Влияния на адаптацию слуха. Отклонения адаптации слуха

Обновлено: 10.05.2024

Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией [13,с.64].Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Большую пользу приносит детям с нарушением слуха участие в играх, это одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Это позволяет ребенку формировать бесконфликтное поведение. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр [13,с.69]. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития не слышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. Дети стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребёнок с нарушением слуха должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто подчиняться требованиям педагога или более сильного партнёра[13,с.72]. Реализация описанных моделей обучения и включения детей с нарушением слуха в социум поможет им вырасти раскрепощёнными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества. Главное - помочь им преодолеть трудности общения и сформировать общепринятые нормы поведения, нравственные привычки.

Но при социализации сталкиваешься с определёнными трудностями. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные. Критериями преодоления этих трудностей могут быть:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения. В условиях интернатного учреждения эти способности могут длительное время оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, "взращивания". Методическими средствами для этого могут быть специальные спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений, включающие передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда препятствий, например: прыжки, кувырки, пролезание в обручи, эстафета с препятствиями и т.п. Для развития и поддержания не обходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие- то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим собой, сохраняя собственные границы. Характерная особенность этой способности в том, что потребности в самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами собственного пространства. Таким образом, запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на покровительство и пожизненную опеку. Решение задачи преодоления трудностей социализации детей зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. Таким образом, психолого-педагогическими условиями успешной социализации детей с нарушениями слуха являются вовлечение их в различные виды деятельности как со слышащими, так и не слышащими сверстниками.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками, идёт поиск эффективных средств обеспечения усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Нарастающий характер интеграционных процессов в обществе, делает вопросы воспитания взаимоотношений нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов весьма актуальными. Cоциальное развитие обучающихся школы-интеранат I и II вида отличается рядом специфических черт, характеризующих незрелость социальных умений и навыков, низкий уровень освоенности социальных знаний, не сформированность компонентов социального развития. В дошкольном и школьном возрасте у детей с нарушением слуха навыки нравственного поведения постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

Очень часто дети с нарушением слуха испытывают трудности в общении. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональны состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств(выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Когда дело касается ребенка с нарушением слуха, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем. Как бы хороши ни были методы социализации, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

-любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;

-метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

Проблема взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе актуальна в настоящее время. Основная проблема социализации детей с нарушением слуха - это отклонения от нормального становления личности. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». Негативные тенденции развития личности проявляются в нарушении совместной деятельности, трудностях социального взаимодействия, в повышении конфликтности и отклонениях в формировании общепринятых норм поведения.

Целью данного исследования было определение условий для успешной социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения. В ходе работы выявлены проблемы социализации детей с нарушениями слуха, дано определение понятию "социальная адаптация детей с нарушением слуха", а так же сделан ряд выводов:

1)Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;

2)Основная проблема социализации это нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;

3)в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;

4)Процессы развития личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития данных процессов в норме и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;

5)У детей с нарушением слуха, в процессе социальной адаптации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;

6)Основные задачи социальной адаптации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации - игра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г.М. Социальная Психология/ Г.М.Андреева. - 2002. - 17с.

2.Алексеевских, Д.Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время / Д.Ю. Алексеевских. - М.: Владос. - 2005. - 225 с.

3.Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Антонова. - М.: Аспект-пресс - 1997. - 178 с.

4. Антонова, А. И. Социология семьи: Учебник / А. И. Антонова.-2-е изд. - М., 2005 - 330 с.

5. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. -- М.: Владос - 2004 - 189 с.

6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология/ Т.Г.Богданова - М.: Академия- 2002. - 85с.

7. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети/ Р.М. Боскис - М.:АРКТИ. - 2003. - 75с

8. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха/Р.М. Боскис - М. Просвещение. - 2001 - 215 с.

9. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения / Р.М. Боскис. - М.: Педагогика.- 2001 - 91с.

10. Боскис, Р.М. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Р. М. Боскис. - М.: Педагогика. - 2001 - 132 с.

11. Выгодский, Г. Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм/ Г.Л. Выгодский. - М.: Просвещение. - 2001 - 187 с.

12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ П.Я.Гальперин.- М.: Книжный дом «Университет». - 1999 - 332с.

13. Головчиц,Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1991. - № 2. -45 - 52 с.

14. Головчиц, Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении. //Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1993. - № 4. -49 - 56 с.

15. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч.пособие для студентов высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия. - 2001 - 280 с.

17. Гуровец, Г.В., Ленок, Я.Я. Коррекционно-развивающиеигры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология - 2001- №2- 77-83 с.

18. Дьячков, А.И. Дефектологический словарь/ А.И. Дьячков.-2-е изд., доп. - М.: Педагогика. - 1990.-504с.

19. Дьячкова, А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / А.И. Дьячкова; Академия пед. Наук. - М.: Просвещение, - 2002 - 387 с.

20. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми/М.В.Ермолаева -- М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК". -2001 - 138 с..

21. Зайцева, Г.Л. Зачем учить глухих жестовому языку /Дефектология . - 1995. №2.- З-7 с.

22. Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка /В.К. Зыкова - М.:ВЛАДОС. - 2007 - 198 с.

23.Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи.//Дефектология. 1990. № 1. - 45 с.

24.Зыкеева,А.Г., Марциновский Е.Н. Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей. / А.Г. Зыкеева и Е.Н. Марциновский. - М.: Просвещение. - 1998. - 153 с.

25. Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни/ И.Е. Исенина - М.: Академия. - 1999 - 78с.

26. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии. - 1996. - 304с.

27. Конвенция о правах ребенка. ООН. Нью-Йорк. - 1989. -107с.

28.Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушением* умственного и физического развития. Проект. // Дефектология. - 1998. №2.- 3с.

29. Леонгард, Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей/Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова - М.: Просвещение. - 2000 - 93 - 192 с.

30. Малофеев, Н.Н. Современное состояние современной коррекционной педагогики.// Дефектология/ Н.Н. Малофеев. -1996. №1. 3-6 с.

Влияние слуховых аппаратов на слух человека

Как влияют слуховые аппараты на слух, могут ли они испортить его?

Что делать, если имеются проблемы со слухом? Надо обязательно обращаться к врачу. Многие люди, страдающие тугоухостью бояться использовать современные слуховые аппараты. Ими чаще всего руководят предубеждения. Они полагают, что эти приборы в состоянии ухудшить слух. Но так ли это на самом деле? Слуховые аппараты не могут испортить слух. И можно сказать даже больше, они буквально спасают его. Слуховой аппарат будет полезен при коррекции слуха или реабилитации вследствие приобретенных или врожденных заболеваний, влияющих на слышимость.

Но не забывайте и о том, что самостоятельно применять слуховые аппараты все-таки не рекомендуется. Почему? Любой врач скажет вам что лекарство действует по-разному на людей в связи с индивидуальной переносимостью организма. Помимо комплексного лечения нарушений слуха врач должен подобрать слуховой аппарат. Выбор этого средства зависит от множества факторов. В частности, от финансовых возможностей пациента и его предпочтений. Слуховой аппарат нужно настраивать грамотно, иначе неприятные искажения звука вам обеспечены. Обычно настройкой аппаратов занимаются слухопротезисты. Хорошая настройка позволит стабилизировать ваш слух практически сразу. И он может даже стать более острым. Но тогда почему люди все еще сомневаются в безопасности слухового аппарата, несмотря на его очевидные плюсы?

Иллюзорность или обман восприятия

Спустя некоторое время после проведения процедуры слухопротезирования люди начинают жаловаться на то, что их слух еще более снизился. Они могут слышать посторонние шумы или звуки. Но это не так. На самом деле снижение звука или помехи обусловлены обманом восприятия. Не всегда человек при первых признаках тугоухости обращается к специалисту. Как правило, человек решается показаться специалистам примерно через семь-десять лет после появления первых симптомов потери слуха. За это время мозг приспосабливается воспринимать низкий уровень слышимости. Надев слуховой аппарат, вы будите слышать искаженные звуки. Конечно, этот фактор не может не раздражать. Но постепенно головной мозг будет перестраиваться для работы на новый лад.
Не сразу, но со временем ситуация со слухом улучшится. А это значит, что вы будите слышать нормально, как все здоровые люди. Когда процесс адаптации закончится, вы сразу осознаете то, что без слухового аппарата жить практически не возможно при серьезных проблемах со слышимостью. Процесс адаптации к слуховому аппарату схож с адаптацией нашего зрения на смену темноты и света. Если находиться долгое время в темном помещении, то тогда можно привыкнуть к отсутствию света. И мы сможем различать очертания разнообразных предметов или видеть их цветовые вариации. И наоборот, если резко включить свет в темной комнате, то он покажется нестерпимо ярким и слепящим.

Выбор модели слухового аппарата имеет значение

Есть еще одно заблуждение, заключающееся в том, что слуховые аппараты якобы вредны для барабанных перепонок. Возможно, но только в том случае, если прибор подобран неправильно и травмирует перепонку. Правильно подобранное и настроенное устройство никогда не принесет вам абсолютно никакого дискомфорта. Со временем, привыкнув к нему, вы даже не будете замечать то, что носите его.

Барабанная перепонка может быть повреждена только в результате ношения аппарата не соответствующего размера или при использовании прибора с неправильными настройками.

Перед тем как настроить и выбрать аппарат надо проконсультироваться со специалистом, который снимет аудиограмму. На ней будут видны все отклонения степеней слышимости. На основании полученных данных специалист настроит слуховой аппарат в соответствие с вашими индивидуальными особенностями слуха. Запомните то, что грамотная настройка слухового аппарата очень важна. Не требуется усиление слышимости на звуковых частотах, которые вы хорошо воспринимаете и без него. Можно сделать вывод о том, что современные слуховые аппараты являются отличным, безопасным и приемлемым вариантом для реабилитации при тугоухости и потери слуховых функций. Благодаря их применению вы снова сможете хорошо слышать окружающие вас звуки.

Слуховые аппараты Oticon

Слуховые аппараты Oticon представляют собой специализированные приборы для улучшения коррекции слуха. Они помогают обеспечить комфортный уровень жизни и скорректировать слух. Компания Oticon была основана еще в 1904 году. И она специализировалась на создании и разработке слуховых аппаратов. Уже в двадцатых годах прошлого столетия слуховые аппараты фирмы Oticon появились на территории Европы и США. Постепенно они завоевали доверие людей по всему миру. В России продажи аппаратов стартовали еще в 1997 году. И благодаря этим уникальным приборам тысячи людей в нашей стране обрели нормальный слух.

Компания «Отикон» занимается не только выпуском медицинского оборудования, но и разработкой слуховых аппаратов, а также аудиологическими исследованиями. На данный момент фирма «Отикон» является одним из мировых лидеров в производстве слуховых систем. Для покупателей имеется разнообразный модельный ряд устройств разных цветовых гамм. Всего в арсенале компании есть более шестидесяти моделей и модификаций слуховых систем. Разработчики заботятся о том, чтобы слуховой аппарат был не только стильным, но и многофункциональным, компактным и удобным в применении. Есть не только обычные модели аппаратов, но и модели со встроенным искусственным интеллектом, в которых производится точная цифровая настройка звука.
Благодаря слуховым аппаратам «Отикон» вы сможете слышать идеально. Любые звуки или человеческая речь будут звучать четко и разборчиво. При этом вас обязательно порадуют приемлемые цены на продукцию фирмы Oticon. Слуховые системы не занимают много места, они выглядят привлекательно, имеют удобный интерфейс и отлично настраиваются.

Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?

Уровень и качество образования, получаемого глухим или слабослышащим в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение. Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место нагрузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток не слышащих студентов. Современные социальные проблемы растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Школа для глухих детей может помочь в этом направлении путем политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности не слышащих. Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.

Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую и медицинскую. Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят от его социокультурной идентификации т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс -- то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека «своим». Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: «говорящий глухой», не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего».

Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей.

Лица с нарушенным слухом приобретают различные специальности:

  • * на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
  • * в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;
  • * непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.

Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.

В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.

В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.

Слуховая чувствительность и маскировка или Как ваш слух адаптируется под окружающую среду

Наши органы слуха обладают адаптационной способностью, сущность которой заключается в том, что в результате воздействия звука происходит повышение или понижение слуховой чув¬ствительности. Под влиянием сильных звуков чувствительность уха падает, а в тишине происходит адаптация к ней и чувствительность обостряется.

Слуховая чувствительность и маскировка или Как ваш слух адаптируется под окружающую среду

Характер и степень понижения слуха, т. е. повышения порогов, определяются интенсивностью, частотой и продолжительностью воздействия экспериментального тона. Такая адаптация является своего рода защитой уха и центральной нервной системы от травмирующего действия звукового раздражителя, а также способствующего повышению работоспособности органов слуха.

Такой «защитный механизм» срабатывает благодаря нервно-мышечному аппарату среднего уха и слуховых цент¬ров звукового анализатора. Адаптационное понижение слуховой функции, наступающее в результате воздействия звукового раздражителя, исчезает в тиши¬не после прекращения влияния, но происходит это не сразу, затем чув¬ствительность восстанавливается.

Если интенсивность звука очень велика и продолжительность его воздействия значительна, то адаптационные изменения слу¬ховой чувствительности переходят в следующую стадию этого динамического процесса — утомление.

Состояние утомления в отличие от адаптации значительно снижа¬ет работоспособность органов слуха, но обычно оно проходит после прекращения воздействия звука. Однако частые и продленные перераздражения в течение длительного времени могут привести к повреждению уха. Чтобы этого избежать можно использовать в местах, где это необходимо шумопоглащающие наушники или специальные беруши.

Аналогичными адаптационными изменениями облада¬ют также зрительный, вкусовой и обонятельный анализаторы.

Ни для кого не секрет, что в условиях тишины слышны писк комара, жужжание мухи, тикание часов, а в условиях шума и помех можно не услышать даже громкий разговор. При посторонних шумовых помехах (маскиру¬ющем влиянии звука) слуховая способность понижается. Под мас-кировкой понимается одновременное воздействие на орган слуха двух или нескольких звуков различной громкости и частоты, при котором происходит глушение одного тона другим.

В результате изучения влияния маскирующего действия звуков различных частот установлено, что для тонов, частотная характеристика которых лежит ниже экспе¬риментального маскируемого звука, характерно небольшое пони¬жение слуховой способности — на 15 - 20 дБ. Если же произво¬дится воздействие маскирующего тона на звуки более высокой ча¬стоты, то отмечается значительное падение слуховой функции.

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе


Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Роль образовательного учреждения в социализации детей с ОВЗ в современном обществе имеет большое значение. В связи с этим необходимо усовершенствовать технологии и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ, ставить цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

Для социализации детей с нарушением слуха необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играть, общаться со взрослыми и сверстниками. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром.

Для успешной социализации особенно важен этап детства, в котором закладывается фундамент адаптации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т. е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Дети с нарушением слуха — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют.

Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

– творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

– набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

– навыки общения, потребность в нем;

– адекватную самооценку и уровень притязаний.

Задачи, стоящие перед педагогами, по социализации воспитанников:

– развитие творческих возможностей;

– пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка, который традиционно воспринимался обществом как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

– воспитание чувства собственного достоинства;

– стремление к самоопределению;

– формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий;

– стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа.

При поступлении ребенка в образовательное учреждение, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в классе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире. Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье.

Прежде всего родителям, следует как можно раньше, до года, когда ещё речь не развита, выявить наличие патологии слуха у ребёнка. После консультации с врачом, обследования и установления точного диагноза следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата — обязательно по одному на каждое ухо.

Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов. Слухопротезирование — это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все глухие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Как только врач установит диагноз, нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей.

Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Время от времени демонстрировать успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме.

Глухой или слабослышащий ребёнок обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.

Очень полезны для социализации детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Но порой существует такая проблема, когда семья бывает отстранена от процесса воспитания. Дети находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Таким образом, на социальное развитие ребенка с нарушением слуха оказывает влияние следующие факторы: состояние слуха, уровень развитии речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение, семья.

Социализация детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.

2. Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева

3. Козлова С. А. «Я — человек. Программа социального развития ребенка», Школьная пресса, 2005г.

4. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172

5. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», М.: Аркти, 2006г.

6. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

7. «Социальное развитие ребенка» Зауш-Годрон Ш., Издательск

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, социализация детей, окружающий мир, образовательное учреждение, общество, семья, воспитательно-образовательный процесс, самостоятельная жизнь, слуховое восприятие.

Читайте также: