Вокруг кресла. Защищены ли дети в автомобиле?

Обновлено: 23.05.2024

Мы уже рассказывали об изменениях в правилах перевозки детей летом 2017 года, и с тех пор дополнительных корректировок не было. Давайте составим подробную инструкцию о том, как перевозить детей разного возраста в машине, и какое наказание предусмотрено за нарушение, а в конце соберем все данные в краткий список.

Правила перевозки детей, сформулированные в ПДД, довольно кратки: они сформулированы в двух предложениях в части 22.9. Вот полная выдержка из правил.

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Проще говоря, детей младше 7 лет можно перевозить только с использованием правильного детского кресла на переднем или заднем сиденье легкового автомобиля, ребенка возрастом от 7 до 11 лет - на заднем сиденье в детском кресле или без него, но пристегнутого штатным ремнем безопасности, а на переднем сиденье - только в автокресле, ну а ребенка старше 12 лет - на любом пассажирском месте без детского кресла, но пристегнутого штатным ремнем безопасности.

Отдельное замечание касается детей до 12 лет, рост которых превышает 150 см либо вес которых составляет более 36 кг. Дело в том, что по классификации детских кресел, о которой мы поговорим ниже, они не помещаются ни в одно удерживающее устройство, и поэтому их можно перевозить с использованием штатных ремней безопасности, но, согласно ПДД, только на заднем сиденье.

Обратите внимание: до лета 2017 года в правилах была фраза, разрешавшая перевозку детей на заднем сиденье «с использованием иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства»: это были так называемые адаптеры ремней безопасности. Однако в новой редакции эту фразу убрали, и теперь применение этих самых «иных средств» запрещено.

Продаваемые в России детские удерживающие устройства (ДУУ), согласно действующему техрегламенту Таможенного союза, должны соответствовать постановлению № 44 Европейской Экономической Комиссии (в техрегламенте оно указано как «правила ЕЭК ООН № 44-04»), которое также обозначают по-английски как ECE R44/04. Именно оно сформулировало разделение детских кресел на группы по весу. Однако в Европе действует более новый стандарт ECE R129 (или i-Size). Давайте рассмотрим их по порядку и разберемся, в чем ключевые различия.

Стандарт ECE R44/04 предполагает разделение ДУУ на 5 групп. Вне зависимости от группы установка


Группа 0 - это автолюльки для детей с рождения и примерно до 6-9 месяцев. Ребенок в них располагается лежа и пристегивается отдельными ремнями, а кресло крепится в автомобиле при помощи системы ISOFIX или штатных ремней безопасности. Кресло может устанавливаться как на переднем, так и на заднем сиденье, но при установке спереди фронтальная подушка безопасности (при ее наличии) должна быть отключена.

Группа 0+ - это схожие с автолюльками кресла, в которых ребенок располагается лежа или полулежа. В отличие от группы 0, здесь может не быть съемного вкладыша для новорожденных, а кресла подходят для детей возрастом примерно до 1-1,5 лет. Ребенок в них пристегивается отдельными ремнями, а кресло крепится в автомобиле при помощи системы ISOFIX или штатных ремней безопасности. Кресло может устанавливаться как на переднем, так и на заднем сиденье, но при установке спереди фронтальная подушка безопасности (при ее наличии) должна быть отключена.

Группа 1 - это кресла для детей, способных самостоятельно сидеть - то есть примерно с 9 месяцев и до 3-4 лет. Такие кресла обычно уже устанавливаются лицом по ходу движения, хотя есть и модели с обратным направлением установки. Ребенок в них располагается сидя и пристегивается отдельными ремнями, а кресло крепится в автомобиле при помощи системы ISOFIX или штатных ремней безопасности. Кресло может устанавливаться как на переднем, так и на заднем сиденье, но при установке спереди фронтальная подушка безопасности (при ее наличии) должна быть отключена.

Группа 2 - это удерживающие устройства для детей возрастом примерно с 3-4 и до 7-8 лет. Здесь уже возможны варианты: это может быть как полноценное кресло, так и бустер - то есть сиденье без спинки. Крепление ISOFIX для них уже необязательно, а ребенок может сидеть как спереди, так и сзади, и пристегивается штатными ремнями безопасности.

Группа 3 - это схожая с группой 2 категория устройств для детей возрастом примерно с 6-7 и до 12 лет, когда обязанность использовать ДУУ отменяется. Ребенок здесь также может сидеть на любом ряду сидений и пристегивается штатными ремнями безопасности.

Обратите внимание: согласно ПДД водитель имеет право перевозить ребенка на заднем сиденье без ДУУ уже с 7 лет вне зависимости от роста и веса, однако на практике стоит все же учитывать эти параметры, поскольку штатный ремень далеко не всегда может обеспечить нужный уровень безопасности. Если ребенок помещается в соответствующее кресло, с ним защита будет выше, чем без него.

Второй, более современный стандарт - это ECE R129, или i-Size, появившийся в 2013 году. Он подразумевает привязку типа кресла не к весу, а к росту ребенка. Дети возрастом до 15 месяцев и ростом до 85 сантиметров по этому стандарту обязательно перевозятся спиной по ходу движения, и лишь с 15 месяцев и росте от 70 см возможна установка кресла лицом вперед. Кроме того, постановление № 129 подразумевает обязательное тестирование кресла на защиту при боковом ударе, чего старый стандарт делать не заставлял.

При выборе кресла ориентироваться все же можно не на стандарт, а на соответствие кресла росту и весу ребенка. При прочих равных кресло, маркированное по более новому стандарту, будет обязательно иметь крепление ISOFIX и дополнительный якорный ремень (top tether), однако и более старые кресла обеспечивают вполне сравнимую защиту при условии правильного подбора.

Нет, не может - обязанности возить с собой документы, подтверждающие сертификацию детского кресла, у водителя нет. Таким образом, вся ответственность за правильный выбор ДУУ лежит на нем.

Нарушение правил перевозки детей наказывается согласно части 3 статьи 12.23 КоАП: «нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3 000 рублей».

Для детей до 7 лет действуют следующие правила перевозки:

  • использование детского кресла обязательно;
  • перевозить можно и на переднем, и на заднем сиденье;
  • при отсутствии кресла - штраф 3 тысячи рублей.

Для детей от 7 до 12 лет действуют следующие правила перевозки:

  • использование детского кресла обязательно только при перевозке на переднем сиденье;
  • перевозить можно и на переднем, и на заднем сиденье, при этом сзади можно не использовать детские кресла и пристегивать ребенка штатными ремнями безопасности;
  • при отсутствии кресла в случае перевозки на переднем сиденье - штраф 3 тысячи рублей.

Для детей старше 12 лет специальных правил перевозки нет - их можно перевозить на любом ряду сидений без использования ДУУ, пристегивая штатными ремнями безопасности.

С какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье без автокресла, как перевозить детей в общественном транспорте, какие есть исключения и штрафы — в материале “Ъ”.


Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ / купить фото

Как правильно перевозить детей в автомобиле

Действующая редакция Правил дорожного движения разъясняет параметры перевозки детей для двух возрастных категорий: до 7 лет и от 7 до 11 лет включительно.

Ребенок до 7 лет обязательно должен передвигаться в машине в детском автокресле или ином фиксирующем приспособлении, подходящем под его вес и рост. Правила не запрещают ему ехать не только сзади, но и рядом с водителем.

В возрасте до одного года малыш должен сидеть спиной по направлению движения, старше года — можно лицом. Для крепления детского кресла используют ремни безопасности или технологию Isofix (металлические конструкции в автокресле, которые защелкиваются вокруг скоб в машине, расположенных между спинкой и сиденьем).

Детей от 7 до 11 лет допускается перевозить сзади не только в детских креслах, но и с использованием штатных ремней безопасности (если рост превышает 1,5 м). На переднем сиденье авто ребенок этого возраста должен обязательно находиться в кресле или другом фиксирующем устройстве.

Важно! При перевозке спереди пассажиров до 12 лет нужно отключить подушку безопасности. Если она активируется, это может нанести серьезный вред здоровью.

С 12 лет детское автокресло больше не требуется. Подушка безопасности на переднем сиденье может быть включена. Исключение составляют случаи, когда рост 12-летнего подростка ниже полутора метров, а его вес не превышает 36 кг. При таких условиях удерживающее приспособление все еще необходимо.

Какие штрафы действуют

Штраф за нарушение правил перевозки детей — 3 тыс. руб. У водителя есть 20 дней на его оплату со скидкой 50%, срок отсчитывается с даты постановления. Для должностных лиц (например, таксистов) наказание составит уже 25 тыс. руб. Для юрлиц — до 100 тыс. руб. Если ребенок тяжело пострадал или погиб, перевозчику грозит штраф 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 6 лет с аналогичным штрафом.

Сотни тысяч, а то и миллионы родителей сажают летом своих детей в автомобили и везут на дачу, в деревню, к морю или в путешествие по стране. Но используют ли они при этом специальные автомобильные детские кресла, как это положено?

В прошлом году с участием детей-пассажиров на дорогах страны произошли 9302 аварии, в результате которых 10 311 маленьких пассажиров получили ранения, а 511 детей погибли. Страшные цифры.

Бесполезные адаптеры

В 2013 г. ВЦИОМ провёл опрос среди родителей-автомобилистов крупнейших российских городов с максимальным транспортным потоком. Половина опрошенных возили своих детей каждый день. 15% признались, что не пользуются никакими средствами безопасности при перевозке детей. 32% - практически треть - сообщили, что пристёгивают детей адаптерами, фиксаторами, корректорами - системой лямок и ремней, которые удерживают ребёнка на сиденье автомобиля. И только 34% родителей (тоже треть) знали, что все эти адаптеры и корректоры - бесполезные устройства и в случае аварии ребёнка не защитят.

Как же так? Адаптеры и корректоры у нас официально продаются, и их производители даже утверждают, что эти устройства сертифицированы?!

Заглянем в Правила дорожного движения. Там в пункте 22.9 сказано, что при перевозке в автомобиле ребёнок должен находиться или в детском удерживающем устройстве (ДУУ), читай, в специальном детском кресле, или в иных устройствах. Вот эти «иные устройства» всех и вводят в заблуждение.

заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. Россия наряду с другими 55 странами в 1958 году подписала Женевское соглашение о единых требованиях к оборудованию, которое может быть установлено на транспортных средствах. И мы должны их соблюдать. Правилами Европейской экономической комиссии прописано (ЕЭК ООН № 44-04), что дети в автомобилях должны перевозиться в специальных детских креслах, которые соответствуют их возрасту, весу и росту. Никаких лямок и корректоров правила не предусматривают.

ведущий научный сотрудник Института государства и права, доктор юридических наук Наталия Летова.

А судьи кто?

Я не буду сейчас говорить о тех 15% родителей, которые вообще не используют никаких удерживающих устройств при перевозке детей: не купили их, потому что пожалели денег, или купили абы что, подешевле, и теперь возят их в машинах, только чтобы ГИБДД не штрафовала… Не буду говорить, потому что даже не могу представить, что должны испытывать папы и мамы погибших и искалеченных детей, когда осознают, что трагедию они создали своими руками, потому что, выложив за машину полмиллиона, пожалели ещё 10-15 тысяч рублей на прочное, качественное детское кресло. Когда я ставлю себя на их место, на меня накатывает дурнота.

Но остальные-то родители, которые серьёзно относятся к безопасности самого дорогого, что у них есть, устанавливают в автомобили специальные детские автокресла и возят детей только в них, они-то могут быть спокойны?

Если вы покупаете кресло европейского производства, то, как правило, оно сертифицировано и отвечает заявленному качеству. Европейские сертификаты у нас в стране признаются. С китайскими креслами, которых у нас на рынке достаточно, дело обстоит сложнее. Китай - не страна Женевского соглашения, мы не можем признавать их сертификаты, и есть большие вопросы к их испытательным лабораториям, которые эти документы выдают, - разъясняет ситуацию Денис Загарин. - Китайская продукция должна получать сертификаты соответствия у нас в стране или в Европе. Также должны получать такие документы и кресла отечественных производителей. Но судьи кто? Кто выдаёт такие документы? Лаборатории, которые не имеют катапульты, позволяющей проверить прочность изделия на случай аварии? Такие катапульты есть в Центре испытаний НАМИ в Дмитрове и на АвтоВАЗе в Тольятти. Всё. За последние четыре года лаборатория НАМИ проверила 55 образцов автокресел разных производителей, 43 образца не соответствовали требованиям Правил ООН. В прошлом году были отозваны аккредитации у четырёх отечественных лабораторий, которые выдавали липовые сертификаты на детские удерживающие устройства. Но сколько кресел, одобренных этими лабораториями, уже были проданы? И не мы ли с вами их купили?

Вопросы к правительству

Пора государству навести в этом деле порядок. Во‑первых, считает Наталия Летова, надо внести изменения в Правила дорожного движения. Это вопрос к МВД и правительству. Разрешить перевозить детей только в ДУУ - детских креслах, которые соответствуют международным требованиям безопасности. Во‑вторых, допускать на рынок только кресла, прошедшие сертификацию по Правилу ООН № 44.

А ещё надо бы в ПДД прописать статус ребёнка-пассажира и обязанности водителя по отношению к нему, считают представители Российского Красного Креста. Сейчас получается: если ребёнок не пристёгнут или не сидит в кресле, значит, он сам виноват.

Ну и чтобы не доводить дело до абсурда, что у нас очень любят, надо законодательно позволить в экстренных случаях, например связанных с госпитализацией ребёнка, перевозить его в автомобиле без ДУУ.

Что делать нам?

А пока правительство, МВД, Минпром­торг, Роспотребнадзор и другие компетентные организации найдут время и возможность позаботиться о наших детях, что делать нам - родителям, бабушкам и дедушкам? Выбросить все эти адаптеры, корректоры, направляющие лямки, надувные ДУУ, не пожалеть денег на детские кресла с европейскими сертификатами. У нас есть и свои, отечественные 3-4 компании, которые выпускают добротные, обеспечивающие безопасность автокресла, но только как эти фирмы угадать, если нашим сертификатам верить нельзя?

Закрепить в машине детское кресло с помощью крепления ISOFIX, а не штатным ремнём безопасности, как это делает большинство, потому что так проще. Крепление ISOFIX есть на креслах многих производителей, а скобы для его установки - практически на всех современных автомобилях. Так детское кресло будет стоять более жёстко и лучше защищать ребёнка при возможном ударе. Не знаете, где в машине найти скобы? Спросите у продавца автокресел в магазине.

И не полагаться на русское авось: «нам тут ехать недалеко», «да мы поедем потихонечку»… Бережёного Бог бережёт.

Читайте также: