В Россию возвращается практика университетских клиник

Обновлено: 05.05.2024

Что такое университетские клиники? Зачем они нужны сегодня? Как их создание скажется на качестве медицинской помощи? Об этом на Совете экспертов в "РГ" говорили ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, член-корреспондент РАН Петр Глыбочко, директор клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии этого вуза академик Владимир Ивашкин, главный врач детской клинической больницы № 9 имени Сперанского профессор Анатолий Корсунский, директор гимназии № 1529 имени Грибоедова Марина Соловьева.

Участники встречи в "РГ" отмечали, что "университетская клиника" не какое-то придуманное название: оно сложилось исторически. Именно университетские клиники в Европе, США - центры самого передового в лечении и профилактике, в подготовке кадров. Были такие клиники и в России. Но по разным причинам они утратили свое предназначение. И в стране сложилась такая ситуация, что профессора, доценты, ассистенты и даже академики лишились права вести лечебный процесс. Это нонсенс.

По инициативе университета имени Сеченова было принято очень важное для отечественной медицины решение: возродить университетские клиники. Соответствующие изменения были внесены в законы "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и "Об образовании в РФ".

В Первом МГМУ имени Сеченова университетские клиники уже работают шесть лет. Эффективность налицо. Улучшилось качество подготовки студентов, качество оказания медицинской помощи. Сегодня на базах 16 городских московских больниц создано 25 университетских клиник. Директора клиник - заведующие кафедрами или ведущие профессора. Доктора в таких клиниках занимаются научно-исследовательской работой, студентам демонстрируют особо интересные операции, необычные случаи, а лекции читают лучшие медики.

Эксперты отметили, что благодаря университетским клиникам повышается качество подготовки выпускников, к которому пока немало справедливых претензий. Повышается потому, что есть возможность использовать дорогостоящее оборудование на базах городских больниц. Кроме того, теперь за качество помощи отвечает не только главный врач больницы, но и директор университетской клиники.

Пока в России лишь у 10 медвузов есть свои клинические базы, свои клиники. А всего в России 46 медвузов в системе Минздрава России и 37 медицинских факультетов в системе минобрнауки. Создание университетских клиник позволит этим вузам выйти на иной, более качественный уровень подготовки специалистов.

Меняется сама идеология подготовки к врачеванию. Этот процесс начинается со специальной программы в школах. До недавнего времени в проекте участвовали только 10 школ Москвы. Сегодня в нем уже 63 столичные школы и 103 медико-биологических класса. По договоренности с департаментом здравоохранения Москвы выпускники, прошедшие путь от обучения в специализированных классах, в университетских клиниках, по окончании вуза смогут работать в московских лечебных учреждениях. Сейчас опыт Первого МГМУ по созданию университетских клиник начинает выходить за пределы Москвы.

Подробнее о встрече в редакции - в одном из ближайших номеров "РГ"

Клиника МГУ возвращается к плановой многопрофильной работе

В Медицинском научно-образовательном центре МГУ (МНОЦ МГУ) проведена первая плановая операция после переоборудования. С 20 апреля клиника МГУ функционировала как COVID-госпиталь. Первую операцию урологического профиля провёл директор МНОЦ МГУ академик Армаис Камалов. Сейчас все протоколы, согласно требованиям Роспотребнадзора, соблюдены и Университетская клиника МГУ вновь приступает к оказанию медицинской помощи пациентам в прежнем объеме.

Более двух недель ушло на обработку оборудования, дезинфекцию помещений, карантин для персонала. Немало усилий затрачено на обеспечение безопасности амбулаторного приема и госпитализации пациентов в новых условиях постпандемии. Все пациенты уже в приемном покое сдают анализы на Sars-Cov2 и находятся в обсервационном отделении до получения результатов.

«К настоящему моменту во МНОЦ МГУ уже госпитализировано более 70 пациентов - в отделения терапии, кардиологии, урологии, хирургии, гинекологии, травматологии и ортопедии, проведены первые оперативные вмешательства. Вынесен большой опыт за время работы и ведения пациентов с новой коронавирусной инфекцией и сейчас МНОЦ МГУ готовится развернуть программы по реабилитации этой непростой категории больных», - рассказал директор МНОЦ МГУ академик Армаис Камалов.

Справка

Медицинский научно-образовательный центр (МНОЦ) МГУ — первая российская клиника, созданная при классическом университете. Сегодня здесь работают ведущие эксперты в различных областях медицины и выполняются высокотехнологичные вмешательства с использованием передовых мировых практик.

МНОЦ развивает персонифицированную медицину и новые, междисциплинарные направления: Центр по изучению боли, Центр репродуктивного и сексуального здоровья, Центры мужского и женского здоровья.

Не менее важными направлениями работы являются исследования в области регенеративной медицины, клеточных технологий и молекулярной эндокринологии. Фундаментальные исследования на месте проходят клиническую апробацию и внедряются в широкую практику — реализовать такой подход позволяет тесная интеграция науки и медицинской практики.

Фото: Директор МНОЦ МГУ Армаис Камалов проводит первую плановую операцию после переоборудования/МГУ

Лишь 10 медицинских вузов страны имеют сегодня свои университетские клиники. Потеря существовавших в советское время клинических баз сильно ударила по подготовке будущих врачей. Сейчас, когда появились правовые основания для того, чтобы изменить эту ситуацию, возрождение университетских клиник дает шанс перейти на новый уровень подготовки и оказания медпомощи, считают эксперты.

В Россию возвращается практика университетских клиник

Лишь 10 медицинских вузов страны имеют сегодня свои университетские клиники. Потеря существовавших в советское время клинических баз сильно ударила по подготовке будущих врачей. Сейчас, когда появились правовые основания для того, чтобы изменить эту ситуацию, у вузов есть шанс перейти на новый уровень подготовки и оказания медпомощи, считают эксперты.О том, какими должны быть университетские клиники 21 века, говорили на прошедшем в медиацентре «Российской газеты» экспертном совете «Возрождение традиций российской медицины - создание университетских клиник».

Как отмечали участники Совета, во всем цивилизованном мире именно университетские клиники аккумулируют в себе все самое передовое в лечении и подготовке кадров. Сильной клинической базой отличались в свое время и советские мединституты. Однако, 20 лет назад в стране сложилась такая ситуация, при которой стало невозможным совмещение лечебной и преподавательской деятельности. И это не могло не сказаться на качестве подготовки выпускников, к которому сегодня немало справедливых претензий

В системе Минздрава России работает 46 медвузов и еще 37 медицинских факультетов - в системе Минобрнауки. При этом свои клиники есть лишь у десяти из них. Проблема допуска профессорско-преподавательского состава к медицинской практике для всех медицинских вузов разрешилась совсем недавно, когда Госдума одобрила новую редакцию ст. 69 закона об основах охраны здоровья граждан. Чтобы это стало возможным, ведущим вузам страны пришлось долгие годы «пробивать стену». Зато теперь решение вопроса о создании университетских клиник даст возможность выйти на новый уровень подготовки и оказания медпомощи тем вузам, которые пока не имеют своих клинических баз, отмечали эксперты.

На сегодняшний день самой большой клинической базой располагает ставший несколько лет назад инициатором этого начинания Первый МГМУ им. И.М. Сеченова: на базах 16 городских московских больниц создано 25 университетских клиник. Еще 7 таких клиник открыл РУДН. Директора клиник - заведующие кафедрами или ведущие профессора вуза. Зарплату за учебную работу платит университет, за лечебную - Фонд ОМС или же, если специалист участвует в работе по ВМП - лечебное учреждение.

В итоге такой работы повысились и уровень подготовки студентов, и качество оказания медицинской помощи, отмечают эксперты. По словам ректора Первого медуниверситета, члена-корреспондента РАН Петра Глыбочко, университетские клиники - это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. И, кроме того, в университетских клиниках кроме стационарных и учебных действуют научно-исследовательские подразделения, отрабатывающие перспективные методики, медикаменты и оборудование.

«Сегодня мы стали более качественно готовить наших выпускников, потому что они могут использовать на базах городских московских больниц дорогостоящее оборудование, - рассказал Глыбочко. - Это и ядерно-магнитный резонансный томограф, это и компьютерные томографы, это и ультразвуковое оборудование, это и эндоскопическое, лапароскопическое оборудование. И эти студенты завтра придут работать в практическое здравоохранение. Мы добились того, что сегодня за качество оказания медицинской помощи отвечает не только главный врач, но и директор клиники. То есть наш заведующий кафедрой. Это двойной контроль за качеством оказания медицинской помощи».

Между тем, дискуссия о том, какими должны быть университетские клиники 21 века, еще только начинается. Так, по мнению директора клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии вуза, академика Владимира Ивашкина, обучающие клиники должны быть клиниками общей медицины - студенты должны видеть весь спектр больных.

«Клиника может быть этапом, когда ставится диагноз, и отсюда можно уже перевести пациентов в кардиологическую клинику, клинику респираторных заболеваний и так далее, - пояснил академик. - С другой стороны, на этих общеклинических койках проводится созданная еще великим Пироговым трехстепенная система подготовки: курс пропедевтики, курс факультетский и курс госпитальный. Курс пропедевтики - симптоматика. Студент, который вначале не имеет никакого представления об этом, после сдачи экзамена уже в состоянии обосновать диагноз пневмонии, диагноз язвенной болезни, диагноз гипертонической болезни. Факультетский курс - это курс ведения пациента. И наконец, то, что делают на госпитальной кафедре, это курс дифференциального диагноза. Поэтому университетские клиники при их общности названия, на самом деле, имеют дифференцированное внутреннее содержание».

Читайте также: