Порфирия: истоки легенд о вампирах

Обновлено: 26.05.2024

Вампиры - персонажи популярные. Фильмы про них появляются, чуть ли не каждый год - вспомнить хотя бы наши «Дозоры». А западных-то и не счесть. Чистая фантастика? Отнюдь, уверяют вполне серьезные исследователи. Легенды средневековья, на которых, собственно, и взращены современные киношные упыри, имели под собой реальную основу. Иными словами, не киношные жили и живут поныне.

В вампиров не верит профессор физики Университета Центральной Флориды Костас Эфтимиоу. Считает, что их существование противоречит законам математики. Ведь по устоявшимся представлениям человек, укушенный вампиром, и сам таким становится. Заражается и начинает пить кровь других людей. И что? А то, что вампиры должны тогда множиться в геометрической прогрессии.

Недавно профессор провел вычисления, предположив, что первый кровожадный оборотень появился в 1600 году, когда на Земле жили около 600 миллионов людей. Он - оборотень - укусил одного, тот - другого и так далее. Уже через два с половиной года, по подсчетам Эфтимиоу, все стали бы упырями и пили бы кровь. А раз такого не случилось, то вампиров не было. И нет. Мы же не сосем кровь друг у друга.

Действительность: образ вампира напоминает больного порфирией

Первые упоминания о вампирах появились около тысячи лет назад. В средние века легенд стало больше, как и самих оборотней. Их отлавливали и десятками тысяч сжигали на кострах, приравнивая к ведьмам. Тогда же в многочисленных трудах инквизиторов появились приметы вампиров. Мол, вид у них страшный, изо рта торчат клыки, взгляд безумный, поведение агрессивное, боятся дневного света - прячутся, выходят только по ночам, нападают на людей и пьют их кровь.

Первым попытку разобраться, в чем тут могло бы быть дело, предпринял британский доктор Ли Иллис. Он предположил, что так называемые вампиры на самом деле страдали тяжелейшим недугом - порфирией. А в середине 80-х годов медика поддержал его коллега профессор Уэйн Тикканен. И вслед за Иллисом стал настаивать, что «все европейские мифы о вампирах и оборотнях имели под собой реальную основу». Какую же?

Порфирия, полагают ученые, скорее всего, наследственная болезнь, вызванная каким-то дефектом в генах, влияющим на подкожные пигменты.

Каждый живой организм насыщен пигментами, так называемыми порфиринами. Они входят, например, в хлорофилл, придающий листьям зеленый цвет, в гемоглобин, делающий нашу кровь красной. Сбой в генетической программе нарушает естественный обмен порфиринов. Они скапливаются под кожей и под действием солнечного света становятся катализаторами, превращающими обычный кислород в так называемый синглетный. А его молекулы, как известно, разрушают клетки.

Как мертвецы, питающиеся кровью своих жертв, стали популярными героями массовой культуры?

Согласно современному прочтению, вампиры когда-то были людьми, но стали таковыми после укуса другого вампира. Их новая форма жизни предполагала, что, сохранив человеческое обличье, они не вполне живые существа: вампиры бессмертны, как правило, чрезвычайно привлекательны и используют свое обаяние для совращения тех, кого наметили себе в жертву. Уничтожить вампира все-таки можно: путем обезглавливания, осиновым колом в сердце, серебряной пулей, огнем, солнечным светом или же святой водой. Некоторые древние полагали, что вампиры боятся чеснока. В отдельных мифах эти существа способны принимать образ животных — летучей мыши или волка.

Точно неизвестно, когда именно появились первые сказания о вампирах. Упоминания о них сохранились в древних трактатах вавилонян и ассириян, возраст которых составляет примерно 4 тысячи лет. В легендах Месопотамии присутствует персонаж Ламашту — злобная женщина-демон, иногда — с головой льва, пробирающаяся ночью в дома и крадущая детей. Ей также приписывали распространение болезней и считали, что она питается кровью молодых мужчин, а также насылает кошмары. В иудейских текстах похожее существо носит имя Лилит — она была первой женой Адама, до Евы, а затем, после расставания с супругом, превратилась в монстра, который таскает младенцев и потешается над спящими мужами. Отказавшись подчиниться приказу Всевышнего вернуться обратно в Эдем, она стала летать по миру и плодить потомство, однако ангелы пообещали перебить всех ее детей, после чего Лилит дала клятву отомстить роду человеческому и уничтожать их отпрысков.

У древних греков была Ламия — демоница с туловищем женщины и хвостом змеи. Согласно легенде, Ламия стала женой Зевса, которую затем из ревности прокляла Гера и наслала на нее безумие, чтобы та убила и съела собственных детей. После этого Ламия и превратилась в злобного монстра, сосущего кровь младенцев. Древние индусы опасались существа под названием ветала, которое обладало властью воскрешать недавно умерших. Мифы о подобных созданиях распространялись по миру с развитием торговли и завоеванием новых земель: в сущности, у каждой народности были легенды о зловещих демонах, ворующих детей, пьющих кровь и воскрешающих покойников. В русской традиции ими были упыри — мертвецы, встающие по ночам из могилы и отравляющие существование живых. В упырей, как верили славяне, превращались те, кто не нашел успокоения после смерти, так что, такая участь грозила некрещеным или отлученным от церкви.

В Европе страсти по вампирам разгорелись в XVII и XVIII веках. Ходили байки, что тот или иной гражданин видел своего умершего родственника, разгуливающим среди живых. Мракобесие не осталось без внимания властей: был отдан приказ разрывать могилы и сжигать трупы, или же прокалывать сердца покойников колом. Вампирская истерия нашла свое отражение и в искусстве: эти существа становились героями поэм и картин. В конце XIX века образ вампира стал более конкретизирован благодаря роману Брэма Стокера «Дракула», главный герой которого был списан с князя Влада Цепеша, известного своей кровожадностью. Именно Стокер превратил вампира из существа низшего демонического мира в высокоинтеллектуального персонажа, которого не так-то легко было уничтожить. Еще одним вдохновением для людей искусства стал прообраз графини Батори, которая, по слухам, купалась в крови молодых девушек, дабы поддерживать молодость и красоту.

В современном прочтении образ вампира приобрел романтические черты: стоит взглянуть хотя бы на суперпопулярную подростковую сагу «Сумерки». Главный герой, Эдвард Каллен, обладает утонченной красотой, мерцающей на солнце кожей, а, кроме того, горячим сердцем. Образ вампира эволюционировал со временем: если раньше это были простейшие демоны-кровопийцы, чьей единственной мотивацией были месть и злобная натура, то сейчас это существа, которые, в общем-то, мало чем отличаются от людей, и даже учатся контролировать инстинкты. Еще один яркий представитель «вампира современного» — Луи, главный герой фильма «Интервью с вампиром». Он пытается перебороть пороки новой природы, не забывая о своем истинном первоначальном человеческом облике, ему не чужды рефлексия и сочувствие.

Несмотря на то, что каких-либо научных доказательств существования вампиров так никогда и не было представлено, есть болезнь, которая, при ближайшем рассмотрении, может объяснять некоторые чисто «вампирские» симптомы. Это редкое генетическое заболевание крови под названием порфирия. Человек, страдающий от этого недуга, испытывает по сути отравление токсичными веществами, которые накапливаются в организме из-за неправильного синтеза гемоглобина. Больной страдает от повышенной чувствительности к свету: даже недолгое пребывание на солнце способно спровоцировать пигментацию, эрозию, трещины и пузыри. Кожа на пальцах может стать чрезвычайно сухой, хрящи —деформироваться, а десны — усохнуть в размере, из-за чего видимая поверхность зубов кажется больше, приобретается так называемый «звериный оскал». Более того, ну зубах может появиться красноватый налет, вызванный как раз таки переизбытком порфирина. В некоторых случаях у больного активируется рост волос. Помимо внешних проявлений, порфирия влияет также на центральную нервную систему и способна привести к развитию тяжелых психических заболеваний.

Генри Фюзели «Ночной кошмар».jpg

Симптомы болезни во многом напоминают те самые описания вампиров, которые можно встретить в средневековых и более поздних трактатах. Человек, который старается выходить из дома только в темное время суток, ибо свет добавляет ему мучений, с обнаженными клыками, красноватыми зубами, пятнами на коже и скрюченными пальцами — образ самого настоящего кровопийцы из детских страшилок. Порфирия считается болезнью знати — это заболевание передавалось по наследству в аристократических семьях, где, как известно, инцест был делом привычным. Кстати, если те, кого обвиняли в вампиризме, в реальности страдали от этого редкого заболевания, не исключено, что кое-кто действительно искал спасения в употреблении чужой крови. Гемоглобин, поступающий извне, ввиду недостатка собственного, может облегчить страдания. В то же время его чистая эффективность при поступлении сквозь стенки желудка чрезвычайно мала. В настоящее время таких больных лечат инъекциями гемоглобина.

Другой отсылкой к вампиризму считают каталепсию: при этом заболевании у человека могут моментально атрофироваться мышцы, и он впадет в состояние глубочайшего сна, которое чисто внешне схоже со смертью. Сердцебиение замедляется, дыхание практически не заметно. Пребывать в таком сне больной может очень долго, и в те времена, когда о подобных болезнях никто не слышал, его вполне могли принять за труп. И если кому-то потом удавалось выбраться из могилы, очнувшись от своего онемения, слава вампира была ему гарантирована. Сейчас медикам известно, что после смерти рост ногтей и волос может продолжаться, однако в иные времена наблюдение подобных проявлений порождало веру в сверхъестественное.

Описанные выше заболевания являются все-таки редкими, и пары подобных случаев было явно недостаточно для той массовой вампирской истерики, которая наблюдалась в Европе XVII и XVIII веков. Также и древние сказания о вампирах и байки, которыми пугали маленьких детей, вряд ли можно объяснить тем ничтожным количеством возможных проявлений реальных болезней. Легенды о вампирах, как, впрочем, и о других существах мира неземного, имеют не физическую, а психологическую природу. Смерть — как одно из самых загадочных, пугающих и неисследованных явлений — оставляет широкий простор для фантазий и инсинуаций.


Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, есть почти во всех мировых культурах: вампироподобные духи Лилу упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в шумерской. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях.

В Индии рассказы о веталах, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Даже богиня Кали имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга сражались с демоном Рактабиджа, который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабиджу.

Миф о вампирах в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

В XVIII веке Восточную Европу охватила истерика по поводу вампиров.

В охоту втягивали даже государственных служащих. Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных случая затрагивали Петера Плогоёвица и Арнольда Паоле из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и напал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.

В другом случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы.

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора Герхарда ван Шветена расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

В XVIII—XIX вв.еках молва про вампиров дошла не только до короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье.

Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного туберкулёза к членам своей семьи становились причиной заболевания. Наиболее известный (и последний записанный) случай был с 19-летней Мерси Браун, которая умерла в американском Эксетере в 1892 году. Её отец, которому помогал семейный доктор, вытащил тело из гроба через два месяца после её смерти. Её сердце было вырезано и сожжено. Запись об этом случае была найдена среди бумаг Брэма Стокера, и история имеет близкое сходство с событиями в его классическом романе «Дракула».

Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище.

В современном фольклоре Пуэрто-Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её ещё одним видом вампира. «Истерия из-за чупакабры» часто связывалась с глубокими экономическими и политическими кризисами, в частности в середине 1990-х.

В начале 2000-х в Малави обвинили правительство в сговоре с вампирами

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя, основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

Если бы не порфирия — «болезнь вампиров» — не было бы мифов о Дракуле

Некоторые современные учёные утверждают, что истории о вампирах могли появиться под влиянием редкого заболевания, называемого «порфирия». Эта болезнь портит кровь, нарушая воспроизводство гема. Считалось, что порфирия была наиболее распространена в маленьких деревнях Трансильвании (примерно 1000 лет назад), где, возможно, имело место близкородственное размножение. Утверждают, что если бы не эта «болезнь вампиров», не было бы мифов ни о Дракуле, ни о прочих кровопиющих, светобоящихся и клыкастых персонажах.

Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии, — это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами.

Читайте также: