Сможет ли психолого помочь решить проблему в онлайн-режиме?

Обновлено: 05.06.2024

Предлагаем вам ознакомиться с временными рекомендациями для руководителей и специалистов ПМПК по организации обследования детей в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Материалы вебинара "Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации, взаимодействие с психолого-медико-педагогической комиссией"

Практические рекомендации для родителей: как организовать игровую деятельность

с детьми в домашних условиях

педагог-психолог Славянского филиала

Виктория Владимировна Пастухова

Фантазируйте. Устройте интеллектуальные соревнования, кто быстрее соберёт пазлы, прочтёт сказку, споёт песенку и т.д.

Двигайтесь. Сейчас множество тренеров предлагают онлайн-тренировки, различные марафоны, детям нравится вместе с мамами «худеть», приседать и упражняться.

Общайтесь. Появилась прекрасная возможность услышать своих детей: работая в домашнем режиме, мы делаем вид, что слышим их, используйте время для установления коммуникативного контакта, время для вовлеченности в интересы, проблемы, заботы своих любимых детишек.

Не ссорьтесь. Когда дома одновременно находятся все члены семьи, то неизбежны и конфликты, усталость друг от друга. Постарайтесь доброжелательно относиться друг к другу, не выяснять отношений, идти на уступки.

Проведите время с пользой. Боритесь со своим паническим настроением, любите и берегите друг друга, станьте фундаментальной поддержкой членам своей семьи!

PS: в домашних условиях папа может построить детям игровой домик из картона, мама научит своих детей делать поделки «Оригами» из бумаги, лепить «колобков» из пластилина, старшая сестра научит младшего братика делать шнуровку для ботинок!

Рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

учитель-дефектолог Лабинского филиала
Евгения Владимировна Дедова

Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с учащимися на расстоянии.
Дистанционное образование представлено комплексом образовательных услуг, осуществляемых с помощью цифровых систем и электронных ресурсов (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь).
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно в любом месте, где есть персональный компьютер с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
Дистанционное обучение как форма образовательного процесса обладает функциями:
• передача образовательного материала с помощью коммуникативно - информационных технологий;
• интерактивное взаимодействие всех участников образовательной деятельности;
• предоставление учащимся возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
• контроль за образовательной деятельностью учащихся. В рамках дистанционного обучения возможны различные варианты передачи информации:
• рассылка методических, аудио-, видеоматериалов по почте;
• взаимодействие через интерактивное ТВ и видеоконференции;
• через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet).
Следует отметить, что сегодня технология Internet вытесняет другие формы. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия выделяют три типа обучения: синхронное (учитель и ученик находятся в онлайн), асинхронное (не требует одновременного участия обучаемых и педагога), смешанное (используются элементы как синхронных, так и асинхронных систем). На данный момент, для школьного обучения, разработаны специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
В процессе обучения учителю следует:
использовать четкие указания;
поэтапно разъяснять задания;
учить последовательно выполнять задания;
повторять инструкции к выполнению задания;
демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
чередовать занятий и физкультурные паузы;
предоставлять дополнительное время для завершения задания;
предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
акцентировать внимание на хороших оценках;
разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
проводить оценку переделанных работ;
использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
использовать вербальные поощрения;
свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации для учителей-дефектологов (логопедов)

по сопровождению обучающихся в режиме дистанционного обучения

Юхневич Татьяна Витальевна

В случае дистанционного обучения проблема общения с обучающимися с ОВЗ, находящимися на разных возрастных уровнях развития, порой становится ключевой в реализации образовательных программ: дети включаются в пространство и, не обосновывая свои поступки и действия, могут выйти из него; отворачиваются от экрана, отказываются отвечать на вопросы и многое другое. В решении подобного рода трудностей, необходимо учитывать особенности межличностного взаимодействия.

Любое взаимодействие подразумевает обмен действиями, планирование общей деятельности, выработку адекватных форм совместной деятельности. Успешность взаимодействия определяется способами воздействия друг на друга: внушением, эмоциональным заражением, убеждением. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится гораздо более эффективным.

Создание деловой и эмоционально комфортной атмосферы при проведении дистанционных занятий является одним из важных условий качественного обучения.

В своей работе дефектологу необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • выбор для каждого из них индивидуального темпа обучения;
  • дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.
  • учет трудностей данных обучающихся при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.
  • приучение обучающихся к самостоятельному овладению знаниями;
  • достижение результата, а не затраченное время-главный критерий обучения.

В организации дистанционной работы учителя-дефектолога (логопеда) можно выделить две основные проблемные зоны:

  1. Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
  2. Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?

Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы.

  1. Составить задания для текущего обучения.
  2. Составить задания для контроля усвоенного материала.
  3. Составить задания для самостоятельной работы (или с родителями). Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.
  4. Довести до сведения родителей содержание и цели составленных заданий.
  5. Дать родителям рекомендации по выполнению заданий, средствам контроля правильности выполнения задания.
  6. Дать рекомендации родителям по использованию эффективных способов обучения детей в случаях трудностей объяснения материала. Важно объяснить родителям не только значимость их участия в занятиях, но и важность систематической коррекционной работы в условиях семейного воспитания.
  7. При планировании занятий обязательно сочетать различные форматы - видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы.
  8. Необходимо чередовать зрительную и двигательную нагрузку (смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка).
  9. Ограничить длительность работы ребенка с видеооборудованием в соответствии с требованиями СанПиН: то есть большинство времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют (дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха) - не требуют и обязательного использования видеосвязи. Рекомендуется аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации.

Как организовать поддержку

дистанционного образования с помощью родителей

Мотивация ребенка, удержание его в рамках занятия, обеспечение присутствия ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям.

Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи.

  1. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения.
  2. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии.
  3. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия, предложить проведение дистанционных консультаций.

Рекомендации для педагогов в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.

Ирина Николаевна Степаненко

1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.

2. Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами ее оценки.

3. В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую информацию, соответствующую их возрасту.

4. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (олимпиады, квесты, игры, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.

6. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу

Памятка для педагогов-психологов

по организации сопровождения обучающихся

с расстройствами аутистического спектра

в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме

Ольга Евгеньевна Ярошенко

Переход с очной формы обучения на обучение в дистанционном режиме сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС). В связи характерными особенностями развития детей с РАС, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Это, в свою очередь, будет препятствовать освоению адаптированной основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации.

Важнейшим направлением работы психолога в случае перехода учащегося на дистанционное обучение является оказание помощи в адаптации к новым условиям. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка данная работа может быть проведена различными способами и в разных формах.

У обучающихся начального школьного возраста, а также у учащихся более старшего возраста со сниженным интеллектом работа по адаптации проводится в значительной степени посредством родителей. Педагог-психолог в данном случае является наставником или супервизором. Его первоначальной задачей становится информирование родителя по вопросам организации обучения в домашних условиях. Основными тематиками консультирования являются:

  • способы адаптации среды (зонирование пространства, его обедненность, использование визуальных подсказок, ограничение пространства с постепенным его расширением, использование специального сенсорного оборудования);
  • подбор способов мотивации ребенка к учебной деятельности;
  • формирование учебного поведения в домашних условиях;
  • способы преодоления нежелательного поведения;
  • выстраивание взаимоотношений с ребенком в новой роли («родитель-учитель», «родитель-тьютор»).

На уровне основного и среднего общего образования при сохранном интеллектуальном развитии обучающегося работа по его подготовке к обучению в дистанционном режиме может осуществляться непосредственно педагогом-психологом в режиме онлайн. При работе в данном направлении могут применяться следующие методы: социальные истории, видеомоделирование, визуальные сценарии, беседа.

Показателями успешной адаптации ребенка являются:

  • принятие и выполнение новых правил поведения в ситуации дистанционного обучения;
  • соблюдение установленного режима дня;
  • выполнение заданий в специально организованном рабочем месте;
  • следование визуальному расписанию занятий;
  • выполнение заданий под руководством родителя или при его поддержке в качестве тьютора;
  • взаимодействие с педагогом в режиме онлайн (выполнение инструкций, заданий, ответы на вопросы);

По завершению у учащегося адаптационного периода при организации дистанционного режима обучения необходимо определить дальнейшие цели психологической работы, которые в новых сложившихся условиях могут сильно отличаться от запланированных ранее.

При разработке индивидуальной программы коррекционной работы в части психологического сопровождения важно обеспечить необходимую поддержку учебного процесса, а также выбирать цели по формированию отдельных функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни. При необходимости поддержки процесса обучения психолог участвует в проведении уроков в режиме онлайн, осуществляет наблюдение за организацией процесса обучения и разрабатывает рекомендации для учителя и родителя по развитию навыков, необходимых для обучения, и преодолению трудностей в обучения, характерных для учащихся с РАС. Как правило, такие рекомендации включают следующие тематики:

  • дополнительное структурирование процесса обучения;
  • подбор мотиваторов для повышения интереса к учебной деятельности и эффективного формирования учебных навыков;
  • применение методов визуальной поддержки (наглядные схемы организации рабочего места; схемы последовательности подготовки к уроку; алгоритмы подбора необходимых для выполнения определенной деятельности учебных материалов; последовательности выполнения отдельных учебных действий; визуальное расписание занятий или распорядка дня).

При работе над жизненными компетенциями в условиях обучения в дистанционном режиме приоритетными становятся задачи по формированию социально-бытовых навыков (самообслуживание и бытовая ориентировка), навыков времяпрепровождения и досуговых навыков (расширение интересов ребенка и видов деятельности), а также совместных игровых навыков с другими членами семьи.

При постановке целей психологической работы важно учитывать возраст и уровень развития детей, в зависимости от которых будут меняться как содержание, так и способы работы. При работе с детьми с выраженными аутистическими нарушениями реализация целей программы индивидуальной коррекционной работы будет осуществляться преимущественно родителем под дистанционным наблюдением и супервизией педагога-психолога.

При работе с детьми с менее выраженными аутистическими нарушениями акцент смещается на непосредственную коррекционную онлайн работу психолога с ребенком.

Общение в режиме онлайн делает географические границы условными или вовсе смывает их. Мы проходим курсы по повышению квалификации, регулярно видимся с друзьями со всех уголков мира, принимаем участие в прямых трансляциях лекций и семинаров, и расширяем собственное восприятие благодаря эффекту реального присутствия.

Консультация психолога по «Скайпу» — практика, которая, невзирая на сомнения и дискуссии, с каждым годом становится все более популярной. По своей эффективности сеанс психотерапии в режиме онлайн едва ли уступает реальному общению со специалистом. При использовании видеосвязи у психолога также есть возможность следить за позой, мимикой и жестикуляцией клиента. Последний, в свою очередь, находится в максимально комфортных для себя условиях и не тратит драгоценное время на передвижения по городу. А в ситуации вынужденной самоизоляции, в которой мы все сейчас находимся, это и вовсе единственное решение для тех, кому нужна профессиональная поддержка.

Онлайн-консультация психолога по «Скайпу» — преимущества перед личным визитом

  1. Экономия времени. Это настоящее спасение для людей с плотным графиком работы и молодых мам, у которых нет возможности выделить 2-3 часа на очную встречу (включая время на дорогу). Заторы и пробки существенно увеличивают время на перемещение по городу. К примеру, в Санкт-Петербурге можно потратить 1-2 часа только для того, чтобы добраться до офиса, где ведет прием специалист. С учетом самой консультации это 3-5 часов. Если терапия проводиться 2-3 раза в неделю, то это от 4 до 12 часов только на дорогу, что критично даже для человека с большим количеством свободного времени. Что касается работы со специалистом в виртуальном режиме, то она экономит большое количество времени и усилий, требуя при этом гораздо меньше действий. Вам потребуются только наушники, микрофон и выход в сеть.
  2. Доступность специалиста для жителей других регионов страны или других стран. Это отличное решение, если вы живете в населенном пункте, где нет нужного вам специалиста, или проживаете за рубежом и вам важно получить консультацию русскоязычного психолога.
  3. Возможность не прерывать терапию. Вы можете продолжить работу со специалистом, находясь в отпуске, в командировке, и даже после переезда в другой город или страну.
  4. Анонимность. Онлайн-консультации психолога полезны в тех случаях, когда крайне важна анонимность. Получение психологической помощи предполагает возможность заполнения простой формы на сайте: достаточно указать имя или псевдоним и желаемый способ обратной связи. Вы не столкнетесь с другими клиентами психолога.
  5. Возможность записи сессии и документирование полученной информации. За время сессии пациент получает большой объем новой информации, на усвоение или переосмысление которой может потребоваться время. Общение через Skype позволяет делать запись разговора и прямо в ходе консультаций обмениваться ссылками на дополнительные материалы, литературу, изображения, видеоролики.
  6. Личный комфорт и безопасность. В данном случае имеется в виду безопасность психологическая. Когда общение со специалистом проходит дома (или в другом комфортном для пациента месте) с чашкой любимого напитка в руке и сидя в своем любимом кресле, пациент чувствует себя в большей безопасности и комфорте. Это позволяет психологу снять определенные барьеры в передаче и получении информации, значительно сократить психологическую дистанцию, и как следствие выстроить более доверительное общение, что полностью снимает вопрос, эффективна ли онлайн психотерапия.

Минусы консультации психолога онлайн

Плюсы работы с психологом в «Скайпе» бесспорны. Однако нельзя не упомянуть и о минусах. Наиболее очевидные — плохое интернет-соединение, проблемы на линии, перебои в работе техники. Из-за качества изображения психологу может быть сложнее отследить эмоциональное состояние клиента. Также встреча может и вовсе сорваться.

Значительная часть претензий к дистантным видам помощи напрямую связана с качеством связи, которое еще несколько лет назад оставляло желать лучшего. Конечно, и сегодня от всевозможных технических неполадок никто не застрахован, но при наличии хорошего интернет-соединения и большого технического оснащения (ноутбуки, телефоны, планшеты, стационарные компьютеры) они случаются не намного чаще, чем, например, отсутствие электричества в консультационной или ремонт за стенкой кабинета психолога.

Режим онлайн не подходит тем, кто проходит телесную терапию: при выполнении определенных упражнений дистанция недопустима и может в целом негативно сказаться на эффекте работы. Если речь идет о работе с детским психологом, то не все игровые техники могут применяться виртуально.

Основной фактор, определяющий, будет ли работать терапия - доверительный эмоциональный контакт между психологом и вами. При этом не так важно, находитесь вы в одной комнате или общаетесь через экран.

Некоторые клиенты в принципе предпочитают живое общение. И тогда нужно искать специалиста по месту жительства, что в определенном смысле ограничивает, зато гарантирует живое взаимодействие.

Иногда клиенту важно менять обстановку, переключаться. Физически дойти до кабинета специалиста. По дороге туда подумать о вопросах, по пути обратно - осмыслить новое. Но это можно решить, выделив время до и после онлайн-сеанса.

Также нельзя не упомянуть о форс-мажорах — чрезвычайных, непредвиденных обстоятельствах, возникших в ходе общения, и при которых специалист оказывается ограничен в действиях.

Какой тип взаимодействия с психологом выбрать?

Опыт специалистов Центра гармонии души и тела «Здесь и сейчас» показывает, что эффективность консультаций в режиме онлайн не ниже эффективности очной встречи. Есть случаи, когда клиенты переходили с очной консультации в онлайн из-за невозможности приезжать в офис или из-за недостатка времени, когда как есть необходимость в психологической помощи.

Сомневаетесь, эффективна ли онлайн психотерапия? Основной фактор, определяющий, будет ли работать терапия - доверительный эмоциональный контакт между психологом и клиентом. При этом не так важно, находитесь вы в одной комнате или общаетесь через экран.

Так или иначе, выбор за вами! Однако в заключение нелишним будет снова упомянуть, что в условиях изоляции и пандемии онлайн-консультации — единственный выход. Мало того, что угроза заболеть коронавирусом пугает многих сама по себе, большое количество людей также сталкиваются со стрессом в связи с жизненными проблемами. А паника, которая передается от пользователя к пользователю в социальных сетях, негативно отражается на нашем поведении, действиях и реакциях.

То, что вас интересует консультация психолога по «Скайпу» говорит о том, что хоть вы и остаетесь дома, но при этом не сидите сложа руки. Вы противостоите идущему извне колоссальному давлению на ваше психическое и эмоциональное состояние. Работая с грамотным специалистом, вы будете в меньшей степени подвержены стрессу и будете лучше справляться с трудностями, что благоприятным образом скажется и на физическом состоянии.

Помните: скоро проблемы останутся позади и все, что от нас сейчас требуется — не поддаваться панике, сохранять самообладание и позитивный настрой.

Телефонное консультирование особое значение приобретает в ситуации, когда очная психологическая помощь по разным причинам невозможна. Преимущества телефонного консультирования - это сведение до минимума влияний извне на человека, доступность, анонимность, конфиденциальность, экстренность оказания помощи. Обращение ребенка на Телефон доверия не опосредовано влиянием родителей или иных взрослых, и поэтому телефонное психологическое консультирование становится одной из реальных форм помощи ребенку, оказавшемуся в кризисной ситуации.

В МГППУ с 1 сентября 2008 года в Центре экстренной психологической помощи функционирует сектор дистанционного консультирования «Детский телефон доверия». Детский телефон доверия работает на многоканальном номере 8 (495) 624-60-01.

Детский телефон доверия предназначен для того, чтобы выполнять функции психологической поддержки и помощи в особо тяжелых кризисных состояниях. Ребенок, его родитель, близкий, педагог позвонив в Службу, может открыто говорить о том, что его беспокоит, тревожит, не называя своего имени и свои координаты.

Основные принципы работы Детского телефона доверия:

  • анонимность: ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя, передавать своих личных данных; у консультанта часто есть псевдоним, абонент может представиться любым именем, или вообще не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется
  • конфиденциальность: содержание беседы не записывается, без согласия абонента не передается третьей стороне; предметом анализа является информация о звонке: категория проблемы, возраст абонента и его социальное положение (если абонент
    их сообщил)
  • толерантность: уважение к клиенту, которое высказывает консультант
  • управление разговором: абонент может в любой момент прервать разговор
  • профессиональная помощь клиенту: консультантом является человек, имеющий
  • опыт работы, прошедший профессиональный отбор и специальную подготовку

Психологи Детского телефона доверия консультируют детей, подростков, родителей, педагогов по любым вопросам, касающимся развития, обучения, воспитания детей, оказывают психологическую поддержку и помощь в трудных жизненных ситуациях.

Служба ведет круглосуточную деятельность (без праздничных и выходных дней). Рабочие смены психологов формируются с учетом количества обращений абонентов и состоят из двух-трех психологов в дневную смену (с 9-00 до 21-00) и двух психологов в ночную смену (с 21-00 до 9-00).

В штате Детского телефона доверия помимо психологов и педагогов-психологов работает юрист (по четвергам с 17-00 до 21-00), консультирующий по вопросам, касающихся правовых аспектов регулирования детско-родительских, семейных и иных отношений.

Задачи Службы Детский телефон доверия:

  • консультирование населения (преимущественно детей, родителей, педагогов), обратившихся за психологической помощью по телефону
  • повышение психологической грамотности населения посредством предоставления клиентам информации, ориентированной на решение проблем личного и социального характера
  • осуществление организационно-методической и супервизорской деятельности в целях повышения эффективности работы специалистов детских телефонов доверия
  • проведение научных исследований по проблемам профессионального «выгорания» сотрудников детских телефонов доверия, эффективного оказания психологической помощи, поиск новых методов консультирования
  • разработка образовательных программ и учебно-методических материалов для подготовки и профессиональной переподготовки, повышения квалификации психологов служб телефонного консультирования
  • сотрудничество и координация деятельности с учреждениями и организациями (центрами, службами), осуществляющими психолого-медико-социальную помощь детям, подросткам и молодежи по вопросам оказания экстренной психологической помощи средствами телефонного консультирования
  • просвещение и реклама направлений деятельности Детского телефона доверия в целях развития у населения мотивации обращения за психологической помощью в Службу Детского телефона доверия в сложных жизненных и кризисных ситуациях
  • мониторинг и контент-анализ запросов абонентов
  • организация практики студентов и волонтеров: проведение обучающих мероприятий, консультаций, супервизия их деятельности

Специфика обращений абонентов в Службу Детский телефон доверия

Следующая по значимости категория обращений касается трудностей, возникающих в отношениях со сверстниками (непонимание, агрессия, изоляция, неудовлетворенность общением).

Учебные проблемы детей в основном связаны с недостаточной учебной мотивацией, с вопросами взаимоотношений с учителями либо жалобами на повышенную сложность учебных программ и завышенные требования педагогов. Еще одна значимая проблема абонентов подросткового и юношеского возраста касается взаимоотношений с противоположным полом (первая влюбленность, трудности, возникающие из-за дефицита гендерных навыков взаимодействия и др.).

Если в процессе работы становится понятно, что без специализированной очной помощи не обойтись, то одной из основных задач телефонного консультирования становится мотивирование ребенка на привлечение к проблеме ближайшего взрослого окружения с
целью дельнейшего обращения в очные службы помощи. Параллельно ребенку объясняется специфика деятельности подобных служб.

Кроме того, при необходимости, с согласия абонента полученная от него информация может передаваться в кризисные службы (МЧС, полиция, скорая медицинская помощь, социальные службы).

Опыт работы детских психологов свидетельствует о том, что эффективное разрешение многих проблем ребенка зависит от участия в этом процессе его ближайшего окружения (родители, другие родственники, близкие, друзья).

Почти треть запросов от родителей и близких детей связаны с конфликтами и непониманием детей, с ошибками воспитания детей в семье, с отсутствием отца в процессе воспитания ребенка, с ситуативными проблемами в процессе общения с детьми. Можно предположить, что значительное количество запросов, связанных с семейными трудностями, объясняется недостаточной информированностью родителей о специфике возрастного развития детей и отсутствием единых требований к ребенку в семье, а также непоследовательностью педагогических воздействий.

Наибольшее количество запросов родителей, касающихся учебных проблем у детей, связаны с трудностями усвоения учебного материала и подготовки к урокам; сложностями взаимоотношений с одноклассниками и учителями; снижением учебной мотивации учеников и частыми пропусками школы; конфликтами с классными руководителями и с администрацией образовательного учреждения и т.д.

Проблемы физического и психического здоровья детей - третья по количеству группа обращений, поступающих от взрослой аудитории. Можно выделить две тематические подгруппы: первая касается проблем плохого здоровья детей (врожденные или приобретенные заболевания) и возникающих в связи с этим трудностей в обучении и воспитании ребенка; ко второй относятся обращения, связанные с переживанием родителей за здоровье детей из-за высокой учебной нагрузки или ослабленного иммунитета.

Кризисные обращения от родителей чаще всего касаются различных видов насилия (в семье, в образовательном учреждении, на улице). Нередки запросы информационного и юридического характера, связанные с этой категорией проблем. Запросы родителей, связанные с различными формами дезадаптации ребенка, в основном касаются следующих проблем: буллинг - агрессивное преследование одного из членов коллектива; адаптация в связи с переходом ребенка в новое образовательное учреждение; пролонгированная школьная дезадаптация.

Около 80% запросов, поступивших от взрослой аудитории (родственники детей, педагоги, друзья, соседи и т.п.), касались трудностей детского возраста, остальные связаны с психологическими проблемами личного плана. В этом случае работа с такими запросами ведется лишь в том случае, когда абонент находится в возбужденном или тревожном состоянии. Все остальные вызовы перепрофилируются в другие психологические службы города.

Эффективность психологического телефонного консультирования оценить довольно сложно из-за отсутствия обратной связи и информации о дальнейшей судьбе абонентов. Вместе с тем, в практике телефонного консультирования принято несколько косвенных признаков оценки эффективности данного вида психологической помощи. Прежде всего, это количество обращений от целевой аудитории.

Дополнительными признаками эффективности работы Службы могут служить повторные обращения абонентов с благодарностью. Также наблюдаются повторные обращения абонентов, ориентированных на продолжение работы с заявленной проблемой. Кроме того, качество консультаций, проводимых психологами, ежедневно курируется супервизорами Службы.

Основные направления деятельности Детского телефона доверия

Помимо непосредственно консультативной работы, специалисты «Детского телефона доверия» участвуют в научно-практической, методической и образовательной деятельности.

В 2010-2019 гг. по заданию Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях на базе Детского телефона доверия ЦЭПП проводятся курсы повышения квалификации для специалистов Всероссийского детского телефона доверия. Всего по программам повышения квалификации прошли обучение более 1300 специалистов, работающих в области детского телефонного консультирования из разных регионов Российской Федерации.

В 2009-2011 гг. на базе Службы проводились ежегодные всероссийские научно-практические конференции, направленные на обобщение опыта в области детского телефонного консультирования. В конференциях приняли участие более 350 специалистов из 17 регионов России.

Сотрудники Службы являются авторами более чем 100 публикаций, трех методических пособий в области телефонного консультирования. Специалисты Службы выступают с докладами на конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных проблемам детства, а также проводят мастер-классы для специалистов Телефонов доверия.

Ежегодно на базе Службы проводится производственная и дипломная практика студентов Московского государственного психолого-педагогического университета. По завершении учебы в вузе некоторые из них приходят работать в Службу.

Специалисты, работающие на анонимной, бесплатной круглосуточной телефонной линии Детского телефона доверия, выслушают и окажут профессиональную и своевременную психологическую помощь и поддержку.

Читайте также: