Детские болезни - Болезни и состояния

Обновлено: 28.04.2024

Нарушения осанки имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, боковые искривления позвоночника.

Известно, что на рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды т.е. условия, в которых развивается и воспитывается ребенок. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за формированием осанки у детей, строго контролировать позу детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, массаж, гимнастика, закаливание, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает напряженное положение во время сна.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, работе. Отчетливо ухудшают осанку, особенно у детей со слабой мускулатурой, привычки стоять подолгу на одной ноге; читать лежа на боку или лежа на спине, подложив под голову, большую подушку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, сумку с продуктами и т.д.), носить по-модному сумку через плечо или под мышкой.

Отрицательно действует на формирование осанки катание на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Нередко отрицательное воздействие на осанку оказывают занятия спортом. Так, при занятиях видами спорта, связанными с асимметричными движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т.д.), если мало используются общеразвивающие упражнения, могут возникнуть боковые искривления позвоночника.

На формирование осанки школьника большое влияние могут оказать рабочие позы на уроках труда или какой-либо физической работе.

Главным и действенным средством профилактики нарушений осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

Чтобы обеспечить всестороннее физическое воспитание детей, следует включать в их повседневный режим, начиная с раннего возраста, различные элементы физической культуры. Несомненно, что гармоничное развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки.

Не меньшее значение имеет еще и воспитание у детей мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. То есть в процессе формирования правильной осанки задача состоит в освоении умения дифференцировать ощущения положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и в движении.

Формированию осанки во многом способствуют систематические занятия физическими упражнениями и, конечно, спорт.

Восстановить уже нарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или спортом уже нельзя. Более того, при узкоспециализированных тренировках в современном спорте, когда общеразвивающие задачи предаются забвению, возможно лишь усугубить нарушения осанки, нанеся тем самым непоправимый вред здоровью ребенка.

Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для их выполнения следует выделять время и проводить занятия не только в детских садах, школах, в домашних условиях, а в первую очередь в условиях реабилитационного центра.

Хотелось бы подчеркнуть, что нарушения осанки могут приводить к серьезным изменениям в организме и поэтому медикам, родителям, воспитателям и педагогам необходимо принимать все меры к формированию у детей правильной осанки и профилактике ее нарушений. А если выявлены дефекты осанки, то проявить максимум терпения и настойчивости в их лечении.

Осторожно - Солнце!

Как влияют ультрафиолетовые лучи на ребенка.

Воздействие на организм солнечными (ультрафиолетовыми) лучами, — один из способов закаливания. Под влиянием этих лучей повышается тонус центральной нервной системы, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшаются барьерная функция кожи, обмен веществ и состав крови, укрепляются система кровообращения и иммунитет, увеличивается образование витамина D, играющего важную роль в поддержании в здоровом состоянии костей и зубов.

Сколько можно загорать и от чего это зависит.

Следует помнить, что детская кожа в силу своих особенностей (снижена способность вырабатывать пигмент меланин), очень чувствительна к воздействию ультрафиолетовых лучей. В связи с этим, в летний период детям первого года жизни противопоказаны прямые солнечные лучи. Для того, чтобы в коже малыша вырабатывалось достаточное количество витамина Д, вполне достаточно прогулок в так называемой «кружевной» тени деревьев, а не на открытом солнце. Дети должны ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Детям старше 3 лет разрешено пребывание на солнце до 15 минут (при применении солнцезащитных средств до 75 минут).

Кроме возраста, время пребывания на солнце зависит от фототипа кожи ребенка. Существует 5 фототипов кожи, что и определяет основную тактику поведения на солнце:

  • 1 фототип - очень светлая кожа, рыжие волосы, голубые глаза. Максимальная опасность солнечных ожогов.
  • 2 фототип - светлая кожа, светлые волосы, голубые, серые или зеленые глаза. Серьезный риск солнечных ожогов.
  • 3 фототип - нормальная кожа, темно-русые, светло-коричневые или коричневые волосы, серые или коричневые глаза. Средний риск солнечных ожогов.
  • 4 фототип - смуглая кожа, темно-коричневые или черные волосы, темные глаза. Минимальный риск солнечных ожогов.
  • 5 фототип- черная кожа, черные волосы, темные глаза. Риск солнечных ожогов практически отсутствует.

Таким образом, к группе риска относятся дети со светлой кожей, светлыми глазами, у которых порог чувствительности к излучению низкий и их кожа практически не имеет естественной защиты от солнца.

Чем опасно солнце.

Неконтролируемое пребывание детей на солнце чаще всего приводит к возникновению фототоксической реакции, а именно возникновению солнечного ожога, который представляет собой острое воспаление кожи в ответ на действие естественного или искусственного ультрафиолетового излучения.

Доказано, что один и более солнечных ожогов в детском возрасте являются значимым фактором в развитии злокачественных меланоцитарных новообразований кожи в зрелом возрасте.

Чрезмерная инсоляция приводит к общему снижению иммунитета и может вызывать обострение или даже манифестацию таких кожных заболеваний, как герпес, атопический дерматит, витилиго, вирусные и грибковые поражения кожи, красный плоский лишай, угревая болезнь, псориаз, розовые угри, себорейный дерматит и др.

Как защитить ребенка.

Солнцезащитные средства успешно противостоят вредному излучению за счёт включённых в их состав ультрафиолетовых фильтров, которые делятся на физические (минеральные) и химические (органические). В отличие от минеральных, органические фильтры устойчивы к воздействию воды, но, к сожалению, сами могут вызывать аллергию на чувствительной коже детей, особенно если ребенок склонен к аллергическим реакциям.

Большинство детских солнцезащитных средств предназначены детям, которым уже исполнилось три года. Детский солнцезащитный крем должен содержать только минеральный фильтр от UVA и UVB лучей, иметь индекс защиты от солнца (SPF Sun Protection Factor) не менее 25, а лучше 50, не должен содержать химические фильтры, спирт, консерванты. При низкой солнечной активности можно использовать средства с фактором защиты 15-20. Если планируется поездка на южные курорты, то для защиты от солнца рекомендуется средство с SPF 40-50.

Нужно запомнить, что солнцезащитное средство начинает действовать не сразу, а только через 15-30 минут после нанесения, т.е. наносить его нужно примерно за полчаса до выхода из дома. Также не следует забывать, что первые дни на пляже лучше проводить в тени, что позволит коже постепенно адаптироваться, а также не пребывать на солнце с 12 до 16 часов, когда солнечные лучи наиболее агрессивны.

Кроме использования солнцезащитной косметики, следует надевать на ребёнка головнойубор и солнцезащитные очки.

Что делать, если ребенок пострадал от солнца.

Если ребенок, все таки пострадал от солнца, на нем появились красноватые пятна, отеки, то решить проблему помогут препараты стимулирующие заживление кожи (пантенол -д, квотлан).

Если на месте красных пятен и отека стали появляться пузыри, то к лечению срочно следует присоединить кортикостероидные кремы (Элоком, Локоид). Ребенка нужно поместить в прохладную комнату, обеспечить обильное питье, измерять температуру тела.

При ухудшении состояния ребенка следует незамедлительно обратиться к врачу!

Памятка разработана специалистами ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»

Что такое ложный круп?

· Круп - это затруднение дыхания из-за сужения гортани. Чтобы почувствовать, где находится гортань, можно приложить руку к передней поверхности шеи и произнести любой звук - гортань будет вибрировать под вашей рукой.

· Истинным крупом называется воспаление гортани при дифтерии, когда просвет гортани перекрывается плотными пленками. К счастью, благодаря массовой вакцинации во все мире эта грозная тяжелая болезнь в наши дни встречается крайне редко.

· Ложный круп - состояние, при котором ребенку становится трудно дышать из-за отека и сужения дыхательных путей. Причина - вирусная инфекция, которая приводит к отечности слизистой оболочки не только в носоглотке, но и в гортани, трахее. Чаще всего круп вызывает вирус парагриппа. Слизистая оболочка воспаляется под действием вируса, отекает и хотя пленки, как при дифтерии, не образуются, результат выходит тот же - ребенку трудно дышать.

· Часть дыхательных путей в области гортани достаточно узкая, и если слизистая оболочка отекает, она может полностью перекрыть просвет гортани, и воздух не будет попадать в легкие. У детей до 5-6 лет дыхательные пути более узкие, чем у взрослых, поэтому и круп на фоне вирусной инфекции развивается обычно в первые годы жизни, не встречаясь у старших детей и взрослых.

Если у простуженного малыша кашель становится «лающим», а голос осипшим, вдох становится шумным и затрудненным, можно предполагать, что у него развивается синдром крупа.

Можно ли предотвратить ложный круп?

· Не все дети болеют крупом. Но один или два ложных крупа в младшем возрасте - это обычная ситуация, не вызывающая беспокойства в отношении будущего.

· Что предполагает к развитию крупа? Очевидно, есть дети с особенностями анатомии гортани, дыхательных путей, которые более склонны к этому заболеванию. Нередко кто-либо из родителей у таких малышей в детстве тоже болел крупом. С другой стороны, есть вирусы, которые чаще прочих вызывают круп. Поэтому встреча именно с этими возбудителями инфекций повышает вероятность развития ложного крупа.

· В большинстве случаев ложный круп развивается не более одного или двух раз за всю жизнь. Но есть дети, у которых почти каждое респираторное заболевание осложняется крупом.

· С возрастом вероятность развития крупа снижается, а после 6-7 лет это состояние обычно возникает лишь в особых случаях: у детей с пороками развития гортани и трахей или у детей с аллергическими реакциями (отек гортани у них связан не с вирусной инфекцией, а с аллергией).

Как все начинается?

Обычно сначала появляются привычные симптомы острой респираторной инфекции, то есть насморк, кашель, возможно повышение температуры. Первые признаки близости ложного крупа возникают или усиливаются к вечеру и ранним утром: это нарастающий сухой «лающий» кашель и осипший голос. Затем вдох становится «шумным» - сначала только во время плача или беспокойства, то есть когда малыш глубже и быстрее дышит. Спустя время при отсутствии лечения эти симптомы сохраняются и в спокойном состоянии.

При крупе малышу трудно именно вдохнуть, то есть вдох получается шумным, с усилием, а выдох остается нормальным. Во время вдоха можно заметить, как втягивается внутрь яремная ямка (углубление в нижней части шеи между ключицами). Этот признак появляется только при выраженном отеке дыхательных путей и является поводом к незамедлительной помощи ребенку.

Что делать при ложном крупе?

· Итак, основные три признака развития ложного крупа у ребенка - это осиплость голоса, грубый «лающий» кашель (его ни с чем не спутаешь!) и шумное дыхание. У ребенка с вирусной инфекцией (с насморком) обычно эти симптомы появляются внезапно ночью или под утро.

· Если это случилось у вашего ребенка, прежде всего, нужно успокоить себя и ребенка, потому что при волнении, плаче мышцы гортани сжимаются, и дышать становится еще тяжелее.

· Вызовите «Скорую помощь»!

· Чтобы облегчить состояние, можно приложить холодное к передней поверхности шеи. Можно открыть окно. Может несколько помочь паровая ингаляция.

· Однако эти средства помогают не всем и, кроме того, процедура может потратить драгоценное время!

· Если вам уже приходилось встречаться с таким состоянием, скорее всего, у вас дома есть небулайзер, будесонид для ингаляций и четкая инструкция от педиатра о последовательности ваших действий.

· Если же это не так, и ситуация для вас новая, вызывайте бригаду скорой помощи, не тратьте время на наблюдение за ребенком.

· Обычно при крупе врач назначает специальные ингаляции гормональным препаратом. Пусть вас не пугает слово «гормональный», потому что этот препарат действует только местно - в дыхательных путях, устраняя воспаление, и никакое другое лекарство при ложном крупе не будет таким эффективным.

· В тяжелых случаях врач введет ребенку гормональный препарат *преднизолон или дексаметазон) внутримышечно. Не тревожьтесь по поводу побочных эффектов, потому что короткие курсы лечения гормональными препаратами безопасны, при этом в таких ситуациях они спасают жизнь!

· Если вам предлагают госпитализировать ребенка, не отказывайтесь, потому что после временного облегчения нарушения дыхания могут повториться!

Что, если не круп?

Даже если вы опытный родитель, умеете справляться с ложным крупом у ваших детей, нужно помнить, что есть состояния, которые можно спутать с ложным крупом. К ним относится, например, воспаление надгортанника (хряща, который закрывает гортань при глотании). Эта болезнь называется эпиглоттитом: температура у ребенка поднимается обычно выше 39 градусов C, беспокоит боль в горле, с трудом открывается рот, появляется слюнотечение (проблемы с глотанием). В этом случае гормональные препараты не помогут. Ребенка нужно срочно госпитализировать, причем транспортировать его необходимо в присутствии медицинского персонала, в положении сидя, не причиняя никакого дискомфорта, чтобы уменьшить его волнение. При воспалении надгортанника ребенка кладут в больницу и лечат антибиотиками. Но эта болезнь встречается редко, а ложный круп вызывают вирусы, поэтому в подавляющем большинстве случаев антибиотиками круп лечить бессмысленно.

Дети раннего возраста — от 0 до 3 лет — наиболее уязвимы к различным заболеваниям, поскольку их иммунитет еще недостаточно сформирован.

Быстрый переход

В этот период родители часто оказываются на приеме у педиатра, обеспокоенные проявлением у ребенка симптомов вирусных и бактериальных инфекций, гастроэнтерита, атопического дерматита, пищевой аллергии.

Инфекции

Вакцинация от управляемых инфекций — первая линия защиты ребенка. Согласно Национальному календарю профилактических прививок, дети от 0 до 3 лет должны полностью пройти вакцинацию от вирусного гепатита B; вакцинироваться от туберкулеза; получить 2-3 дозы вакцины от пневмококковой инфекции и ревакцинироваться в 15 месяцев; 3 дозы вакцины от дифтерии, коклюша, столбняка и ревакцинироваться в 18 месяцев (от дифтерии и столбняка ревакцинируют в 6-7 лет и в 14 лет); 3 дозы вакцины от полиомиелита и ревакцинироваться в 18 и 20 месяцев; 3 дозы вакцины от гемофильной инфекции (группы риска) и ревакцинироваться в 18 месяцев; вакцинироваться против кори, краснухи, эпидемического паротита (ревакцинация в 6 лет).

Подробнее о вакцинации детей 0-3 лет и старше

Крайне желательно дополнительно привить ребенка от ротавирусной и менингококковой инфекций, ветряной оспы, гепатита A, а также клещевой инфекции (если вы выезжаете в эндемичные регионы или страны). Оптимальный набор профилактических прививок входит в московский календарь, календари европейских стран и США.

Если вы часто путешествуете с маленьким ребенком, желательно заранее убедиться, что он привит по возрасту и имеет все рекомендованные прививки. Консультацию и индивидуальную схему вакцинации малыша можно получить в нашей клинике, записавшись к любому педиатру Рассвета. Наши врачи помогут вам разобраться со сложными схемами прививок и вакцинируют ребенка.

Полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте Департамента г. Москвы, Консульского департамента МИД России, посмотреть рекомендации CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США). В зависимости от требований страны, в которую вы направляетесь, могут потребоваться и другие прививки.

График плановых профилактических осмотров, необходимых детям раннего возраста (у педиатра и других специалистов), можно посмотреть здесь.

Самой распространенной проблемой, с которой сталкиваются родители, путешествующие вместе с детьми раннего возраста, является диарея путешественников. Чтобы предотвратить это заболевание, важно соблюдать правила личной гигиены (мыть руки с мылом), употреблять продукты, в качестве которых вы уверены, тщательно мыть фрукты и овощи, пить только бутилированную воду, избегать контакта с животными, применять средства защиты от насекомых, на прогулках в лесу носить одежду, защищающую от укусов насекомых. При первых симптомах инфекционного заболевания (лихорадка, сыпь, диарея, боль в животе, боль в горле или ушах), а также в случае укусов насекомых (животных) нужно обязательно обратиться к врачу или хотя бы проконсультироваться с врачом дистанционно.

Боль в горле

Боль в горле у детей младшего возраста обычно вызвана вирусной инфекцией, проходит сама за 7-10 дней и не требует применения «противовирусных» лекарственных препаратов (тем более, антибиотиков, которые применяются только для лечения бактериальных инфекций). В таких случаях ребенку требуется только отдыхать и пить много жидкости. Если через 3-5 дней симптомы ухудшаются, у ребенка поднимается температура, он жалуется на головную боль, боль в животе, наблюдаются признаки обезвоживания, сообщите об этом педиатру и запишитесь на прием.

Если речь идет о стрептококковой инфекции, которой младенцы и дети дошкольного возраста подвержены редко (только если, например, заразились старшие дети в семье), педиатр может назначить ребенку антибиотикотерапию, но перед этим он сделает экспресс-тест на стрептококк. Если будет получен отрицательный результат, он может подтвердить или исключить диагноз посевом. Отрицательный результат означает, что боль в горле вызвана вирусом, в этом случае антибиотик назначаться не будет. Если назначен антибиотик, его необходимо принимать в соответствии с инструкцией врача, не прекращать прием, если симптомы практически исчезли или перестали беспокоить вовсе.

Боль в горле может быть вызвана синдромом рука-нога-рот (возбудитель — вирус Коксаки или другая разновидность энтеровирусов, например ECHO). Это энтеровирусная инфекция, которой чаще всего подвержены дети до 5 лет в летний и осенний периоды. По симптомам заболевание напоминает ОРВИ. Но боль в горле сопровождают не только лихорадка, головные боли, мышечные боли, насморк, но и пузырьковая сыпь вокруг рта, на ладонях, тыльной стороне рук, стопах, задней поверхности бедер и ягодицах ребенка. Во рту (на щеках, деснах, языке) могут образовываться небольшие и довольно болезненные язвочки (афты). Инкубационный период заболевания составляет 3-6 дней, в это время можно заметить, что ребенок стал вялым, у него снизился аппетит, затем проявляются ОРВИ-подобные симптомы и сыпь, которая проходит сама через 5-7 дней. Лечение не требуется, для снижения жара и боли можно использовать парацетамол или ибупрофен, очень важно предлагать ребенку как можно больше жидкости. Дети с синдромом рука-нога-рот могут выделять вирус через дыхательные пути в течение 1-3 недель, а со стулом несколько недель и даже месяцев. И тут у многих родителей возникает вопрос: сколько они должны пробыть дома, чтобы не заразить других детей? Смысла сидеть дома, не гулять и не посещать детский сад после того, как ребенок почувствовал себя лучше, нет — но не только, потому что у него исчезли сыпь и другие симптомы, но еще и потому, что дети могут распространять этот вирус, даже если у них нет симптомов, поэтому ваш «карантин» особо не повлияет на масштабы распространения энтеровируса.

Большинство инфекций горла передаются воздушно-капельным путем или при контакте с предметами, до которых дотрагивался заразившийся человек. Первичная мера профилактики таких инфекций — избегать контакта с заболевшими, а если в семье кто-то заболел, чаще проводить влажную уборку помещения, проветривать; стараться реже бывать в людных местах, поездкам на общественном транспорте предпочесть пешие прогулки и передвижение на личном автомобиле.

Часто повторяющиеся инфекции горла не требуют удаления небных миндалин (в мире доказательной медицины развитых стран тонзиллэктомию рекомендуют только в самых сложных случаях). Лечебный эффект промывания небных миндалин — процедуры, популярной в нашей стране и применяющейся для профилактики обострений хронического тонзиллита, — не доказан. Даже в сложных случаях повторяющихся бактериальных инфекций горла лечение антибиотиками является оптимальной стратегией.

Простуда или грипп

Лучшие лекарства от простуды и гриппа — обильное питье, много сна, увлажнение воздуха и проветривание помещения. На сегодняшний день не существует доказанно эффективных антивирусных и иммуномодулирующих препаратов, они не помогут вашему ребенку вылечиться от вирусной инфекции. Промывайте ребенку нос солевым раствором, если необходимо, используйте аспиратор (грушу) для удаления отделяемого из носа. Детям до 1 года нельзя давать мед, после года разрешается, но не более половины чайной ложки. Детям до 4 лет нельзя предлагать леденцы и таблетки от кашля, поскольку он может ими подавиться. Ментоловые мази для растирания груди и уменьшения кашля использовать можно, но только у детей от 2 лет. Для снижения температуры используйте ибупрофен или парацетамол, если ребенку еще не исполнилось 2 лет, всегда советуйтесь с педиатром, прежде чем давать жаропонижающее. Ибупрофен можно давать с 6 месяцев, но только, если у ребенка не наблюдаются частые эпизоды рвоты и он пьет достаточное количество жидкости. Аспирин маленьким детям давать нельзя, в связи с риском развития редкого, но потенциально смертельного состояния — синдрома Рейе. Рекомендовать дозировку жаропонижающих средств должен врач, если консультация невозможна, сверьтесь с инструкцией к препарату и не превышайте дозировку.

Безрецептурные многокомпонентные лекарства от кашля и простуды (содержащие фенилэфрин, фенирамин и другие «улучшители самочувствия») детям младше 6 лет давать не следует, доказано, что они не только неэффективны, но и могут вызывать у них серьезные побочные реакции. Более того, многие из них уже содержат парацетамол или другое жаропонижающее, в связи с чем (если вы уже даете ребенку ибупрофен или парацетамол) возрастает риск передозировки. Если ребенку из-за присоединения бактериальной инфекции назначен прием антибиотиков, пройдите полный курс, рекомендованный врачом, во избежание обострения заболевания.

С 6 месяцев жизни детям разрешено прививаться от гриппа, это следует делать каждый год.

Подробнее

Респираторно-синцитиальная (вирусная) инфекция

Распространенное заболевание у детей младшего возраста, протекающее с преимущественным поражением нижних отделов дыхательных путей. Самая высокая восприимчивость к вирусу из группы парамиксовирусов, который вызывает это заболевание, наблюдается у детей до 2 лет. Симптоматически респираторно-синцитиальная инфекция напоминает ОРВИ и у детей в целом здоровых не вызывает осложнений. Однако у недоношенных детей, детей с ослабленной иммунной системой, хроническими заболеваниями или врожденным пороком сердца осложнением РСИ может стать бронхиолит или пневмония. Тяжелее РСИ протекает у детей первого года жизни, родителям необходимо обратить внимание на постоянный сухой кашель у ребенка (характерный симптом) и при ухудшении состояния (лихорадка, судорожный синдром, рвота, дыхательная недостаточность) срочно вызвать врача.

Боль в ушах

Боль в ушах может иметь множество причин: от ушных инфекций — острый средний отит, острый наружный отит (т. н. ухо пловца) — до боли, вызванной изменением давления в среднем ухе из-за простуды или инфекции носовых пазух. Чтобы установить истинную причину, необходимо обратиться к педиатру, самостоятельная диагностика и лечение в домашних условиях могут усугубить ситуацию. Если заболевание вызвано вирусной инфекцией, назначается применение обезболивающих и снижающих температуру препаратов (парацетамол, ибупрофен), в случае бактериальной инфекции назначается местная или системная антибиотикотерапия. Так, при инфекциях среднего уха антибактериальным препаратом выбора является амоксициллин, за исключением аллергических реакций на пенициллин, а также хронической и рецидивирующей форм заболевания.

Конъюнктивит

Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы) — распространенное заболевание у детей раннего возраста. Это чаще всего неопасное состояние, которое проходит самостоятельно, без лечения. Конъюнктивит может быть инфекционным (вызванным вирусами, бактериями или, реже, грибами или хламидиями) и аллергическим (вызванным контактом с определенным веществом-аллергеном). Симптомы: покраснение и отек слизистой оболочки глаза (глаз) и век; боль, зуд и жжение в глазах; слезотечение; выделения из глаз (слизистые или гнойные).

Вирусный конъюнктивит чаще всего обусловлен воздействием аденовирусов на слизистую, бактериальный конъюнктивит чаще всего вызывают бактерии стафилококка и стрептококка, аллергический — контакты с такими аллергенами, как пыль, продукты питания, шерсть животных, средства гигиены и бытовая химия, лекарственные препараты.

Большинство конъюнктивитов не требуют специального лечения и проходят самостоятельно. В случае бактериальной формы заболевания, протекающего с гнойным отделяемым из глаз, необходимо промывать глаза физиологическим раствором несколько раз в день. Лечение вирусного конъюнктивита не проводится. При аллергическом конъюнктивите необходимо устранить воздействие аллергена. Симптоматическая терапия (для облегчения симптомов) — прохладные компрессы, искусственная слеза.

Оптимальный способ профилактики конъюнктивита — гигиена рук.

Атопический дерматит

Атопический дерматит — воспалительное заболевание кожи, проявляющееся покраснениями, высыпаниями, шелушением и зудом. Может возникать у детей самого раннего возраста, начиная с 3-6 месяцев. Точная причина развития атопического дерматита неизвестна, но считается, что он обусловлен комплексом факторов: генетическими (атопический дерматит, аллергия, бронхиальная астма у близких родственников), недоразвитием отдельных элементов иммунной системы, связанным с ранним возрастом (влияет на степень защиты кожи), внешней средой (климатические условия, купание в слишком горячей воде, воздействие моющих средств и мыла и др.), наличием аллергии (аллергия на пыльцу, аллергический ринит), недостаточной выработкой структурных белков кожи филагринов, удерживающих в ней влагу.

Лечение зависит от тяжести течения заболевания, возраста ребенка и его общего состояния. Лекарств от атопического дерматита не существует, рекомендуется снизить воздействие раздражающих факторов, купать ребенка с мягкими средствами, рекомендованными врачом, использовать увлажняющие лосьоны, поддерживать нормальную температуру и влажность в помещении, не допускать пересушивания кожи, подбирать одежду из натуральных тканей, вовремя подстригать ногти на руках малыша, чтобы он не мог случайно повредить кожу (чревато раздражением кожи и инфекциями). Для уменьшения симптомов применяются смягчающие, увлажняющие кремы и мази, антигистаминные средства, кремы и мази с кортикостероидами, топические ингибиторы кальциневрина. В тяжелых случаях проводят ПУВА-терапию, биологическую терапию и используют другие методы.

Для атопического дерматита характерно волнообразное течение, с чередованием периодов обострения и ремиссии. В большинстве случаев ребенок «перерастает» заболевание к 2-5 годам.

Инфекции мочевыводящих путей

Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) — микробно-воспалительные заболевания органов мочевой системы: уретры, мочеточников, мочевого пузыря, почек. Имеют высокую распространенность в раннем детском возрасте. У девочек старше 2 лет ИМП возникает чаще, однако среди новорожденных и грудных детей заболевание больше распространено у мальчиков. Лидируют бактериальные возбудители (прежде всего, кишечная палочка, затем стафилококки, стрептококки, клебсиеллы, энтерококки, синегнойная палочка и др.), также причиной ИМП могут являться бактерии Chlamidia trachomatis (урогенитальный хламидиоз), микоплазма (микоплазмоз), уреаплазма (уреаплазмоз).

Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы: ребенок ведет себя беспокойно, часто плачет; мочеиспускания частые, малыми порциями, болезненные; задержка мочеиспускания; высокая температура; частые срыгивания, рвота и отказ от еды; вялость, бледность кожных покровов; боль в животе; диарея; боль в поясничной области; моча с неприятным запахом, кровь в моче.

Первая линия терапии ИМП у детей — антибиотики (амоксициллин, амикацин, цефотаксим и др.), препараты назначаются эмпирически, до установления в лаборатории причины (возбудителя) заболевания, после установления меняются на более подходящие (при необходимости). Длительность курса антибиотикотерапии у детей младшего возраста составляет 7-14 дней, в зависимости от тяжести заболевания.

Гастроэнтерит

Воспаление слизистой оболочки кишечника, вызванное вирусами, бактериями или паразитами. Наиболее распространен вирусный гастроэнтерит, вызванный норовирусной или ротавирусной инфекцией, распространяется через зараженную пищу, воду или при контакте с заразившимся человеком. Бактериальный гастроэнтерит вызывают кампилобактер еюни, кишечная палочка, сальмонелла, шигелла, стафилококк, иерсения. Профилактика заболевания — мытье рук.

Симптомы гастроэнтерита включают боль в животе, головную, мышечную и суставную боли, рвоту, диарею, лихорадку и озноб. Большинство заболевших выздоравливают без лечения через несколько дней, однако у маленьких детей очень важно не допустить обезвоживания, предлагать им достаточное количество жидкости (включая грудное молоко).

Безопасность детей (случайные отравления и бытовой травматизм)

Дети раннего возраста часто становятся жертвами собственного горячего интереса к тому, что их окружает и (особенно) выглядит необычно. К сожалению, даже самые внимательные родители иногда не способны предотвратить бытовой травматизм у ребенка, поскольку чисто физически не могут наблюдать за ним круглосуточно, а работая, оставляют на попечение старших родственников или нянь.

Наиболее частые причины опасных травм у маленьких детей: оставление на пеленальном столике или стиральной машине без наблюдения, отсутствие специальной защиты на острых углах мебели и дверцах шкафов, шнуры удлинителей, оставленные на полу, отсутствие блокираторов на розетках и окнах, хранение бытовой химии и лекарств в местах, доступных для ребенка, оставление без присмотра в ванной комнате во время купания.

Поставьте блокираторы на окна (москитные сетки защитой не считаются, более того, создают иллюзию безопасности).

Установите блокираторы на розетки, спрячьте шнуры удлинителей за мебель или в специальные короба.

Закройте острые углы мебели специальной защитой, заприте ящики, заблокируйте прихлопы у дверей, прикрутите мебель к стенам (особенно комоды, легкие шкафы и двухъярусные кровати).

Не разрешайте детям играть в активные игры на втором этаже двухъярусной кровати, обеспечьте освещение лестницы, детей младше 6 лет укладывайте на нижнем ярусе двухъярусной кровати.

Уберите всю бытовую химию и лекарства в места, недоступные для детей. Лекарства доставайте только в моменты приема и сразу же убирайте на место.

Не кормите маленьких детей пищей, которой легко подавиться. Правила оказания немедленной помощи при аспирации (вдыхании) инородного тела можно прочитать здесь.

Соблюдайте дозировку лекарств, прописанных врачом. Никогда не называйте лекарства вкусными конфетами или лакомством, такие действия могут спровоцировать ребенка «попробовать их», когда вас не будет рядом. Аллергические реакции на определенные лекарства требуют срочного вызова скорой помощи. В будущем родители должны помнить о таких реакциях и всегда сообщать о них врачам.

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Педиатри́я ( от греч. Paidós -дитя + iatréia -лечение) по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 году в первом российском руководстве «Педиятрика»: «есть наука об отличительных особенностях, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни.

Педиатрия - медицинская отрасль, занимающаяся изучением патологий детского возраста. Данная наука, является одной из самых важнейших клинических дисциплин. Здоровье детей - показатель общего здоровья. Все патологии необходимо профилактировать еще в раннем возрасте, чтобы избежать всевозможных осложнений и перехода в хроническую болезнь.

Педиатрия - самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

Целью педиатрии является сохранение или восстановление (при болезни) детского здоровья, обеспечение возможностей для полноценного физического, интеллектуального и эмоционального развития каждого ребенка. «Главным врачом» по детским болезням является педиатр. Как и терапевт для взрослых, педиатр является универсальным детским специалистом, который может диагностировать различные детские болезни и, в случае необходимости, направлять ребенка на консультацию к врачам узких направлений: детскому неврологу, детскому дерматологу, детскому урологу, детскому гинекологу, детскому аллергологу-иммунологу, детскому кардиологу, детскому эндокринологу, детскому гастроэнтерологу, детскому офтальмологу, детскому отоларингологу, детскому стоматологу и др. Врач-педиатр должен обладать огромным количеством специальных знаний, особыми навыками и уметь различать нормы развития от отклонений.

Условно основы педиатрии подразделяют на несколько групп:

Профилактическая — занимается разработкой мероприятий, направленных на предотвращение болезней (плановые вакцинации, диспансеризация, профилактика рахита, программы на определение наследственных патологий).

Клиническая — использует методы диагностики, терапии и реабилитации детей в ежедневной практике.

Научная — изучает теорию способов лечения, чтобы в дальнейшем применять их по отношению к больным.

Социальная — включает в себя организацию работы детских учреждений, медицинское образование и информирование населения о правилах здорового образа жизни.

Экологическая — анализирует влияние природных, а также вредных производственных факторов окружающей среды на здоровье ребенка.

Современные основы педиатрии охватывают широчайший перечень детских заболеваний. Это и заболевания внутренних органов, и острые респираторные инфекции, болезни крови и обмена веществ, психологические проблемы и расстройства нервной системы.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (неонатальный период, первый месяц до 28 дней жизни), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия, гемолитическая болезнь плода, внутриутробные инфекции, врожденные пороки, недоношенность, наследственные синдромы и др.), патологическим течением родов (кефалогематомы, родовая опухоль, перелом ключицы и др.), а также повышенной чувствительностью младенцев к вирусной и кокковой инфекции (омфалит, везикулопустулез, пузырчатка новорожденных и т. д.).

Детские болезни грудного возраста связаны, прежде всего, с высокой функциональной нагрузкой на пищеварительную и дыхательную системы. Среди детских болезней грудничков часто встречаются заболевания ЖКТ (диспепсия, дизентерия, гипотрофия, колиэнтерит) и органов дыхания (вирусные и бактериальные пневмонии). Погрешности во вскармливании и режиме дня грудного ребенка могут привести к развитию болезни исключительно детского возраста - рахита.

В числе болезней раннего детского и дошкольного возраста преобладают инфекции: корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия, скарлатина, туберкулез. Это объясняется несовершенством иммунной системы ребенка, а также расширением контактов детей с окружающими и сверстниками. Также в эти возрастные периоды увеличивается число инфекционно-аллергических детских болезней: бронхиальной астмы, ревматизма, экземы, гломерулонефрита и др.

Младшие школьники чаще сталкиваются с острыми инфекциями, эндокринными нарушениями, заболеваниями нервной системы и сердца. В подростковом возрасте в структуре детских болезней доминируют расстройства функции желез внутренней секреции, нарушения полового развития, сосудистые дистонии, психоневрозы и др.

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк, кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра.

Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок - это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней - приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др.

Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

ВИЧ-инфекция у детей

ВИЧ у детей - заболевание, которое вызвано вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся синдромом приобретенного иммунодефицита, который способствует возникновению вторичных инфекций и злокачественных образований в связи с глубоким угнетением защитных свойств организма (иммуннитета).

Причины ВИЧ-инфекции у детей

ВИЧ-инфекция у детей имеет несколько механизмов передачи. Вирус может быть получен ребенком от ВИЧ инфицированной матери во время беременности, родов и грудном вскармливании. Также инфицирование может произойти во время использования необработанного медицинского инструментария, гемотрансфузий, трансплантации органов, у детей старшего возраста (подростков) - при незащищенном половом акте или при употреблении наркотических средств инъекционным путем. Все эти пути реализуются за счет содержания вируса в биологических жидкостях тканях и органах инфицированного человека, с которыми может произойти контакт (кровь, грудное молоко, сперма, влагалищные выделения).

Основная причина (примерно 80%) ВИЧ-инфекции у детей - это вертикальная передача вируса от матери к ребенку. Выделяют 3 периода, в которых потенциально возможно заражение - перинатальный (через систему плацентарного кровообращения), интранатальный (при контакте кожных покровов ребенка с кровью и секретом влагалища матери) и постнатальный (через грудное молоко). Риск инфицирования указанными путями составляет 5-10 %, 15-30% и 10-15 % соответственно. Если не применять никаких профилактических мер передачи ВИЧ от матери ребенку риск то передачи может составлять 30-40%. К факторам, повышающим риск передачи, относятся: отсутствие профилактического лечения матери во время вынашивания ребенка, многоплодная беременность, преждевременные роды и затяжные роды, маточные кровотечения и аспирация крови ребенком, прием наркотических веществ и алкоголя во время беременности, вскармливание грудным молоком, экстрагенитальная патология и коинфекции (туберкулез, Вирусные гепатиты В и С и т.д).

Патогенез ВИЧ-инфекции у детей основан на связывании вируса с CD4+ Т-лимфоцитами, в которых он модифицирует ДНК клетки. В результате этого начинается синтез новых вирусных частичек, а затем - вирионов. После полной репродукции вируса происходит гибель Т-лимфоцитов, однако инфицированные клетки остаются в системном кровотоке, служа резервуаром. Как результат отсутствия функционально полноценных иммунокомпетентных клеток развивается иммунодефицит. Характерной особенностью ВИЧ-инфекции у детей является сопутствующий дефицит В-лимфоцитов и тропность вируса к тканям ЦНС. Проходя сквозь гематоэнцефалический барьер, вирус вызывает аномалию расположения глиальных клеток, задержку развития головного мозга, дистрофию и атрофию нервной ткани и определенных нервов (чаще всего - зрительного). В педиатрии поражение ЦНС является одним из первых маркеров наличия ВИЧ.

Читайте также: