел в школу, зная алфавит, основы счета, умея вырезать, клеить и рисовать.

И это замечательно, когда ребенок все это умеет и знает! Но усилия, брошенные на подготовку, будут напрасны, если в первом классе ребенок большую часть времени проведет на больничном.

Увы, занимаясь интеллектуальным развитием, родители часто забывают о главном!

Здоровый ребенок всегда будет умным и активным! Но как сделать так, чтобы будущий первоклассник не лишился самого главного - здоровья? Как не запустить в погоне за новыми знаниями физическое развитие малыша? Как за оставшиеся месяцы постараться укрепить его?

Мы начинаем цикл лекций, посвященных актуальным проблемам детского здоровья.

И первое занятие будет посвящено важным моментам подготовки к школе. Ведь пока еще есть время!

Сейчас популярен онлайн, но личное общение не заменить!

Поэтому, наша школа детского врача предполагает формать встречи предполагает живое общение. Вы сможете задать любые вопросы и получить ответы от специалиста, а не от знающей подруги или родственницы.

Впрочем, запись тоже будет. Если не можете присутствовать лично - обязательно посмотрите наше первое занятие, ссылку мы дадим.

Что мы будем обсуждать?

• Основные проблемы здоровья у современных детей.

• Как оценить здоровье будущего первоклассника?

• Как провести лето перед школой?

• Прививки - какие нужно иметь перед школой и можно ли обойтись без них?

• Зрение и осанка - основные правила защиты.

• Режим дня - основные положения.

Участие БЕСПЛАТНОЕ.

Мы приглашаем всех! Уютный зал для встреч нам предоставил наш партнер - семейный клуб "Элефанты".

Но, т.к. количество мест ограничено, обязательно позвоните и сообщите о своем намерении - мы забронируем для Вас удобное место.

Место встречи: Счастливая, 4 (мкрн. Солнечный) семейный клуб "Элефанты!

Наших детей залечивают ещё в утробе матери.


Виктор Радзинский, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии РУДН. Он рассказывает о том, что нужно знать будущим матерям.

Право выбора

Александр Мельников, «АиФ»: Вы ввели новый термин - «акушерская агрессия». Что он означает и что нужно знать об этой агрессии будущим матерям?

Виктор Радзинский: «Акушерская агрессия» - это общее название действий, которые периодически совершают врачи якобы на пользу матери и плоду, а по факту - во вред. К сожалению, до некоторой степени это стало нормой. Едва женщина переступает порог женской консультации, ей сразу прописывают лишние, часто дорого­стоящие анализы, исследования и даже лечение. В основном это препараты, которые назначают всем подряд вместо научно обоснованных средств. Есть ещё так называемая группа лекарств, «сохраняющих беременность». Их назначают всем без разбора, и это просто преступление. Дело в том, что никакой сохраняющей беременность терапии не существует, более того, эти средства могут навредить будущему ребёнку. Очень опасна и практика кесаревых сечений, когда женщина может родить самостоятельно. Однако, вместо того чтобы отговорить будущую маму, которая просит о кесаревом сечении из-за страха перед естественными родами и у которой совершенно нет показаний для такой операции, врачи дают добро, чтобы и себя обезопасить, и заодно прибыль получить. Это очень большая проблема. Поэтому будущим мамам нужно знать, что врач не всегда прав, и, если он прописывает чересчур много препаратов и вынуждает сдавать кучу анализов, имеет смысл обратиться к другому специалисту.

- По оценкам ВОЗ, примерно у 1 из 33 новорождённых детей наблюдаются пороки развития. Это среднее по миру, а какова статистика в России?

- От 3 до 7%, в зависимости от региона. Если учесть, что в России проживает примерно 35 млн женщин репродуктивного возраста, то это значит, что более миллиона из них могут родить детей с врождёнными аномалиями. Существуют сотни врождённых пороков. Это и различные грыжи, и полное или частичное отсутствие лёгкого, деформации пищевода, заячья губа, выпадение мочевого пузыря и, конечно, так называемые дефекты нерв­ной трубки - гидроцефалия (водянка мозга), анэнцефалия (отсутствие головного мозга), расщелина позвоночника и грыжа головного мозга. Кстати, родимые пятна - тоже, по сути, порок развития, но незначительный.

Что делать?

- Каковы главные причины пороков развития? И есть ли причины специфические, вызывающие конкретные пороки?

- На развитие пороков влияет множество различных факторов, вплоть до социально-экономических. Так, по данным ВОЗ, в 94% случаев врождённые аномалии встречаются в странах со средним и низким уровнем дохода, где женщины не имеют доступа к достаточному количеству качественной пищи, употребляют алкоголь, наркотики, курят, болеют. Но есть и специфические причины некоторых проблем.

- Насколько серьёзно беременным нужно относиться к курению и алкоголю?

- Очень серьёзно. Отказаться от алкоголя и курения нужно за один менструальный цикл до того момента, когда женщина планирует беременность. Если же она наступила, а будущая мама курит и не может полностью отказаться от курения, его интенсивность нужно обязательно снизить в течение 3-4 недель. Известно, что алкоголь вызывает так называемый алкогольный синдром плода (разной степени отклонения в развитии ребёнка), при употреблении наркотиков в 97% случаев дети рождаются с различными болезнями.

Читайте также: