Выбор велосипеда для занятий фитнесом: плюсы и минусы моделей

Обновлено: 17.05.2024

Велосипед — далеко не новое изобретение человечества. Появился он давно. В последнее время велосипедный спорт получил массовое распространение. Велосипеды стали доступны широким массам людей. Но сейчас они уже непохожи на тех двухколесных коней, которые были, скажем, в начале нулевых.

Девушка с горным велосипедом

Огромное разнообразие моделей создает все больше трудностей в том, как выбрать велосипед правильно. Так давайте решим эту проблему и узнаем, какой велосипед лучше выбрать.

Выбор велосипеда

Сейчас в моду прочно вошли так называемые горные велосипеды. На рынке они представлены множеством фирм-производителей и моделей этих велосипедов. Почему горные велосипеды стали такими популярными остается загадкой, ведь есть множество других модификаций, у которых продукция не уступает по качеству и удобству.

Если вы планируете купить велосипед, то первую очередь должны для себя решить, каким образом будете его использовать и для каких целей вы его приобретаете. Если для прогулок на природе, то это будет одна модель велосипеда, если для спортивных тренировок на шоссе — другая. Есть некоторые общие критерии выбора велосипеда для всех моделей.

Горный велосипед (маунтинбайк)

Итак, давайте разбираться, как выбрать горный велосипед. Данный вид велосипедов предназначен для прогулок по лесным тропинкам. Характеризуются повышенной проходимостью. Обладают хорошей устойчивостью на сыпучей почве. Подходят такие модели для занятий спортом, походов, для езды на работу. Это наиболее доступный и универсальный вариант. На нем вы можете отправляться куда угодно. Но как вы понимаете, у этих велосипедов есть и свои недостатки, и самый главный их недостаток — это скорость, они не подходят для быстрой езды. По скорости они значительно уступают шоссейным вариантам.

Горный велосипед
Плюсы

  • Множество аксессуаров и комплектующих на данный тип велосипедов
  • Универсальность
  • Комфорт езды

Минусы

  • На трассе уступает в скорости шоссейным велосипедам
  • Практически полностью отсутствует накат

Шоссейный велосипед (road bike)

Хотите выбрать велосипед для города? На шоссейном байке вы можете ехать быстрее ветра. На твердом покрытии у него нет равных в скорости. Модель обладает максимальным накатом за счет того, что у него полностью отсутствует амортизация . Поэтому если вы на таком велобайке заберетесь в лес, то ехать вам будет на нем сложно, а если на пути встретится грязь или песок, то ехать вы не сможете вовсе. Отличительные черты шоссейного велосипеда: легкая, прочная рама и загнутый руль в форме бараньих рогов.

Плюсы Шоссейный велосипед

  • Отличный накат, высокая скорость на ровной и твердой поверхности
  • Легкость
  • Слабая проходимость по пересеченной местности

Туристический велосипед

Если намереваетесь выбрать спортивный велосипед, то рассмотрите, например, туристический вариант, который создан для длительных переездов. Он обладает легкостью рамы шоссейных моделей и надежностью и проходимостью горных. На нем вы сможете быстро ехать по твердой поверхности и довольно уверенно себя чувствовать на пересеченной местности. Но в этом случае тоже важно выбрать размер рамы велосипеда правильно .

Туристический велосипед
Плюсы

  • Универсальность
  • Хороший накат
  • Высокая скорость на асфальте
  • Проходимость хуже, чем у горного
  • Управляемость на пересеченной местности хуже, чем у горного
  • Скорость ниже, чем у шоссейного

Вкратце мы рассмотрели основные виды велобайков. Теперь осталось узнать, как подобрать модель себе по росту и как выбрать велосипед в целом. На раме каждого велосипеда стоит маркировка. Если ваш рост 180 см, то вам подойдет рама 19 или L. Специалисты рекомендуют, выбирая байк, стать над ним и замерить расстояние от паха до верхней трубы рамы. Если модель вам подходит, то между пахом и рамой свободно проходит ладонь. Если рост у вас более 180 см, то подойдет рама 21 или XL. То есть выбрать велосипед по росту очень просто.

Основные аксессуары

Перечень аксессуаров, рекомендуемых к приобретению непосредственно при покупке велосипеда, либо в течение первых месяцев катания:

  • Крылья. Будут достаточно полезны во время езды в сырую погоду.
  • Набор шестигранных ключей.
  • Сумочка с креплением на раму.
  • Бутылка с держателем.
  • Велокомпьютер (спидометр/одометр).
  • Фонари (передний и задний). Они необходимы для велопрогулок в тёмное время суток.

Схема велосипеда

Как выбрать велосипед: схема велосипеда

Польза велопрогулок

Благодаря ежедневным прогулкам на велосипеде, значительно снижается вес. Полчаса езды каждый день, и в неделю вы сможете сжечь примерно 2000 калорий. Во время езды на велобайке сердце сокращается значительно чаще, чем при ходьбе или беге. Сердечная мышца работает, а, значит, увеличивается в объеме, как и любая другая мышца, от физических нагрузок. Опасность инфаркта у людей, регулярно занимающихся на таком скоростном кардиотренажере, гораздо ниже, чем у тех, которые игнорируют такой вид нагрузок. Помимо этого во время езды учащается дыхание, объем легких увеличивается, и они лучше насыщают организм кислородом. Думается, теперь понятно, чем полезна езда на велосипеде.

Но, как и в любом спорте здесь есть некоторые противопоказания. Велоспорт подразумевает большие физические нагрузки. Поэтому не всем людям можно им заниматься. Например, если есть не в порядке опорно-двигательный аппарат, то велосипед может помочь эти проблемы решить, но если есть заболевание суставов, то ездить вам строго запрещается. Запрещено ездить на велобайке людям с хроническим простатитом, это может вызвать застой крови вокруг простаты и привести к осложнениям. Людям с гипертонией тоже заниматься таким спортом не рекомендуется.

Но это все в том случае если вы решили заняться именно спортом. Обычные спокойные прогулки по парку или лесу будут полезны абсолютно всем людям без исключения.

Одежда

Теперь вы знаете, как правильно выбрать велосипед. Но кроме этого в этом спорте есть своя форма одежды, как и в любом другом виде спорта. Одежда для этого обычно облегающая, чем-то похожа на водолазный костюм. Если купить такую одежду у вас нет возможности, то можно ее заменить обычной, просто нужно придерживаться некоторых правил.

  • Во-первых, не одевать широких брюк - они могут попасть в шестеренки и привести к травме.
  • Во-вторых, обувь должна иметь твердую подошву и хороший протектор, который не позволит ногам соскальзывать с педалей.
  • Лучше, если на вашей одежде будут светоотражающие детали, если вы предполагаете поездку в темное время суток.
  • При езде на велосипеде обязательно нужно одевать на голову шлем. Без падений в этом виде спорта не обойтись, а шлем вам поможет избежать серьезных травм головы, а в некоторых случаях и спасти жизнь.
  • Стоит применять специальные перчатки, которые спасут кисти рук от травм во время возможного падения с велосипеда и от вибрации во время езды.
  • Не стоит забывать о таких элементах экипировки как налокотники и наколенники они тоже защитят вас во время возможного падения.

Вывод

Как вы, наверное, уже поняли, польза велосипеда огромна. Он поможет вам укрепить свой дух, а также всегда быть в хорошем настроении и даже найти новых друзей. В последнее время стали популярными велопробеги, приуроченные к разным праздникам. К этим велопробегам могут присоединиться все, у кого есть велобайк, а это значит, что избежать новых знакомств и ярких впечатлений у вас не получится. Немаловажно и то, что велосипед является абсолютно экологически чистым видом транспорта, а это значит, что для вас не будет никаких запретов, если вы решите посетить заповедники.

Особенности горного велосипеда

Горный велосипеды изначально придумали для катания по бездорожью и пересеченной местности, однако в условиях нашей российской действительности, из-за плохого состояния дорог, горные велосипеды с успехом стали использоваться для перемещения по улицам городов.

Конструктивные особенности горного велосипеда направлены на то, чтобы сделать сделать велосипед более проходимым, точным в управлении и комфортным в условиях бездорожья и горного рельефа.

Основными особенностями горного велосипеда являются:
- наличие передней амортизационной вилки, а иногда и подвески заднего колеса с ходом от 100 мм
- широкие покрышки толщиной 2.0 - 5.0 дюймов с агрессивным протектором
- большой диапазон переключения передач, смещенный в сторону более низких передач
- мощные дисковые тормоза
- прямой руль
- заниженная верхняя труба рамы велосипеда, и смещенная вперед посадка

Перечисленные выше моменты дают следующие преимущества:
- уменьшают тряску велосипеда
- увеличивают время контакта и сцепление покрышки с дорогой, а значит улучшают контроль над траекторией движения и передачей крутящего момента
- уменьшают сопротивление качению на неровных участках (выбоины, корни, камни и т.д.), а значит уменьшают падение скорости при наезде на препятствия.

Однако горный велосипед имеет и свои недостатки:
- Относительно большой вес за счет применения подвески колес, широкой резины
- Потери мощности педалирования, связанные с паразитной раскачкой подвески
- Низкая скорость на шоссе, из-за высокого сопротивление качению покрышек и плохой аэродинамики велосипеда

Подтипы горных велосипедов

Горные велосипеды для кросс-кантри

Езда на велосипеде в стиле кросс кантри

Кросс-кантри горный велосипед

Горные велосипеды для кросс-кантри, это велосипеды для катания по пересеченной местности, с достаточно высокой интенсивностью, где главным требованием является способность максимально быстро преодолевать подъемы, техничные участки и спуски.

Горные велосипеды для кросс-кантри, собираются на самых легких рамах и компонентах продвинутого, экспертного и топового уровня. На велосипедах для кросс-кантри применяется трансмиссия: 3*9, 3*10, а на самых крутых моделях: 2*10,2*11, 1*11, 1*12 передач. Передние вилки кросс-кантрийников имеют толщину ног 30-32 мм, на экспертных и топовых моделях используют воздушные вилки с алюминиевыми ногами и несколькими регулировками. Стоимость данного подтипа велосипедов самая высокая среди горных велосипедов. Кросс-кантрийники, как правило, выбирают те велосипедисты, которые уже "переросли" свой первый прогулочный байк.

Прогулочные горные велосипеды

Прогулка но горном велосипеде

Прогулочный горный велосипед

Этот подтип горных велосипедов предназначен для умеренных физических нагрузок, таких как велосипедные прогулки и занятия фитнесом по грунтовым дорогам на природе или в парке. Предполагается, что этот подтип велосипедов будет использоваться в более щадящих условиях, нежели кросс-кантрийники.

Прогулочные модели по сравнению с велосипедами для кросс-кантри имеют более комфортную, вертикальную посадку велосипедиста, которая меньше напрягает мышцы спины при движении.

Такие велосипеды оборудованы легкой, прочной алюминиевой рамой, амортизационной вилкой с шириной ног, как правило, до 28 мм и навесным оборудованием начального или любительского уровня, а колеса - двойными ободами. Как правило трансмиссия таких велосипедов имеет 21-27 скорости, что вполне хватит для прогулочных задач. Вес прогулочных моделей горных велосипедов обычно колеблется в диапазоне 14-17 кг.

Стоит отметить, что прогулочные горные велосипеды не подойдут для жестких условий эксплуатации, на которые рассчитаны велосипеды для кросс-кантри, однако при использовании по их назначению, они прослужат безотказно многие годы.

Цены на прогулочные горные велосипеды являются наиболее доступными среди горных велосипедов. Прогулочный горный велосипед - это отличный выбор, если Вы покупаете свой первый велосипед, и еще не предполагаете, насколько сильно увлечет Вас катание на горном велосипеде.

Фэтбайки

Езда на фэтбайке по пляжу

Фэтбайк

Фэтбайки пришли к нам из Канады. Фэтбайки - это горные велосипеды имеющие толщину покрышек колес от 3,5 до 5,2 дюйма. Слово фэтбайк (fatbike) переводится дословно, как жирный велосипед. Они предназначены для катания по снегу, песку, полям, рыхлому и мягкому грунту. Фэтбайк, подобно трактору, имеет огромное преимущество - феноменальную проходимость, и способен ехать там, где обычный байк просто спасует, а фэтбайк проезжает практически везде. Также фэтбайки используются для фанового катания, с целью привлечь к себе внимание окружающих.

Главным недостатком фэтбайка являются тяжелые колеса, они подобно маховикам имеют большой момент инерции, вследствие чего на велосипеде тяжелее разгоняться и управлять им на технически сложных участках, изобилующих крутыми поворотами.

Комфортные горные велосипеды

езда на комфортном горном велосипеде

Комфортный горный велосипед

Комфортные модели горных велосипедов предназначены для тех, кому, в первую очередь важен комфорт, а не скорость движения. Комфортные модели горных велосипедов дополнительно оборудованы подседельным штырем с амортизацией, широким седлом на пружинах, более простой, но надежной трансмиссией 3*7 передач, высоким рулем, выносом руля с регулировкой высоты руля. Рамы комфортных горных велосипедов имеют укороченную длину и рассчитаны на высокую посадку, чтобы велосипедист при езде почти не сгибал спину. Комфортные модели велосипедов имеют вес 16-20 кг. Комфортные горные велосипеды чаще всего выбирают себе для прогулок на небольшие расстояния, чтобы полюбоваться окружающей средой. Также мы рекомендуем этот подтип горного велосипеда людям пожилого возраста и тем, кто имеет проблемы с мышцами спины и позвоночником.

Горные велосипеды для трейла

Езда на велосипеде по трейлам

Трейловый горный велосипед

Такие велосипеды используются для фанового катания в горах или на холмистой местности. На трейловом байке вполне реально проехать даже кросс-кантрийный марафон, но сделать это будет сложно, из-за большего веса велосипеда. Для трейловых велосипедов характерны более прочные и, соответственно, более тяжелые, чем в кросс-кантри, рамы, усиленные колеса и покрышки. Ход амортизаторов находится в диапазоне 120-170 мм. Такие велосипеды предназначены преимущественно для езды вниз, но наличие блокировок подвески и изменяемый ход амортизаторов позволяют без проблем самостоятельно доехать до места катания и заехать наверх для последующего спуска.

Горные велосипеды для скоростного спуска (даунхилла)

Даунхилл на велосипеде

Велосипед для даунхилла

Эти велосипеды самые дорогие, тяжелые и обладают самыми большими амортизационными ходами (170-300 мм). Для даунхилла используются узкоспециализированные байки, заточенные для спуска с горы, по специально подготовленной трассе, на время. Даунхилл - это спортивная дисциплина, по которой каждый год проводится Чемпионат Мира и несколько этапов Кубка Мира. В связи с этим, проблеме касающейся массы велосипеда в даунхилле уделяется ничуть не меньше внимания, чем в кросс-кантри.


Виды

Профессиональные спортсмены уделяют много времени тренировкам, следят за питанием, образом жизни. Большое значение имеет правильная экипировка, от которой часто зависят результаты соревнований. Технологичный велосипед для триатлона в настоящее время считается наиболее продвинутым и дорогостоящим представителем велотранспорта. Ассортимент велик и разнообразен, все модели сконструированы специально для скоростной езды, рассчитаны на качественное дорожное покрытие.

Особенности конструкции

Строение велосипедов для триатлона очень необычно. По внешнему виду они похожи на гибриды шоссейных моделей и трековых байков. Топовые изделия дополняют большим количеством аксессуаров, которые всегда удивляют людей, далеких от этой сферы.

Триатлон — вид спорта, который включает в себя плавание, велосипедную езду и бег. Именно по этой причине главные требования к транспорту: маневренность, легкость, хорошая аэродинамика. К главным особенностям моделей можно отнести руль, формирующий «бараньи рога», небольшой вес, вплоть до 3-5 кг, диаметр колес — до 28 дюймов. Конструкция рассчитана на растянутую низкую посадку. К преимуществам изделий относятся:

  1. Особая форма руля. Благодаря такой особенности при необходимости легко меняется хват.
  2. Легкий вес. Велосипед оснащают облегченными колесами и рамой. Все комплектующие имеют минимальную массу.
  3. Универсальность. Модели оптимальны для любителей велосипедных прогулок и профессиональных спортсменов.
  4. Оптимальный вариант можно подобрать на любого пользователя. Конструкции, предназначенные для мужчин и женщин, значительно отличаются.
  5. Велосипед позволяет ехать на высоких скоростях, преодолевать длительные дистанции.
  6. Широкий ассортимент моделей на любой вкус.

Велосипед для триатлона не лишен некоторых недостатков. В первую очередь, это отсутствие задней и передней подвески, а также багажника. Еще один минус — возможность передвижения только по ровному гладкому асфальтовому покрытию.

Рама у велосипедов для триатлона имеет высокую жесткость и небольшой вес. Покрышки узкие, с высоким давлением — до 8 атм.






Разновидности

Весь ассортимент велосипедов, предназначенных для занятий триатлоном, делится на две большие группы. У каждого из вариантов есть свои конструктивные особенности, назначение:

  1. Шоссейный. Данный тип используют многие спортсмены, которые получают высокие результаты на разных дистанциях. Велосипед оптимален для индивидуальных и групповых тренировок. Классическая конструкция рассчитана на низкую агрессивную посадку, которая наиболее удобна во время длительной эксплуатации. Колесная база короткая, что повышает маневренность, легкость.
  2. Разделочный. Представляет собой один из подвидов шоссейных велосипедов. По внешнему виду модели напоминают гоночные болиды, футуристический транспорт. Это узкоспециализированные конструкции, предназначенные для индивидуальных гонок с отдельным стартом, оптимальны для триатлона. Изделия обладают низкой маневренностью, поэтому могут привести к опасным столкновениям в групповых заездах.

Существуют и другие подвиды шоссейника. Аэровелосипед снижает воздушное сопротивление, эндуранс обеспечивает комфортную езду, гревел оснащен широкими подшипниками, дисковыми тормозами. Циклокросс — узкоспециализированная модель для соответствующей спортивной дисциплины, трековый оптимален для велотрека, часто используется в качестве городского варианта.

Шоссейный
Разделочный

Комплектующие

Выбирая подходящие комплектующие элементы для велосипеда, необходимо учитывать погодные условия, тип дорожного покрытия, состояние трассы. От качества и особенностей этих элементов зависит эффективность тренировок, успех спортсмена на соревнованиях. Особого внимания заслуживают рама, седло, руль и лежак, колеса, а также дополнительный тюнинг.

От велосипедной рамы зависят ходовые качества, удобство езды. Современные производители используют для создания этого элемента самые разные материалы:

  1. Сталь. Характеризуется прочностью, практичностью, но имеет большой вес. Сегодня такие рамы практически не выпускают, поскольку у таких изделий есть значимые недостатки: сложности при разгоне, деформации под действием высоких нагрузок.
  2. Алюминий. Рамы для велосипеда обладают легкостью и жесткостью, но не так прочны, как стальные аналоги. Материал не боится коррозии, стоит недорого, поэтому пользуется наибольшей популярностью сегодня.
  3. Карбон. Самый легкий, но дорогой вариант. Готовые рамы технологичны, отдельные участки создаются мягкими, другие — жесткими.

Лучшие рамы производят из комбинации материалов с различными свойствами. Так, передний треугольник часто изготовляют из алюминия, задний — из карбона. Короткие перья позволяют спортсмену с легкостью управлять велосипедом.

Сталь
Алюминий
Карбон

Седло

Спортивное велосипедное седло состоит из двух элементов: корпуса и рамки. Каркас производят из карбона либо пластика, обычно его оснащают амортизирующей гелевой накладкой. Внешнее покрытие производят из натуральной кожи либо кожзама.

Рамки седла выполняют из стали, карбона или титана. Допустимо использование полых трубок, прутков, которые способствуют снижению массы всей конструкции. Длина сидения составляет 24-28 см. Размеры и форму подбирают на основе индивидуальных предпочтений, учитывают также рельеф и длину дистанции.




Руль и лежак

Хороший руль должен быть удобным и практичным. При изготовлении этих элементов обычно используют карбоновые волокна или алюминиевые сплавы. В зависимости от формы выделяют следующие варианты:

  1. Прямой. Обеспечивает только один вариант хвата. Обычно используется в городских и фитнес велосипедах. В этом случае можно использовать тормозные ручки.
  2. Баран. Позволяет применять 4 вида хвата, от которого зависит наклон торса. Чем сильнее он будет, тем ниже воздушное сопротивление. Длина руля должна соответствовать ширине плеч. Широкие модели (44-46) позволяют сильнее закладывать корпус во время поворота, улучшая маневренность велосипеда, узкие (36-40) обеспечивают наиболее обтекаемую посадку.
  3. Аэронадинамичный шоссейный. Имеет более обтекаемую форму по сравнению с прямым вариантом. Производится чаще всего из карбона.
  4. Комбинированный с выносом. Дает дополнительную жесткость, выигрыш в массе. Внутрь руля часто прячут проводку тросов.

Лежак представляет собой специальное приспособление, которое фиксируется на руле шоссейного велосипеда для триатлона. Подобные изделия обеспечивают надежную опору для локтей, при этом ладони располагают на ручках в передней части выноса. Посадка разгружает мышцы спины, однако не позволяет пользоваться тормозными ручками, поэтому не используется в групповых заездах.



Колеса

Накат велосипеда зависит от особенностей колес. Всего выделяют 4 разновидности:

  1. Низкопрофильные. Считаются наиболее легкими, проще разгоняются. Обладают низкими показателями кинетической энергии в связи с небольшой массой.
  2. Высокопрофильные. Весят больше по сравнению с предыдущим типом, но служат дольше, чаще всего устанавливаются на любительские велосипеды.
  3. Аэродинамичные гоночные. Характеризуются хорошей обтекаемостью, большой массой. При производстве изделий используют высокотехнологичные материалы с оптимальным сочетанием прочности и веса.
  4. Диск. Тяжелый, зато обеспечивает хорошую инерцию. Оптимален для трека и гонок с раздельным стартом.

Толщина покрышек велосипеда влияет на качество сцепления, накат, амортизацию. Кроме того, шины «поглощают» часть неровностей дорожного покрытия. У шоссейных моделей толщина покрышек составляет 23-25 мм, у гоночных — до 28 мм.




Дополнительный тюнинг

Спортсмены стараются выбрать лучший велосипед, который будет оптимален при прохождении скоростной дистанции. Эффективность тренировок можно повысить при помощи дополнительного тюнинга. Для этого используют питьевые системы, специальные багажники, в которых размещают продукты питания, инструменты. Многие производители дополняют модели конструкциями для подачи воды.

Питьевая система
Багажник
Сумка для инструментов

Особенности тренировки на разделочных велосипедах

В первую очередь необходимо позаботиться о правильной посадке на велосипеде. Для этого нужно выполнить несколько манипуляций:

  1. Настраивают высоту штыря под седлом. Спортсмен садится, опускает ступни на педали.
  2. Одни из шатунов выставляют вперед. В таком положении нога будет максимально вытянутой без мышечного напряжения.
  3. Колено должно быть немного согнутым. Оптимальный угол сгиба — около 170º.
  4. Когда шатун встает вертикально, угол сгиба колена в нижнем положении должен составлять примерно 150º.
  5. Производят регулировку седла. Для этого необходимо присесть, упереться в поверхность двумя тазовыми косточками, равномерно распределяя между ними вес всего тела. Положение сидения корректируют параллельно поверхности дороги.
  6. Шатуны устанавливают в горизонтальном положении. Колено должно точно застывать над осью педалей. Если сделать это не удается, необходимо передвинуть седло назад либо вперед.

Сегодня существует специальное приложение для телефона, которое по фотографии определяет положение спортсмена на велосипеде, и на основании этого выдает полезные рекомендации по коррекции посадки.

При выборе подходящего велосипеда для триатлона необходимо учитывать особенности использования. Для профессиональных тренировок оптимальны шоссейные модели, но на них можно ездить только по ровным асфальтированным трассам. Катание по пересеченной местности возможно на специально предназначенных для этого «гибридах».

Интенсивные тренировки на велосипеде рекомендуется проводить в утренние или вечерние часы. При наличии качественной экипировки можно одинаково успешно заниматься не только летом, но и зимой. Не стоит кататься при температуре воздуха ниже -8ºС. Полезно использовать фитнес-трекер, который показывает длительность езды, количество километров, а также частоту сердцебиения.

Шоссейный или разделочный велосипед станет идеальным транспортным средством для триалона. Эти модели специально разработаны для скоростной езды по ровному дорожному покрытию. При выборе подходящего варианта необходимо учитывать особенности комплектующих элементов, личные предпочтения.

Скорректировать посадку можно, воспользовавшись специальным приложением для телефона
Для профессиональных тренировок и езды по ровным асфальтированным трассам оптимальны шоссейные модели
Во время тренировки полезно использовать фитнес-трекер, который показывает длительность езды, количество километров, а также частоту сердцебиения

Видео

Читайте также: