Творческие способности: особенности и развитие

Обновлено: 26.05.2024

Озерова Ирина Олеговна,
Преподаватель,
ГБПОУ СКИК,
г. Сызрань
В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей учебных заведений, а, следовательно, и нас учителей. Развитие творческих способностей - это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ученика, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести обучающегося в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности. Именно во внеурочной деятельности, имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на его личностном опыте. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Что же такое творчество? Творчество - способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях. Творчество - это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта. Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество - это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией. Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен. Способности - индивидуально-психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Творческая деятельность - отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность - результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала. Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый обучающийся может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Что это значит развивать творческие способности? - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. Внеурочная деятельность - это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития учеником своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей. Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются: • усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время; • организация досуговой деятельности; • выявить интересы, склонности, способности, возможности; • создать условия для индивидуального развития в избранной сфере; • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей; • создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков; • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширять рамки общения с социумом; • воспитывать культуру досуговой деятельности.
Музыка играет большую роль в эстетическом развитии обучающийся. В процессе занятий пением игрой на фортепьяно высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности русских и зарубежных композиторов. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются певческие и инструментальные умения и навыки. Занятия позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время. Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь. В своей работе использую общедидактические принципы: - систематичность; - последовательность; - доступность; - наглядность; - активность; - индивидуальный подход; - от простого к сложному. Наряду с принципами использую и методы: - словесно-наглядные; - наглядно-практические; - практические; Стараюсь целенаправленно выявлять склонности учащихся, предлагаю им работать в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю им самим выбирать и предлагать для исполнения произведения. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик - экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое произведение. Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников. Индивидуальные творческие особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение обучающегося своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ученик проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть полученным навыком. Каждый обучающийся стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям ученика.
Основной принцип внеурочной деятельности - добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся. На занятиях соблюдаю следующие принципы: - добровольность выбора репертуара, с учетом склонностей обучаемого; - опора на самостоятельную творческую инициативу учеников; - знакомлю с новыми видами творчества. Основное внимание на занятиях уделяю: - формированию практических умений и навыков - правильному подбору средств музыкальной выразительности к произведению - развитию самостоятельного подхода к исполнению произведения.
Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных произведениях. Начинаем всегда с простых и небольших по объёму пьес или песен, так, чтобы ученики могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом произведении ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку. Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое. Построение занятий по вокалу и фортепиано: - В начале занятия беседа. - объяснение принципов певческого дыхания. - практическая часть - распевания, работа над дикцией и дыханием, разучивание мелодии (на занятиях по вокалу) работа над музыкальной фразой. -разучивание песни. Примерная структура занятия по фортепиано: 1. Организационная часть (2-3мин.) - объяснение (над чем будем работать сегодня); -упражнения-гаммы; -постановка руки; -разучивание произведения; -показ приёмов игры, используемых для разучивания данного произведения. Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше. Оценивание работы: ученику следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения. Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца, будят творческую активность. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей обучаемого, приносят ему большое удовлетворение при индивидуальном исполнении того или иного музыкального произведения. Деятельность учащегося помогает ему стать: - инициативным; - последовательным; - усидчивым; - доводить начатое дело до конца; - самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд творческих навыков и умений, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами музыкальной деятельности. Всё это подготовит к творческому отношению к своей деятельности, независимо от того, какую профессию ребенок выберет. В процессе творческой работы учащийся открывает для себя различные музыкальные понятия: форма, ритм и др. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил. С развитием творческих способностей развивается и личность обучающегося. Ученики становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Занятия музыкой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ученику понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве. Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук (игра на фортепьяно) что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ученика. Чтобы обучающийся представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять - не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию: - Хочу научиться! - Могу научиться! - Я умею! Для стимулирования творческой деятельности важны выступления перед зрителями. Это заинтересовывает рученика в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. Ребята, которые занимаются в музыкальных школах, училищах постоянно выступают на концертах, на различных конкурсах и фестивалях - окружных, всероссийских и международных.
Библиографический список
1.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 243 с. 2.
2.Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект, 2003. - 256 с
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М: Педагогический поиск, 1999.

Стоимость: от 690 руб. за всю публикацию
Прием материалов: с 2 ноября по 6 декабря (включительно)
Электронная версия декабрьского выпуска: 14 декабря
Архив выпусков
Опубликовать



Стоимость: от 290 руб. за всю публикацию
Прием материалов: по 15 ноября (включительно)
Электронная версия ноябрьского выпуска: 23 ноября
Архив выпусков
Опубликовать

Стоимость: от 290 руб. за всю публикацию
Прием материалов: с 9 ноября по 6 декабря (включительно)
Электронная версия декабрьского выпуска: 13 декабря
Архив выпусков
Опубликовать

Стоимость: от 100 руб. за всю публикацию
Прием материалов: ежедневно
Каталог публикаций
Опубликовать

Развитие творческих способностей у детей

Творческие способности представляют собой набор качеств, благодаря которым человек мыслит нешаблонно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности. Такие способности отчасти зависят от психофизиологических особенностей человека, однако они не являются врожденными, природным даром. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Человек, у которого хорошо развиты творческие способности, обладает креативностью. У обычного человека мышление однонаправленное, у креативного оно направлено в различные стороны. Такие люди стараются искать не одно решение проблемы, они продумывают несколько путей, ищут всевозможные способы, рассматривая даже самые неожиданные из них. Причем наибольшее удовольствие такие люди получают именно от принятия нестандартных решений и получения эксклюзивных результатов.

Что входит в понятие “креативность”? Какие способности человека можно отнести к творческим? Над чем следует поработать, чтобы стать креативным?

  • воображение (фундамент креативности);
  • гибкость и нестандартность мышления (способность создавать за короткий промежуток времени множество разнообразных идей);
  • восприимчивость (поиск простого в сложном, нового в старом, необычного в обычном);
  • способность оказывать сопротивление стереотипам, навязанным точкам зрения;
  • смелость;
  • открытость новому опыту, желание и умение искать новое;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей взаимосвязано с формированием интеллектуальных познавательных способностей. Мышление ребенка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, поэтому именно в этот период оптимально работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией.

Творческие способности очень важно развивать. Даже если у ребенка есть природные задатки креативности — оставленные без должного внимания, с годами они потеряются под грузом воспитательных и учебных программ. Редкие школы и педагоги считают важным развитие творческого потенциала детей, чаще, к сожалению, креативность вовсе не поощряется. Поэтому важной задачей любящих родителей является сохранение и формирование способностей ребенка, поиск и взращивание его креативности.

Как можно помочь дошкольнику развивать творческие способности?

  • Позволяйте ребенку мыслить и действовать самостоятельно. Родители наблюдают, вмешиваясь лишь в том случае, если ребенок своими действиями может причинить вред себе или окружающим.
  • Поощряйте желание ребенка изменить что-то, внести свои идеи, переделать по-своему. Обязательно порадуйтесь вместе, если у него получилось лучше, чем было задумано изначально.
  • Принимайте, уважайте точку зрения ребенка, не навязывайте ему чье-то мнение. Даже самые маленькие могут иметь свое отношение к некоторым моментам в их жизни: манная каша не нравится, сказка очень скучная и т.д.
  • Проявляйте фантазию, занимаясь с ребенком творчеством. Ищите необычные идеи и материалы для игр и поделок. Придумывайте вместе с ребенком что-то новое каждый раз. Покажите ему безграничные возможности фантазии.
  • Анализируя результаты творческой деятельности ребенка, не критикуйте и не оценивайте его. Можно обсудить некоторые детали, задать вопросы: “Почему ты решил слепить именно такие ушки?” и т.п. Сравнивайте работы ребенка только с его же опытом, но не с другими детьми.
  • Дети своими импровизациями и экспериментами порой очень удивляют и веселят. Однако любая реакция взрослого должна быть душевной и нести одобрение. Издевки, насмешки, даже шуточные, могут обидеть ребенка, вселить в него неуверенность и страх проявлять свою спонтанность.
  • Играя и занимаясь с ребенком, старайтесь как можно чаще из родителя превращаться в его друга-ровесника. Играйте по его правилам, пытайтесь понять логику его творческих идей. Должно работать воображение ребенка, а не родителей.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что в творческой деятельности сам процесс может быть даже важнее, чем его результаты. Научите ребенка наслаждаться подготовкой и ходом занятия, не думая о качестве продукта, который он творит.
  • Помогайте ребенку переключаться с одного вида творчества на другой или вовсе отвлекайте от творческой деятельности на другие задачи. Ребенку может очень нравиться лепить, но длительное однообразие грозит переутомлением и потерей интереса к лепке надолго.
  • Поддерживайте благоприятный эмоциональный фон во время творческих занятий и игр. Спокойствие, сосредоточенность, радость, доброжелательные интонации в голосе помогают ребенку, дают ему веру в свои силы.

Развивать творческое мышление можно практически в любой игре. Главное правило — играть креативно. Разные форматы игры по-своему влияют на творческие навыки:

  • конструирование не по схеме позволяет развить креативность в пространственно-образном мышлении;
  • решая головоломки, ребенок учится мыслить логически и нестандартно;
  • вербальные игры отлично развивают словарный запас, скорость мышления и его нелинейность;
  • сюжетно-ролевая игра помогает ребенку социализироваться, искать различные модели поведения и взаимодействия с окружающими.

Предлагаем несколько игр-упражнений, которые помогут развивать воображение и творческие способности у дошкольника.

Креативность помогает видеть интересное даже в самых обычных ситуациях. Это качество очень ценится в профессиональной деятельности. Люди, обладающие творческими способностями, живут более яркой и увлекательной жизнью.

Помогите вашим детям раскрасить их будущее, разнообразить его и наполнить новыми ощущениями!

Возможно, вам будет интересна статья "Развитие творческих способностей как способ интеллектуального развития", в которой описаны игры и упражнения, направленные на развитие как творческих так и интеллектуальных способностей ребенка.

Автор: педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

В современных условиях совершенно недостаточным оказывается только «профессионализм» специалиста, владеющего технологиями в тех или иных областях. При создании конкурентоспособных изделий все более востребованными становятся творческие личности, обладающие общей и профессиональной компетентностью, поскольку только они способны оперативно принимать оптимальные решения технических проблем.

Творческие способности могут развиваться только в процессе правильно организованной творческой деятельности. Известны четыре типа творческой деятельности: продуцирование новых эмпирических фактов; получение исходных принципов и понятий теоретических систем в процессе обобщения экспериментального материала; дедуктивное выведение нового теоретического знания из известных науке утверждений; образование новых научных положений, логически не следующих из функционирующего в обществе знания. Научному и инженерному поиску, направленному на получение четырех типов информации, свойственны все признаки творческого процесса: отсутствие жесткого алгоритма развития мысли, прерывность логического следования от старого знания к новому, влияние личности исследователя на ход познавательного процесса и т.д. Все эти типы творческой деятельности предполагают богатое творческое воображение, фантазию, обостренное интуитивное чутье, интеллектуальную смелость исследователя и др. Поэтому целями современного образования является формирование не только традиционных знаний, умений и навыков, но и овладение общими и профессиональными компетенциями и развитие творческих способностей личности в ходе учебно-воспитательного процесса.

Традиционный учебный процесс в школах, техникумах и вузах направлен в основном на развитие памяти обучающихся при овладении знаниями и в меньшей степени - на развитие творческого мышления, в то время как в профессиональной деятельности творческое мышление является приоритетным. При этом традиционно сложившемуся педагогическому процессу присущ обычно нетворческий характер, определяющий предъявление учащимся знаний и фактов в готовом виде и организующий деятельность этих учащихся «по образцу». Такой подход формирует у последних репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициативность, в то время как будущему инженеру и ученому необходимо продуктивное творческое мышление. Все виды контроля, включая итоговый, направлены обычно на проверку запоминания определенного объема учебной информации, а не на поиск и оценку найденного оптимального решения нестандартной проблемы.

Любая деятельность имеет свои, специфические условия существования и развития, поэтому для ее осуществления необходимо освоение определенных знаний, умений и навыков, характерных для данного вида деятельности. Творческая деятельность не является из этого исключением, но при этом обладает важной особенностью - универсальностью своих методик, которые применимы в любом виде профессиональной деятельности. Специфика научно - инженерно-технического творчества заключается лишь в том, что эти универсальные методики применяются для решения технических проблем. Поэтому достижение успеха в какой-либо профессиональной деятельности возможно не только за счет знаний, умений и навыков, присущих этому виду деятельности, но и благодаря умелому использованию в этой деятельности методологии творческого процесса.

Предлагаемая концепция организации обучения нацелена на формирование компетентностей и развитие творческих способностей обучающихся и основывается на особенностях процесса творчества. Научно-инженерно-техническое творчество направлено на создание новой и совершенствование старой техники и технологии, обладающих социальной значимостью. В связи с этим большое значение имеет определение понятия «новизна», которая может быть объективной и субъективной, то есть новизной только для самого учащегося. Если для взрослого новизна решения сопоставляется с коллективным опытом всего человечества (объективная новизна), то для учащихся достаточно, чтобы результат творческого решения был нов лишь для них самих, то есть он сопоставляется только с их индивидуальным опытом.

При таком понимании новизны возможности технического творчества значительно расширяются. Творческой становится деятельность, продукт которой давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать и о способах получения этого продукта. Исследованиями целого ряда авторов, как психологов, так и педагогов, установлено, что творчество детей имеет с творчеством взрослых одну физиолого-психологическую основу. Стадии протекания, активность и напряжение в процессе творческой деятельности детей аналогичны соответствующим моментам в творчестве взрослых. Для осуществления подобной деятельности необходимо становление и проявление качеств личности, свойственных изобретателям и рационализаторам. Таким образом, получая продукт, обладающий даже субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности.

Психологами установлено, что научно - инженерно-техническое творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Творческая «техническая» мысль может развиваться тогда, когда соответствует этим закономерностям. Отсюда следует, во-первых, что творческое осмысление знаний, овладение методологией научно-инженерно-технического творчества позволяет учащимся сознательно и гарантированно управлять процессом генерирования нестандартных эффективных идей; во-вторых, акт творческого «технического» мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специалиста-профессионала; в-третьих, истоками творческого «технического» мышления являются высокоразвитые воображение и фантазия, многообразие и системность мышления, позволяющие учащемуся видеть проблему целиком, с различных сторон, видеть одновременно техническую систему, надсистему, включающую ее, и подсистему, являющуюся частью технической системы; устанавливать связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, творческое мышление должно быть многообразным, и чем больше образов будет возникать перед учащимися, тем более оригинальное и простое решение они смогут предложить. Таким образом, данный подход реализует важнейшую цель общего и профессионального на всех уровнях образования - непрерывность целенаправленного формирования у учащихся и студентов именно системного творческого мышления.

Таблица 1. Краткая история создания системы комплексного непрерывного технического образования (КНТО) и ее развития в систему гуманистического непрерывного профессионального образования (ГНПО) для созидания творческих личностей

организация инженерно-технического лицея кафедры «Технология машиностроения» (ТМс) Пермского политехнического института (ППИ) - ныне Пермский государственный технический университет (ПГТУ) - на базах кафедры ТМс, СШ №117, СШ№8 и двух колледжей - и создание Попечительского совета в составе представителей ППИ, Главного управления образования (ГУО), школ, колледжей и руководителей крупнейших Пермских заводов.

открытие экспериментальной педагогической площадки по теме: «Отработка модели образовательного учреждения нового типа Комплекса непрерывного образования «детский сад - школа-лицей - колледж - вуз (ПГТУ, кафедра ТМс) - предприятие». Создание инженерно-творческой лаборатории.

разработка Программы КНТО и включение ее в «Программу стабилизации и развития образования Пермской области», утвержденную Законодательным собранием 22.02.1996г.

присвоение СШ № 117 статуса лауреата Всероссийского конкурса «Школа года - 96».

открытие аспирантуры на кафедре ТМс для обучения бывших лицеистов инженерно-технического лицея - выпускников кафедры ТМс

открытие филиала кафедры ТМс на АО «Пермские моторы» для проведения научно-исследовательских работ бывшими лицеистами-студентами и аспирантами кафедры ТМс.

включение СШ № 117 в экспериментальную площадку Междурародной ассоциации развивающего обучения (МАРО)

присвоение СШ № 8 статуса лицея № 8.

первая защита кандидатской диссертации аспиранта кафедры ТМс - бывшего лицеиста-студента системы КНТО.

присвоение школе при колледже статуса лицея в системе КНТО.

присвоение СШ № 117 статуса Лицея № 7 в системе КНТО и награждение сертификатом «Звездный педагогический коллектив 2001 года»

разработка Концепции ГНПО, предусматривающей наряду с научно-инженерно-техническим направлением развитие естественнонаучного и социально-гуманитарного направлений.

разработка Концепции заочно-дистанционной школы научно-технического творчества молодежи, которая была признана в числе победителей областного конкурса социальных проектов в номинации: «Государственное управление социальным развитием Пермской области».

очередные защиты диссертаций аспирантов - бывших лицеистов-студентов системы КНТО.

Формирование общих и профессиональных компетенций и развитие творческих способностей происходит в процессе выполнения комплексных заданий, сочетающих в себе науку, учение и производство, и творческий поиск оптимальных решений технических проблем. Для этого создается банк технических проблем, постоянно пополняемый учащимися, студентами, родителями, учителями и преподавателями вузов, ведущими занятия в школах, лицеях и вузах, и насчитывающий более 100 позиций, из которого каждый обучающийся осуществляет свой выбор. Задания составлены так, что в процессе работы над выбранной проблемой у обучающихся возникает потребность в естественнонаучных, гуманитарных и технических знаниях, которые они используют для теоретических расчетов, конструирования, технологического проектирования, изготовления изделий, исследования рынка и продажи этих изделий, написания рефератов и статей, подготовки докладов на научно-технических конференциях, патентования изобретений. В процессе этой многогранной деятельности и формируются не только знания и умения их применения, но и творческие профессиональные компетенции. Для этого, наряду с базовыми предметами учащиеся изучают предметы: «Основы конструирования и инженерная графика», «Основы инженерных знаний», «Основы научно-инженерно-технического творчества», «Основы информационных технологий в научных и инженерных разработках», «Методология самостоятельной работы». Разрабатываемые в школах и лицеях технические проблемы получают в дальнейшем свое развитие в процессе учебы в вузе при бакалаврской и магистерской подготовке, а затем и в аспирантуре.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения. Концепция обучения основывается на личностно-деятельностном подходе и опирается на выполнение комплексных заданий, выдаваемых индивидуально или группе учащихся из двух-трех человек по предварительно выбранной учащимся проблеме из банка научно-технических проблем. Работа над заданием происходит как во время учебных занятий, так и, по желанию учащегося, во внеучебное время под руководством преподавателей вузов и школьных учителей высокой квалификации в научно-инженерном творческом центре комплексного непрерывного образования. При этом программы тех и других занятий согласованы между собой. Учащиеся при работе над комплексными заданиями: проводят информационный анализ на основе знаний по информационных технологий и патентоведения; составляют заявки на изобретения; конструируют изделия, используя знания общеобразовательных и специальных предметов; разрабатывают технологические маршруты изготовления сконструированных изделий и изготовляют их на соответствующем оборудовании, представляя затем изготовленные изделия в качестве экспонатов на выставки; на основе проведенного информационного анализа и собственных разработок учащиеся готовят доклады и выступают на научно-технических конференциях молодежи.

Для отдаленных районов может осуществляться дистанционное обучение. Для организации такого обучения разработана концепция заочно - дистанционной школы научно-технического творчества молодежи, которая признана среди победителей областного конкурса перспективных работ.

Дальнейшие научные исследования и инженерные разработки бывшие лицеисты выполняют во время обучения в вузе, учебы в аспирантуре и работы на предприятиях.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся. Поскольку обучение осуществляется в процессе выполнения комплексных заданий, то и оценивание результатов обучения и аттестация выполняются по комплексным заданиям, при этом оценка производится по разработанным параметрам.

Читайте также: