Дислексия: болезнь или признак гениальности?

Обновлено: 16.05.2024

Зачастую отказ или нежелание ребенка выполнять домашние задания воспринимаются родителями и учителями как капризы или лень. Есть даже такое определение в «Психологическом словаре для родителей»: лень — это «немотивированное уклонение ребенка от поручений». На самом деле психологи все чаще говорят о том, что лень — это сопротивление организма, его сигнал о том, что что-то идет не так. Но какая причина, кроме отсутствия мотивации, может привести к школьной неуспешности и нереализованности ребёнка?

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, внимательно понаблюдайте за своим малышом. Обратите внимание, как быстро он устает от учебы, сколько ошибок в его письменных работах, сколько помарок и исправлений, как хорошо он понимает смысл прочитанного текста, может ли его пересказать? Ответьте честно себе на эти вопросы и сделайте вывод, насколько трудно или легко вашему ребенку учиться. Возможно, ему стоит помочь, быть рядом с ним и вместе преодолеть возникающие трудности.

Так, если ваш ребёнок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (например, пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть симптомами дислексии и дисграфии.

Что же такое дислексия, и какие у неё признаки?


Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. Порядка 20% школьников в России испытывают сложности в освоении чтения (дислексия), письма (дисграфия и дизорфография), совершении счётных операций (дискалькулия или акалькулия).

Некоторые симптомы начинают проявляться еще до школы. Например, когда ребёнку не удаётся правильно держать ложку или пишущие предметы. Дошкольники, путают право-лево, испытывают проблемы с мелкой моторикой. В целом у таких детей медленнее, чем у сверстников, развивается речь. А сам малыш становится замкнутым и необщительным, ему тяжело наладить контакт со сверстниками.

В начальной школе все дети допускают ошибки при письме, но если они встречаются постоянно - при списывании, в диктантах, в самостоятельном письме, и их всегда больше 4-5 на одну работу, то мы можем говорить о нарушении письма - дисграфии или дизорфографии. Разумеется, при условии регулярного обучения и отсутствии нарушений слуха и зрения. Независимо от того, какие ошибки в письме, двойка по русскому языку - это повод для обращения за логопедической помощью.

Дислексия - это болезнь или нет?


В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются. Но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией Ольга Величенкова всё же отмечает, что дислексия - это нарушение, лекарство для мгновенного избавления от которого ещё не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов - логопедов и психологов, на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Дислексия - это «знак гениев»?


Как отмечает эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией Ольга Величенкова, дислексию саму по себе нельзя считать даром. Эксперт указала на такой феномен, как двойная исключительность. Иногда у ребёнка рука об руку идут проблемы с обучением в одной сфере и удивительная одарённость в другой. Хорошо известно, что многие успешные знаменитости в школьные годы сталкивались со специфическими учебными трудностями. И в результате у них диагностировали дислексию или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Действительно, иногда гениальность и дислексия встречаются в одном человеке, как случилось у Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Ганса Христиана Андерсена, Тома Круза, Киры Найтли, Стивена Спилберга и других звёзд. Однако стоит помнить, что одарённость в какой-либо деятельности не всегда является симптомом дислексии.

Возможно, что в попытках обнаружить гениальность у ребёнка с дислексией, родители пытаются найти оправдание трудностям в обучении. Но надо ли их искать? Ведь каждый малыш уникален и ценен для общества, поэтому не стоит тратить время на поиски доказательств его социальной значимости.


Дислексия — не новое и достаточно распространенное расстройство. Дети с ним путают буквы, переставляют местами слоги и испытывают прочие трудности при чтении. Проблема не проходит с годами и почти всегда сохраняется в течение всей жизни человека.

С расстройством чтения связаны разные мифы и заблуждения. Попробуем разобраться, в чем же суть явления, какая нейрофизиология за ним стоит и мешает ли дислексия одаренности.

Если рассматривать усредненные цифры по всем странам, то количество дислексиков будет колебаться в пределах от 5 до 10%. От проблем с чтением страдали поэт Владимир Маяковский, изобретатель Томас Эдисон, физик Майкл Фарадей, художник Пабло Пикассо. Нередко говорят о дислексии Петра I, который к тому же обладал неровным и неразборчивым почерком. И этот список можно продолжить. Как видно, плохие навыки чтения не мешают, а часто сопутствуют талантам.

Дислексию путают с алалией, однако их нужно четко различать. Их разница в том, что дислексия — это неспособность научиться бегло и правильно читать, а алалия — это расстройство устной речи, трудности с произнесением слов и предложений. Часто их рассматривают в связке с дисграфией и дискалькулией. Все четыре явления затрудняют обучение и, в зависимости от отдельных черт, могут тормозить социализацию.

Почему в России не существует диагноза «дислексия»?

В России термин «дислексия» не используется. Дело в том, что в стране действует стандарт МКБ-10 (Десятый пересмотр международной классификации болезней), согласно которому существует только специфическое расстройство чтения (код F81.0). Этот диагноз — довольно общий, т. к. он не делает различий между непониманием печатных слов и непониманием текста. В США дислексия определена конкретнее, явление описывается в последнем, пятом издании DSM («Диагностический и статистический справочник ментальных расстройств»).

Какие формы она принимает?

Первая — оптическая. В языках, базирующихся на кириллице или латинице, начертания букв не отличаются контрастным многообразием, все буквы состоят из похожих элементов, только расположенных в разных последовательностях. Ребенок с оптической дислексией путает буквы, т. к. для него они не имеют характерных черт, которые могли бы стойко врезаться в память.

Вторая форма — семантическая. За предложениями дислексик не видит текста, он различает символы, связывает их в слова, но не может разобрать семантику, смысл прочитанного.

Третья форма — аграмматическая. Ее обычные проявления выглядят так: «низкая стол», «бежевая плед». суть здесь не в различении символов, а в согласовании слов. Точно такие же ошибки наблюдаются при аграмматической дисграфии. Что логично, для носителей разных языков она будет иметь уникальные черты из-за их грамматической несхожести.

Четвертая форма — фонематическая. При чтении ребенок путает глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, читает медленно, по буквам, переставляет слоги.

И последняя форма — мнестическая, вызванная расстройством памяти. Мнестический дислексик не может запомнить, как связаны графический знак и звук, для него очертания символа выглядят абстрактно и неконкретно.

Что мешает читать и понимать прочитанное?

Фундамент проблемы — нейрофизиология. Разумеется, ее можно нивелировать, но только до определенной степени. Еще считается, что у дислексии есть генетические причины.

После 130 лет изучения расстройства ученые в целом сходятся во мнении, что строение задней части левой средней височной извилины мозга — ее краеугольный камень. Еще один нюанс — это сбой в распределении функций между полушариями. Список причин завершает расстройство зрительного восприятия. У хорошо читающих людей глаза передают мозгу разные картинки. информация от правого глаза слегка отличается от информации от левого. При этом один глаз имеет приоритет. Глаза же дислексика передают мозгу совершенно одинаковую информацию, и это мешает ее верно обрабатывать.

Дислексия — не признак слабоумия

Иногда встречается точка зрения, согласно которой неуверенное чтение — индикатор слабоумия. Разумеется, это грубая ошибка. Первый задокументированный случай дислексии относится к 1887 году, когда немецкий медик Рудольф Берлин в своей работе рассказал о пациенте — мальчике с достаточно развитым интеллектом, но систематически ошибающемся при чтении. Ребенок уверенно и правильно мыслил, не страдал слабоумием.

Наконец, в 2011 году было доказано, что дислексия — это не проблема из области IQ и измерений общего интеллекта. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые из Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они пригласили 131 ребенка, от 7 до 17 лет. После непродолжительного теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемых разбили на три группы: хорошо читающие с нормальным IQ, плохо читающие со стандартным IQ и плохо читающие с низким коэффициентом интеллекта. Во время теста им показывали напечатанные словосочетания и спрашивали, зарифмованы они или нет. Параллельно запускалось магнитно-резонансное сканирование шести участков мозга, отвечающих за поиск соответствий между звуками и графическими знаками. Итог: у детей с дислексией активность этих участков была одинаково низкой, независимо от того, какой IQ был у ребенка, пониженный или нормальный.

Дислексия и одаренность

Бытует мнение, что это косвенное проявление одаренности. В этом, конечно, можно найти рациональное зерно. Хотя бы потому, что мозг может компенсировать недостаточное развитие одной способности выдающимся развитием другой.

В 2010 году ученые из Мидлсекского университета (Соединенное Королевство) провели эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть связь дислексии и редких талантов. Тест сводился к анализу визуального восприятия и восприятия трехмерного пространства. В итоге выяснилось, что дислексики успешнее запоминают мелкие детали изображений и лучше воспроизводят разноцветные рисунки по памяти. Опираясь на эти выводы, можно даже сделать робкую догадку, что феноменальные художественные способности Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо были связаны с их дислексией.

Как она лечится?

Проблема преодолима. Но важно понимать, что коррекция этого изъяна не избавляет от него целиком, а скорее помогает овладеть техникой, за счет которой человек будет «обманывать» врожденный дефект и успешно его компенсировать. Лечение зависит от типа расстройства. при мнестической дислексии делают акцент на тренировке памяти, при аграмматической упор делается на буквально зазубривание языковых норм Это рутинный и долгий процесс, связанный с многократным повторением.

Каков итог?

Нейрофизиология — ключ к пониманию дислексии. Именно она обуславливает эту проблему и мешает избавиться от нее. Она может соседствовать с низким интеллектом, но это не значит, что они устойчиво связаны или что одно обуславливает другое. К сожалению, полностью дислексия не излечима, но компетентная терапия может избавить от дискомфорта при чтении.

background image

Врачи не считают дислексию генетическим нарушением, однако в некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении нескольких поколений. Например, у Тома Круза дислексией страдали мать и сестры.

Виды дислексии

  • Фонематическая. Если ребенок путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие согласные, а также похожие по звучанию гласные, читает по буквам, а не по слогам, пропускает буквы во время чтения или переставляет слоги, у него именно этот вид дислексии.
  • Семантическая. Прочитав текст правильно, ребенок не понимает смысл прочитанного, не может выделить главную мысль или пересказать, потому что во время чтения он каждое слово воспринимает отдельно и не может связать их в предложения.
  • Аграмматическая. Ребенок не согласует существительные и прилагательные, существительные и глаголы по родам и числам. Например, он говорит «красный платье», «девочка играл» и пр.
  • Оптическая. Путает сходные по написанию буквы: В-З, Ф-Р, Б-В и пр.
  • Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Как не навредить

Многие родители увлечены ранним обучением чтению, не зная о том, что у детей для этого сформированы еще не все функции. Для чтения недостаточно выучить буквы, необходимы и другие навыки для правильного восприятия текста. Научиться читать к пятилетнему возрасту могут всего лишь 20% детей. Остальные малыши стараются изо всех сил, но могут только угадывать, а не читать, что тоже может привести к развитию дислексии.

Профилактика дислексии

Для того чтобы избежать проблем с обучением чтению в будущем, да и в целом для более гармоничного развития ребенка с ним необходимо как можно больше разговаривать, буквально с пеленок.

К сожалению, многие родители буквально горят на работе и не имеют ни сил, ни времени, чтобы уделять ребенку достаточно внимания, и малыши много времени проводят за гаджетами или просмотром мультфильмов. Родители рады, что ребенок нашел себе занятие и не мешает им. Однако без диалога речь малыша не развивается или развивается неправильно, сильно страдает артикуляция и звуковое восприятие, особенно если он смотрит мультфильмы в плохом переводе. Если вы не находите времени на диалог с ребенком, следите за тем, чтобы мультфильмы и аудиосказки были озвучены профессионально и после их просмотра или прослушивания уделите минутку, чтобы малыш попробовал пересказать сюжет или рассказал о том, что ему понравилось больше всего.

Когда ребенок станет немного постарше, его необходимо не только просить пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, но и составлять рассказы по картинкам, придумывать свои истории и сказки, это занятие развивает не только воображение, но и речь, а заодно дает возможность родителям узнать, о чем думает ребенок, что его беспокоит.

Для развития зрительно-пространственного восприятия прекрасно подходят пирамидки и кубики, которые надо собирать с ребенком еще до года.

Усидчивость, внимание и мелкую моторику развивают пазлы, мозаика, конструкторы, оригами.

Развитию памяти способствует очень простая игра, в которую малыши играют с большим удовольствием. Положите несколько игрушек, пусть ребенок внимательно на них посмотрит, перечислит все, затем отвернется, вы в это время уберете одну или несколько. Малыш должен повернуться и назвать те игрушки, которые вы убрали.

Все эти занятия необходимо проводить ежедневно, но каждое не должно длиться больше 10 минут. До 4,5-5,5 лет это время считается оптимальным, чтобы ребенок не успел утратить внимание и интерес.

Гениальность как компенсация?

Есть теория, что дислексия - это признак гениальности. Возможно, трудности с чтением активизируют потенциал ребенка и заставляют его искать самореализацию в других сферах деятельности, а может, дислексия - одна из граней таланта.

«Если у вашего ребенка дислексия, вы должны опуститься на колени, пожать ему руку и сказать, что он очень-очень счастливый человек», - считает главный шеф-повар Америки, телеведущий и дислексик Джейми Оливер.

Многие знаменитые актеры страдают дислексией, их жизнь - постоянная борьба, ведь эта профессия требует чтения и запоминания сценариев. Но сила характера помогла добиться успеха Дженнифер Энистон, Орландо Блуму, Кире Найтли, Тому Крузу, Патрику Демпси, Вупи Голдберг и другим актерам. В детстве им приходилось нелегко, над ними смеялись и считали отсталыми, некоторым даже не удалось окончить школу. Например, Киану Ривз менял школы по нескольку раз в год. Нормально читать он научился лишь в старших классах с помощью врачей и логопедов, однако выпускные экзамены Киану провалил, и диплома о среднем образовании у него нет.

Дислексия - признак гениальности?

Число дислексиков среди бизнесменов еще выше, чем среди актеров, и достигает 40%. Британские ученые объясняют их успехи тем, что такие люди лучше видят явление в целом, анализируют общую картину происходящего и генерируют оригинальные идеи, а также тем, что чувство ущербности, зачастую полученное в школе, заставляет их стремиться к успеху, постоянно доказывать что-то самому себе и окружающим.

Самым знаменитым миллиардером, страдающим дислексией, является Ричард Брэнсон, глава телекоммуникационной компании Virgin. «Я знал, что вступительных экзаменом мне не сдать, так что занялся другими вещами», - подтверждает гипотезу ученых Брэнсон.

Нельсон Рокфеллер, внук нефтяного магната Джона Дэвисон Рокфеллера, тоже страдал дислексией. В числе знаменитых дислексиков также Стив Джобс, американский инженер и изобретатель, один из основателей корпорации Apple, и Заха Хадид - ирако-британский архитектор и дизайнер, первая в мире женщина, получившая Притцкеровскую премию.

Дислексия - признак гениальности?

Дислексия - признак гениальности?

Авторы книги «Преимущества дислексии: разблокировка скрытого потенциала дислексического мозга» Фернетт и Брок Эйде считают, что «люди, которые не умеют сосредотачиваться на мелочах, склонны видеть ситуацию комплексно, представлять, как процессы будут развиваться со временем. Они видят взаимосвязи, которые ускользают от остальных».

Если вашему ребенку поставили диагноз «дислексия», не отчаивайтесь! Это не приговор, а руководство к действию. Такие дети способны делать выводы, даже при недостаточных или часто меняющихся фактах, а также у них с легкостью получается работать с трехмерными пространственными перспективами. При вашей поддержке они могут стать успешными дизайнерами, архитекторами, изобретателями, музыкантами или учеными.

Читайте также: