Патологические состояния, нарушения здоровья на уровне патологий.

Обновлено: 17.05.2024

04 декабря 2019 года

Доля абсолютно здоровых детей среди школьников младших классов составляет 12%, а среди старшеклассников - всего 5%. К возрасту 15-17 лет практически каждый подросток имеет по 4-5 заболеваний. С момента рождения и до 18 лет дети ежегодно проходят профилактические медицинские осмотры, которые являются прекрасной возможностью получить дополнительную информацию о здоровье ребенка и вовремя предотвратить развитие многих заболеваний. Порядок их прохождения в настоящее время регулируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 514н от 10.08.2017 года.

К сожалению, современные дети с возрастом приобретают не только жизненный опыт и знания, но еще и теряют здоровье. Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка бесплатно.

Основная цель: понять, каково состояние ребенка на момент осмотра, диагностировать заболевания в самом начале их развития, установить стадию уже имеющихся хронических болезней, определить факторы риска развития некоторых заболеваний, выявить немедицинское потребление наркотических и психоактивных веществ.

По результатам профилактического осмотра вырабатывается тактика наблюдения, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, а так же присваивается группа здоровья. Критериями для выбора группы здоровья служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Группа здоровья - важный показатель, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка.

I группа здоровья - это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием.

II группа здоровья - входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные нарушения. Это дети, которые часто и долго болеют ОРЗ, выздоравливающие после тяжелых и среднетяжелых инфекционных заболеваний. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избытком массы тела, с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем.

III группу здоровья составляют дети с редкими обострениями хронических заболеваний. Также ребенка следует отнести к III группе, если у него есть физические недостатки, последствия травм и операций, с компенсированными функциями органов и систем, позволяющими работать и учиться.

В IV и V группы здоровья входят дети с тяжелыми хроническими или имеющими частые обострения заболеваниями, с выраженными физическими недостатками.

Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.

На территории Хорольского района дети первой группы здоровья составляют 10%, второй 46,5%, третьей - 35%, 1,5% - четвертой и пятой групп здоровья. По данным профилактических осмотров в 2018 году у каждого 4 ребенка встречается патология пищеварительной системы. На втором месте - болезни костно-мышечной системы, на третьем - болезни органов дыхания. Болезни глаза и придаточного аппарата встречаются у каждого десятого ребенка, причем частота встречаемости растет с возрастом. И замыкают эту «патологическую пятерку» заболевания эндокринной системы с расстройствами питания - у каждого 16-го ребенка.

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития происходит определение физкультурных групп, которые отличаются по объему и интенсивности физических нагрузок

К основной группе для занятий физической куль турой относятся дети без нарушений состояния здоровья и физического развития, с функциональной недостаточностью некоторых органов без отставания от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. В основной физкультурной группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

К подготовительной группе относятся несовершеннолетние, имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные, входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); с хроническими заболеваниями (состояниями) без обострений не менее 3 - 5 лет. В этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешаются без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.

К специальной подгруппе "А" относятся дети с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера; с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. В этой группе разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии). Учитывается характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей ребенка, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

К специальной подгруппе "Б" относятся дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Осмотры организованных детей проходят по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Вас непременно должны оповестить о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день. Перед прохождением профилактического осмотра вы должны обязательно подписать информированное согласие. Подросток, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактический осмотр без получения информированного добровольного согласия от своих родителей или законных представителей.

Профилактический осмотр проходит в два этапа.

На I этапе ваш ребенок проходит обследование и осматривается врачами-специалистами, которые включены непосредственно в Перечень исследований по Приказу № 514н. Общая продолжительность I этапа должна составлять не более 20 рабочих дней.

На II этап ребенок направляется в том случае, если у врачей, участвующих в проведении профилактического осмотра, возникает подозрение на наличие у ребенка заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований. В этом случае врач направляет ребенка на дополнительную консультацию и (или) исследование. Их проведение и будет являться II этапом профилактического осмотра. Общая продолжительность профилактического осмотра при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья ребенка из других медицинских организаций (I и II этапы) должна составлять не более 45 рабочих дней.

Результаты профилактического осмотра вы можете узнать в детской поликлинике. Подростку, который достиг 15-летнего возраста, результаты могут быть сообщены лично. Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия, чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.. Направление в санаторий можно получить в детской поликлинике по месту жительства.

Отдельно хочется обратить внимание на медицинские осмотры подростков такими врачами, как гинеколог (девочки) и уролог-андролог (мальчики). "Переходный возраст" один из самых сложных этапов в жизни человека с точки зрения физиологии и психологии. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него завершается формирование личности, характера и основ образа жизни. В связи с тем, что подростки сами дают информированное согласие на профилактический осмотр, медики часто сталкиваются с тем, что юноши и девушки отказываются от посещений таких врачей, как гинеколог или уролог-андролог. Очень важно объяснить детям, что следить за здоровьем репродуктивной сферы необходимо с раннего возраста, и в этом нет ничего стыдного или страшного. К сожалению, только треть родителей беседовала со своими детьми на темы полового развития и воспитания.

Устойчивое мнение о том, что гинеколог - это врач, посещать которого надо женщинам, живущим половой жизнью, привело к тому, что каждая 10 девушка имеет заболевание репродуктивной сферы. Профилактические осмотры с участием женского доктора как раз и направлены на то, чтобы предотвратить развитие патологии половой системы и молочных желез или начать незамедлительное лечение в случае обнаружения проблемы. В посещении гинеколога нет ничего пугающего. Во-первых, все врачи, участвующие в профилактических осмотрах несовершеннолетних девочек, женщины. Во-вторых, согласно установленному Порядку, профилактические осмотры включают в себя: выяснение жалоб, общий осмотр, измерение роста и массы тела с определением их соответствия возрастным нормативам, оценку степени полового развития, осмотр и ручное исследование молочных желез и наружных половых органов, консультирование по вопросам личной гигиены и полового развития. Как видите, осмотр на «ужасном» гинекологическом кресле не входит в перечень обязательных мероприятий. В случае необходимости, вопрос решается строго индивидуально. В 2017 году при профилактических осмотрах у 11% девушек 15-17 лет выявлены гинекологические заболевания, среди которых преобладают дисменорея, воспалительные заболевания, расстройства менструального цикла. А в 3% случаев удалось диагностировать патологию молочных желез.

Мужчина априори считается крепким и здоровым, но, по мнению специалистов, 70% бесплодия у мужчин развивается в детстве. В настоящее время число бесплодных браков достигает 20%, при этом мужской фактор имеет тенденцию к росту и составляет 50 — 60%. Статистика неутешительна и в отношении ранней манифестации заболеваний половой сферы «сильной половины»: у 30% школьников диагностируются отклонения. Большинство проблем можно выявить на профилактических осмотрах. В возрасте 15-17 лет юноши подлежат осмотру уролога-андролога ежегодно.

Видеть своих детей успешными людьми - мечта каждого родителя.

Помощь детям в достижении поставленных целей должна заключаться не только в обеспечении максимально качественного образования и высокого уровня жизни, но и в воспитании сознательного отношения к своему здоровью

Патологией в психиатрии считают нарушения психических функций, приводящих к:

— субъективному неблагополучию (субъективно неприятным переживаниям)

— нарушению функционирования (дезадаптации) или социально неприемлемому поведению.

При этом, оценивая патологичен ли тот или иной феномен психической жизни, необходимо учитывать ряд моментов:

1. Субъективное неблагополучие

С одной стороны: не всякое субъективное неблагополучие является патологией (субъективное неблагополучие, неудовлетворенность собой и своим положением в жизни могут быть нормальным психологическим переживанием, которое мотивирует человека менять свою жизнь к лучшему).

С другой стороны: не всякое нарушение психических функций приводит к субъективному переживанию неблагополучия (например, болезненно повышенное настроение и пр.); не всякое нарушение психических функций может быть осознано (см. психотический уровень), а значит, предъявлено в жалобах.

2. Нарушение функционирования и социально неприемлемое поведение

С одной стороны: 1) не всякое нарушение функционирования обусловлено нарушением психических функций; оно может быть обусловлено объективными условиями жизни человека; 2) не всякое социально неприемлемое поведение является следствием нарушения психических функций; оно может быть свободным выбором человека.

С другой стороны: не всякое нарушение психических функций влечет за собой нарушение функционирования человека и социально неприемлемое поведение. Не для всех случаев можно сформулировать четкие критерии того, какое функционирование или поведение человека нормально, а какое нарушенное или неприемлемое.

3. «Нарушение психических функций»

Подразумевается, что к указанным выше последствиям приводят нарушения в естественном протекании психических функций как функций мозга, а не внешние по отношению к человеку факторы. Например:

· неграмотность может быть результатом недостатка обучения (внешний фактор; не патология), а может быть результатом неспособности к обучению из-за нарушения тех или иных познавательных процессов (патология);

· печаль может быть результатом переживания утраты эмоционально значимого объекта (внешний фактор; не патология), а может быть результатом нарушения протекания психических процессов (собственно депрессия).

При этом внешние факторы в определенных случаях могут способствовать развитию нарушений психических функций.

4. Есть ли четкая грань между нормой и патологией?

Необходимо учесть, что не существует четкой разделительной линии между нормой и патологией. Патология часто является лишь чрезмерным отклонением от «обычных», «средних» явлений психической жизни, и между нормой и патологией существует множество переходных форм.

Непрерывный характер вариабельности выраженности признаков в соматической сфере можно наблюдать в отношении роста, массы тела, уровня артериального давления, глюкозы крови и многих других функций организма.

В отношении психических функций непрерывный характер вариабельности выраженности признаков хорошо виден, например, по распределению в популяции показателей коэффициента интеллекта (подчиняется нормальному распределению). Точно так же, например, умеренная тревога имеет адаптивное значение для человека, обеспечивая мобилизацию резервов организма при преодолении трудностей, тогда как недостаточность тревоги или, наоборот, ее чрезмерная выраженность носит уже дезадаптивный характер и может приводить к субъективному дистрессу, становясь патологией. Наличие умеренно выраженных сомнений в правильности своих действий, малообоснованных страхов характерно для большинства людей, но про навязчивые сомнения и фобии как психопатологические симптомы мы говорим только при такой их выраженности, которая приводит к значимому субъективному дистрессу или нарушению функционирования. А полное отсутствие сомнений, вероятно, может быть обусловлено только другой психопатологической симптоматикой (например, нарушением интеллектуальных способностей или патологически повышенным настроением).

5. Социокультурные представления о «норме»

Норма (от лат. norma — правило, образец). В медицине и психологии термин «норма» часто используется для обозначения здоровья, но их нельзя считать синонимами. Выделяют несколько видов норм:

  1. Статистическая — характеризует статистическое большинство описываемых объектов.
  2. Физиологическая — характеризующая по избираемым параметрам процессы и состояние здорового организма.
  3. Индивидуальная.
  4. Социальная (конвенциональная) — т. е. принятые в определенной группе или общности правила, предписывающие или запрещающие какое-либо поведение или действия.

В соответствии с социокультурным пониманием термина «норма» необходимо отметить, что граница между патологическим и непатологическим в отношении особенностей поведения, мышления и эмоционального реагирования достаточно условна и часто смещается в ту или иную сторону, в зависимости от тех особенностей, которые распространены в том или ином социуме в тот или иной отрезок времени, и отношения к отклонениям от них как со стороны социума, так и самого индивида как части этого социума.

Различия в представлениях о «нормальном» и «патологическом» (например, в отношении особенностей сексуального влечения) в разные временные промежутки у представителей разных культур и социальных групп являются хорошим примером условности этой границы.

Гомосексуализм: преступление (см. Уголовный кодекс СССР, поправку Лабушера в Англии и пр.) -> болезнь —> вариант нормы (в МКБ-10 гомосексуализм является патологией лишь в случае эгодистонности).

Важно отметить, что непрерывность переходов между патологией и нормой, между разными вариантами патологии не позволяет создать однозначную классификацию психопатологических состояний, так как в классификациях к классу можно принадлежать или не принадлежать (это возможно для болезней, имеющих четко определенную причину — см. раздел «Классификация психических расстройств»), а для психопатологических симптомов как аномалий может существовать только типология — состояние пациента может быть лишь более или менее похожим на тот или иной тип (прототип, тот или иной вариант аномалии), быть ближе или дальше от него. Это часто приводит к неоднозначным дифференциациям между понятиями общей психопатологии, иногда противоречивости некоторых определений, которые преимущественно носят описательный характер, что определяется не несовершенством методологии исследований в психопатологии, а самой природой этих явлений.

На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни. В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный. Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология - синоним болезни. Однако понятия нормы и патологии более широкие, чем понятия здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны. они охватывают целое множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь выступают как дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия. оказывающим влияние на выполнение нами повседневных функций в виде деятельности, общении и поведении.

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек - это тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек - это тот, кто имеет плохое самочувствие и поэтому не может выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не является определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от "нормальных" параметров психического функционирования (находятся в так называемом "измененном состоянии сознания"), однако, они не являются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире, чем понятие нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Это обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.

Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

Читайте также: