Ударения в речи. Центральный отдел речевого аппарата

Обновлено: 17.05.2024

центрального и периферического. К центральному отделу относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. К периферическому отделу речевого аппарата относится вся совокупность исполнительных органов речи, состоящая из костей, хрящей, мышц и связок, а также периферических чувственных и двигательных нервов, с помощью которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - аппарат, образующий дыхание, в который входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

2-й отдел - аппарат, образующий голос. Он состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми связками.

3-й отдел — звукопроизводящий (артикуляционный) аппарат, который состоит из глотки, носоглотки, ротовой и носовой полости.

2)А: Ударение тактовое (синтагматическое) — выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы). Ударение фразовое — выделение в произношении более важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы)

Б: Афера, местоимонный, осетр, гренадер, смятённость, подшорсток, недоуменный, манёры, крем, жёлчь, шлем

В: В фонологии под нейтрализацией понимается неразличение двух и более фонем в той или иной фонологической позиции, в которой всем нейтрализуемым фонемам соответствует представитель, могущий совпадать (луга — лук) или не совпадать (сом [o] — сама, сома [ʌ]) с реализацией одной из них в позиции различения.

Ударения в речи. Центральный отдел речевого аппарата

В процессе филогенетического развития речь всё более и более дифференцировалась как с точки зрения экспрессии, так и содержания. В течение многих веков формировались ударения речи. Они являются выражением работы артикуляционных мышц, их напряжения и продолжительности сокращения. От тонуса мышц зависит динамическое ударение, от продолжительности сокращения — ритмическое ударение. От положения мышц мягкого нёба, языка, а также мышц, формирующих резонаторные полости, зависит мелодическое ударение. Кроме того, оно зависит также и от частоты колебаний голосовых связок.

При целом ряде нарушений речи во время аудиомстрического исследования простых тонов и речи не удается обнаружить никаких отклонений от нормы, неправильность же в расстановке ударений в речи отмечается при различного рода речевых расстройствах как органических, так и функциональных. Наличие слуховой чувствительности по отношению к интенсивности акустических раздражителей, их высоте и длительности только в некоторой степени характеризует способность правильно ставить ударения в речи.

Большое значение при этом имеют и другие физиологические свойства речи: состояние артикуляционных мышц и способность к образованию кинестетическо-словесных рефлексов. Перечисленные выше свойства у ребенка развиты гораздо лучше, чем у взрослого человека, поэтому дети так легко усваивают расстановку ударений в иностранных языках, в то время как у взрослых даже в тех случаях, когда они безукоризненно с точки зрения грамматики овладевают иностранным языком, в произношении всегда отмечается несвойственный данному языку акцент. Ударения в речи обычно связаны между собой.

С целью выделения какого-нибудь слова пользуемся не только динамическим ударением, но также и повышаем голос при его произношении. Ритмическое ударение заключается в растягивании или укорачивании гласных. В польском языке ритмическое ударение не имеет смыслового значения (исключение: дааа-вно, далеееко). В некоторых иностранных языках в зависимости от ритмического ударения изменяется смысл слова.
При некоторых нарушениях речи на первый план выступает неправильность в расстановке ударений.

ударения в речи

Центральный отдел речевого аппарата

Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозгу. Согласно Konorski, „хотя примитивные формы „контактов" между представителями одного и того же вида животных, живущих стаями, являются довольно таки распространенными, однако речь, в точном значении этого слова, с её номинационно описательным характером, возникла в филогенетическом развитии лишь у человека. Легко можно доказать, что эта функция зависит прежде всего от коры головного мозга, т.к. известно, что у анэнцефалов речь не развивается, а после повреждения определенных участков коры в речи возникают специфические нарушения, а в некоторых случаях речь полностью утрачивается".

Хотя речевая функция и зависит от коры головного мозга, большое значение для этой функции имеют пути, по которым слуховые, чувствительные и проприоцептивные импульсы доходят до коры головного мозга и от коры головного мозга серия импульсов направляется к дыхательным, фонационным и артикуляционным мышцам.

Сведения, касающиеся патофизиологии речи, раньше получали во время секционного исследования трупов людей, которые при жизни по поводу имеющихся у них нарушений речи долгое время находились под врачебным наблюдением. По мере развития нейрохирургии увеличивается количество данных, связанных с патофизиологией речи.

В начале XIX века предполагали, что мозг является органом, который функционирует как целое. Fritsch и Hitzig, раздражая электрическим током различные области мозга у собаки, впервые доказали, что в головном мозгу имеется специальная область, ведущая двигательными функциями. Вrоса первый указал на то, что речевая функция находится под контролем задней части нижней лобной извилины. Разрушение этой области в доминирующем полушарии, т.е. у правшей в левом полушарии, а у левшей — в правом полушарии сопровождается временными или же стойкими нарушениями речи, называемыми афазией, возникающими вследствие утраты способности производить движения, необходимые для речи; в тех же случаях понимание речи полностью сохраняется.

Громкая речь возникает при участии дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц. В непосредственной близости от двигательного поля мышц туловища и верхних конечностей находятся двигательные области для мышц лица, языка, нижней челюсти, глотки и гортани.

Знание путей в центральной нервной системе, по которым импульсы направляются от рецепторов к центрам в коре головного мозга и от последних к эффекторам, является необходимым для понимания физиологии речевого аппарата, а также для правильного истолкования симптомов, возникающих при его повреждении.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 — головной мозг: 2 — носовая полость: 3 — твердое нёбо; 4 — ротовая полость; 5 — губы; 6 — резцы; 7 — кончик языка; 8 — спинка языка; 9 — корень языка; 10 — надгортанник: 11 — глотка; 12 -- гортань; 13 — трахея; 14 — правый бронх; 15 — правое легкое: 16 — диафрагма; 17 — пищевод; 18 — позвоночник; 19 — спинной мозг; 20 — мягкое нёбо

Читайте также: