Органы чувств: как бережно к ним относится

Обновлено: 05.05.2024

Сколько у человека органов чувств? На данную тему мы поговорим в этой статье. Скорее всего, многим нашим читателям интересно, почему мы решили осветить данный вопрос, с учетом того, что значение органов чувств не имеет прямого отношения к сфере IT. Однако ключевое слово «прямого». На самом деле для современных маркетологов и digital-стратегов очень важно понимать, какие органы чувств есть у человека, также их основные функции, значение и классификацию.

Причина в том, что каждый орган чувств и их психические функции являются органами восприятия человека любой окружающей его информации, в том числе и продуктов IT. Например, если разбирать такое понятие, как бренд, то в процессе создания логотипа, дизайнеру необходимо учитывать целевую аудиторию клиента, а точнее говоря, общую характеристику определенных органов чувств.

Поскольку горячий трафик клиентов может состоять из людей преклонного возраста и у большинства из них орган чувств, отвечающий за визуальное восприятие, уже функционирует не лучшим образом. В следствии, данный фактор необходимо учитывать при формировании элемента айдентики.

Именно поэтому в сегодняшнем материале мы разберем как действуют органы чувств и анализаторы, их типы, с каким из них связанно мышечное чувство, уши, язык, глаза, нос, кожа. Рассмотрим орган чувств человека, ощущающий холод и боль, а также, в принципе, информацию, получаемую с их помощью. В заключении мы обсудим правила бережного отношения к органам чувств.

  • Что такое органы чувств
  • И все-таки сколько их
  • 5 органов чувств человека и их основные функции
    • Глаза — зрение
    • Нос — обоняние
    • Уши — слух
    • Язык — вкус
    • Кожа — осязание
    • Анализатор — это орган чувств или нет
    • Какова роль органов чувств в познании мира
    • Зрение
    • Вкус
    • Обоняние
    • Слух
    • Осязание
    • Самый большой орган восприятия у человека
    • Какие органы чувств развиты у человека лучше всего

    Что такое органы чувств

    Поскольку есть у нас глаза,
    Есть уши, нос, язык и кожа.
    Цвета, предметы, вкусы, голоса
    И даже запахи чувствовать мы можем.

    Это основа выживания,
    Для всех известное понятие.
    У них обычное название:
    Чувства восприятия.

    Органы чувств — это определенная система, являющаяся средством сбора информации для субъекта об окружающем мире и прочих его органов, другими словами, из внутренней и внешней среды организма. Однако у некоторых животных процесс взаимодействия органов чувств и даже их перечень отличаются. Поэтому мы конкретизируем определение системы органов чувств на примере человека.

    Органы чувств человека — это вид информационного канала, представляющий собой совокупность рецепторов и часть головного мозга, которые отвечают за принятие различных типов раздражителей, сигнализирующих из окружающей среды. Поэтому органы чувств также называют органами восприятия.

    Рецепторы органов чувств относят к 2-м группам:

    То есть некоторые органы помогают человеку воспринимать сигналы на расстоянии, к примеру, слух, зрение или обоняние, они называются дистанционными. Иные отвечают за физическое прикосновение: вкус и осязание. Первые, в определенной мере, могут взаимозаменять вторые или наоборот. К примеру, чрезмерно развитый слух или осязание, в своем роде, могут служить в качестве механизма коммуникации с окружающей средой, заменяющего плохо развитое зрение человека.

    Другими словами, человек получает информацию с помощью органов чувств, которые в дальнейшем отвечают за внутреннюю среду организма и являются неким регулятором его деятельности. Разумеется, человек не смог бы самостоятельно существовать, без всего перечня органов. Представьте если бы вы не имели представления, где вы находитесь, не ощущали бы вкусов, запахов и не слышали звуков.

    Органы чувств содержат в себе рецепторы, а также вспомогательные системы. Например, орган зрения заключает в себе веки, ресницы и слезные железы, которые отвечают за защитную функцию, и самое важное — это глазное яблоко, в котором находятся зрительные рецепторы.

    Также органами чувств характеризуют анатомические образования, которые реагируют на энергию внешних факторов и превращают ее в рефлекторный импульс, а затем отправляют данный сигнал в соответствующие отделы мозга.

    Органы чувств отвечают непосредственно за восприятие и внутренних, и внешних факторов. Но процесс анализа происходит непосредственно в коре полушарий самого переднего (конечного) отдела мозга, куда получаемые сигналы поступают по нервным окончаниям, которые объединяют все органы чувств с ведущей нервной системой. На самом деле данный процесс более сложный и состоит не только из указанных этапов, более детально мы его разберем чуть ниже.

    То есть за счет способности восприятия окружающих факторов, человек может в дальнейшем проводить их анализ и оценку. К примеру, вы пробуете блюдо в ресторане: в начале вы подносите еду ко рту и, следственно, носу, воспринимаете ее запах, проводите анализ данного раздражителя и даете оценку этому ощущению, затем кладете еду в рот и происходит восприятие, а затем анализ ее вкусовых свойств. В результате вы даете комплексную оценку двум данным ощущениям.

    Подводя итоги, органы чувств реагируют на колебания воздуха, световые импульсы, крохотные частицы веществ в воздухе и сигнализируют об этом в наш мозг. А мозг, в свою очередь обрабатывают получаемые сведения. Все эти процессы называются одним словом — ощущения.

    Как же называется процесс воздействия на органы чувств? Данный процесс носит несколько названий, такие как: сторонний импульс, сигнал из окружающей среды, но самое основное наименование — это раздражитель. В этой статье данное слово неоднократно применяется, но не стоит расценивать этот термин, как что-то негативное. Раздражителем является вкусная пища, которую вы употребляете, красивая картина, которую вы видите, приятный аромат, который вы чувствуете, ваша любимая песня, которую вы слушаете или постельное белье, к которому вы прикасаетесь.

    Таким образом с помощью ощущений, мы получаем необходимые сведения об окружающей нас среде. Мы постарались максимально понятно и на простых примерах растолковать данный вопрос. Давайте теперь подробно разберем сколько органов чувств у человека и какой из них за что отвечает.

    И все-таки сколько их

    Какими же органами чувств человек воспринимает информацию? Согласно заключениям Аристотеля считается, что у нас 5 основных органов чувств:

    1. Зрение — глазные яблоки, веки и ресницы, которые обрабатывают всю визуальную составляющую.
    2. Слух — слуховые рецепторы в ушах, распознающие звуковые колебания.
    3. Осязание — это рецепторы на коже, несут ответственность за ощущения возникающие в процессе прикосновения к любому предмету, а также колебаниям в воздухе.
    4. Обоняние — рецепторы в носу, распознающие различные запахи.
    5. Вкус — отвечает за вкусовые рецепторы, расположенные в области языка.

    Изображение органы чувств человека

    Органы чувств человека

    Как мы уже обсуждали ранее, все органы делятся на два типа: дистанционные и контактные. К первым относятся:

    Все раздражители окружающего мира, проходящие через данные органы чувств, субъект воспринимает дистанционно. В процессе данных воздействий выстраиваются некие аналитические цепочки. Соответствующие участки головного мозга воспроизводят изображение, анализ и оценку увиденного.

    Вторые (контактные) — их также называют тактильные в связи со структурой взаимодействия. К ним относятся:

    Поскольку первичный этап обработки получаемых сведений осуществляется мозгом непосредственно при прямом контакте.

    Однако многие ученые спорят на данную тему, пологая что количество органов чувств у человека составляет 9 элементов, а не 5. Но эта гипотеза мало проработана и не коем образом не подтверждена, поэтому мы перечислим их для общих сведений, но не стоит полагать, что данные человеческие свойства имеют непосредственное отношение к такому термину, как орган чувств восприятия. По мнению некоторых ученых, помимо основных, органами чувств являются:

    • Проприоцепция — другими словами осознание тела. То есть определение того, где расположены наши части тела, даже в тех случаях, когда мы не в состояние ощутить или увидеть их. К примеру, попробуйте закрыть глаза и поводить рукой перед лицом — у вас будет примерное понимание того, на каком расстоянии ваша ладонь или палец находится от вашего лица.
    • Эквибриоцепция — чувство равновесия, которое устанавливается специальными полостями с жидкостями, находящимися в нашем внутреннем ушном участке.
    • Термоцепция — ощущение тепла или холода на коже человека.
    • Ноцицепция — чувство болевых раздражителей кожей, суставами и органами тела. Однако в данную когорту не относятся участки головного мозга. То есть головные боли исходят непосредственно изнутри мозга.

    Еще раз повторимся, что данные заключения мало освещены и практически не имеют доказательной базы. Тем более, как вы и сами могли заметить каждый из указанных, так называемых, дополнительных органов чувств, можно отнести в раздел к основным.

    Эквибриоцепцию к органу слуха, термоцепцию и ноциоцепцию к органу осязания. А на счет проприоцепции — можно предположить, что она в принципе не имеет прямого отношения к какому-либо органу, а является совокупностью факторов, человеческого анализа и восприятия.

    Поскольку подобный «фокус» можно произвести не только с рукой и лицом, а например с рукой и предметом, стоящим напротив вас. Например, телефоном или компьютером, через который вы сейчас читаете данную статью. Если у вас телефон, положите его на стол или диван. Закройте глаза и протяните к нему руку, у вас также будет примерное понимание мест нахождения вашей руки и стороннего предмета, как было с лицом.

    А теперь представьте, что вас завели в темную комнату и вы не имеете представления, что и где находится. Вы бы не смогли провернуть тот же самый трюк из-за дезориентации в пространстве. Поэтому, если бы мы не были в состоянии запомнить, где расположены наши части тела, мы бы также не имели представления о том, где и какая часть сейчас расположена по отношению к другой.

    Мы рассмотрели, что относится к пяти органам чувств у человека. Давайте более подробно обсудим, какие ощущения человек испытывает через органы чувств, на примере каждого из них.

    5 органов чувств человека и их основные функции

    Теперь вы знаете, какие есть органы чувств у человека. Пять видов органов чувств и каждый из них отвечает за определенную область восприятия раздражителей, с которыми нам приходится сталкиваться. Давайте рассмотрим каждый из них более углубленно и начнем с органа, который отвечает за зрительное чувство и помогает человеку определить цвет.

    Глаза — зрение

    Изображение органы чувств зрение глаза

    Орган чувств: зрение

    Глаза — это орган, отвечающий за зрение человека. Структура построения зрительной системы необычайно сложна и находится в глазничных впадинах черепной части. Вокруг глазницы находится ряд дополнительных органов, такие как, веки, ресницы и даже брови. Также работе глазного яблока способствуют глазные мышцы и слезные железы. Веки отвечают за защиту глаза от сторонних тел и чрезмерного освещения, также в процессе сна они увлажняют глазницу, закрывая ее поверхность специальной жидкостью.

    Слезные железы — это комплекс, включающий в себя перечень органов, принижающих участие в производстве специальной жидкости, которая характеризуется как слезы. Данная жидкость является совокупностью слизи, водной смеси, соли и органического вещества, отвечающего за поддержание функциональности глазницы. Также существует 6 глазных мышц, дающих возможность глазному яблоку двигаться. Каждая мышца несет ответственность за определенный территориальный участок. Данный процесс регулируют 3 нервных волокна, связывающих глазное яблоко с мозгом.

    Возвращаясь к тематике маркетинга, при составлении маркетинговой стратегии продвижения очень важно учитывать возраст вашей целевой аудитории. Поскольку у большинства из них могут быть проблемы с данным органом восприятия, в следствии чего, необходимо уделить отдельное внимание проработке визуальной составляющей сайта и рекламных компаний, для комфортного восприятия информации потребителем. А сейчас давайте разберем, какой орган чувств располагается в полости носа.

    Нос — обоняние

    Изображение органы чувств обоняние нос

    Орган чувств: обоняние

    Обоняние — это орган чувств, отвечающий за ощущение запахов. На самом деле мы чувствуем запахи с помощью взаимосвязи молекул с рецепторными клетками, находящимися в верхнем отделе носовой шахты. Рецепторы, отвечающие за обоняние, характеризуются как нейроны, которые обладают удивительным свойством: средний срок жизни каждого из них составляет не более одного месяца, затем данная клетка отмирает и на ее месте появляется новая.

    На окончании каждой из них находятся обонятельные узелки, которые выполняют функцию проводников нервных импульсов. Находящаяся в связующей ткани железа производит специальную слизь, которая, в свою очередь, проникает на поверхность носоглотки, дезинфицируя молекулы раздражителей, происходящих от запаха. Рецепторы, отвечающие за обоняние, переходят в нервную систему, через которую сигналы проникают в обонятельные луковицы, которые в последствии передают получаемые сведения в отделы конечного мозга, несущие ответственность за наши эмоции, поэтому некоторые запахи периодически вызывают у нас определенные эмоциональные реакции или воспоминания.

    По сравнению со множеством животных, обоняние человека не очень сильно развито, однако предпринимателям не стоит отметать данный фактор при коммуникации с потребителями. Например, в процессе формирования позиционирования бренда. Поскольку атрибуты бренда несут в себе далеко не только визуальную составляющую.

    Давайте предадимся воспоминаниям, скорее всего у вас в жизни был случай, когда вы просто шли по улице и даже не хотели есть, однако проходя мимо булочной лавки, чувствовали аромат, исходящий от прилавка. В следствии, совершали покупку продукта. В случае, если речь идет об известной компании, у которой множество подобных лавок по городу или стране, данный бренд до сих пор ассоциируется у вас с вкусным и ароматным запахом свежей выпечки.

    Уши — слух

    Изображение органы чувств слух уши

    Орган чувств: слух

    Слух — орган чувств, воспринимающий звуковые импульсы и дающий возможность удерживать равновесие. Ухо разделено на 3 отдела:

    • внешний;
    • средний;
    • внутренний.

    Внешний содержит в себе 3 части: внешний слуховой проход, ушную раковину, а также барабанную перепонку. Ушная раковина — это орган, который является эластичной хрящевой костью покрытой кожей.

    Внешний слуховой проход — это некая трубка, длиной 2 - 3 см, соединяющая раковину и барабанную перепонку, которая разделяет внешний отдел и средний. Внутренняя оболочка данного прохода покрыта специальными волосками и сальными железами, которые растворяют пыль, проникающую в ушное отверстие, и вырабатывают серное вещество.

    Перепонка сформирована из множества типов связующей ткани. В момент, когда звуковой импульс соприкасается с перепонкой, происходит ее колебание, которое в последствии передает данный сигнал в средний отдел.

    Средний отдел также носит название барабанная шахта, которая находится в области височной кости и заглушена слизистой оболочкой. В ней расположена евстахиева трубка, которая совмещает днище среднего уха и носоглотку. В процессе глотания слюны или пищи, а также зевания, данный соединительный проход расширяется, в следствии давление воздуха с двух сторон барабанной перепонки сглаживается и она прогрессивнее воспринимает входящие сигналы.

    Помимо этого в данном отделе расположены косточки, которые соединены суставами. Звуковые импульсы, которые отображаются в виде колебаний барабанной перепонки задействуют данную костную систему, которая в следствии передает полученный сигнал в овальное окно.

    Следом, за овальным окном импульс попадает в окно улитки, покрытое второй барабанной перепонкой. На этапе попадания в овальное окно звуковой сигнал уже находится в заключительном (внутреннем) отделе, который также именуют лабиринтом. К тому же лабиринт включает в себя улитку, которая выглядит в виде костной спиральной трубочки, состоящей из 3 проходов, разбитыми 2-я видами перегородок.

    Наверняка многим интересно, какое отношение уши могут иметь к определению равновесия. Вышеуказанные проходы включают в себя рецепторы, отвечающие за равновесие. Данные проходы размещены под ровным углом по отношению друг к другу и поэтому процесс их расширения происходит синхронно, который в результате формирует три пузырька, включающие в себя сенсорные клетки. Большинство из данных клеток связаны с нервными окончаниями.

    Следовательно, в процессе поворота или наклона черепа жидкость в проходах перетекает, а сенсорные клетки передают в соответствующую часть мозга сигналы. А равновесие поддерживается только при однотипном положении данных проходов и равномерном объеме жидкости в частях данного канала. Ради интереса можете сами убедиться в этом. Попробуйте встать и покрутить головой в разные стороны или поделать круговые движения, в результате вы почувствуете потерю равновесия.

    Данный орган также является не менее важным элементом в процессе коммуникации с потребителем. Примеров можно привести очень много, но, пожалуй, разберем один из самых актуальных на сегодняшний день в области social media marketing. Как нам всем известно, за последние 20 лет рынок передачи информации кардинально модернизировался. На данный момент способ трансляции контента с помощью видеороликов является одним из наиболее действенных для большинства людей.

    Однако возникает вопрос: что делать людям, которые не имеют возможности слышать, но также хотят просматривать видеоматериалы, с соответствующими комментариями автора данного видео? Некоторые блоггеры задумались над этим и решили дать возможность людям, у которых проблемы со слухом, смотреть их ролики и понимать, о чем идет речь, включив в него субтитры. Для фильмов — это обыденное понятие, однако в Instagram, Tik Tok и Ютуб они появились относительно недавно.

    Язык — вкус

    Изображение органы чувств вкус язык

    Орган чувств: вкус

    Язык — орган чувств, с помощью которого мы чувствуем вкус употребляемых веществ. Поскольку на поверхности языка, в глотке, гортани и на мягком небе ротовой полости находятся рецепторы, которые называются вкусовыми почками. Вкусовые почки — это система сенсорных клеток, сформированная в виде овального тела.

    Органы чувств: как бережно к ним относится

    Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.

    Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.

    Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.

    Органы зрения

    Organi-zrenie.jpg

    Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.

    С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.

    Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:

    При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;

    Отказаться от курения;

    Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;

    Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;

    У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;

    Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;

    Периодически проверяться у врача;

    При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;

    Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;

    Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку - только прямо.

    Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.

    Органы вкуса

    За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;

    Перед приемом пищи обязательно мыть руки;

    Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;

    Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.

    Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.

    Обоняние

    Organi-obonyanie.jpg

    За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:

    Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;

    Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;

    При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.

    Органы слуха

    Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:

    Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;

    Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;

    Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;

    Нужно каждый день чистить и мыть уши;

    При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.

    Осязание

    Organi-osyazanie.jpg

    И последний орган - кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций - защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:

    Каждый день нужно принимать душ или ванну;

    Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;

    Носить качественную одежду из натуральных материалов;

    Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;

    Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.

    Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

    В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.


    - формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных через реализацию учебного проекта по теме: «Органы чувств, их гигиена».

    УУД

    Личностные УУД:

    - положительное отношение и интерес к изучению человека

    - познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

    - способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

    -- желание вести здоровый образ жизни.

    Регулятивные УУД:

    - формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

    - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

    - находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

    - вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;

    - развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.

    Коммуникативные УУД:

    - сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;

    - доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;

    - признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;

    - договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

    Познавательные УУД:

    - воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

    - понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    - осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

    - использовать словари и другую справочную литературу;

    - выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

    - представлять результаты учебной работы в разных формах.

    умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;

    *создавать устные и письменные высказывания.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • Знать названия органов обоняния и вкуса.
    • Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

    Задачи: сформировать общие представления об органах чувств и их значении для человека;

    расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

    Личностные:формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье

    Задачи:воспитывать творческие способности личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

    Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

    Задачи: развивать исследовательские умения, умение работать над проектом, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

    закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах;

    Основные понятия

    Органы чувств

    Проектирование

    Ресурсы:

    Электронная презентация, наборы для практической работы

    Словарь, карточки с заданиями для групп.

    Формы урока

    фронтальная, групповая

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Материалы и оборудование

    Результаты:

    формируемые УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Эмоциональный настрой учащихся на работу.

    Тихо- тихо входит в класс тишина,

    Говорит нам, что урок начать пора.

    Наши ушки на макушке (массаж ушей)

    Глазки зоркие глядят (поглаживание век)

    В путь за новыми открытиями

    Приглашают всех ребят!

    Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

    Личностные:

    Познавательные:

    Навыки массажа, профилактики заболеваний

    2.Подготовительный этап

    Актуализация знаний и фиксация затруднений с постановкой цели урока

    -Какой раздел начали изучать?

    - С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?

    -Какие науки нам помогают изучить наш организм?

    -Для чего нам нужно изучать свой организм?

    -Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?

    - Чтобы ответить на этот вопрос и узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем мини-исследования.

    -А что такое исследование?

    -Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова:

    -Исследование - это научный труд.

    -Человек и природа.

    -Здоровье человека. Значение природы для здоровья человека.

    -Физиология, анатомия, гигиена, медицина

    -Чтобы правильно ухаживать за ним.

    Работа детей со словарем. В словарях находят значения слов и фиксируют проблему

    Словарь

    3. Проблематизация: «погружение» учащихся в проект.

    4. Организационный - уточнение проектных заданий, распределение учащихся по группам.

    Создаёт проблемную ситуацию:

    «Мы сегодня на уроке познакомимся с органами чувств человека. Какие органы чувств вам известны?

    Как вы считаете, зачем человеку нужны органы чувств?

    А может ли у человека отсутствовать один из органов чувств?

    Будет ли человек испытывать при этом трудности?

    Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке

    Организует деятельность учащихся по группам, уточняет проектные задания для каждой группы.

    1 гр. - «Почему нужно бережно относится к органу зрения?»

    2гр. - «Почему нужно бережно относится к органу слуха?»

    3гр. - «Почему нужно бережно относится к органу обоняния?»

    4гр. - «Почему нужно бережно относится к органу осязания?»

    5гр. - «Почему нужно бережно относится к органу вкуса?»

    Вспомнить основные правила работы в группах.

    Давайте обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата, т. е. коллективного продукта:

    2. Оригинальность представления материала.

    3.Умение представить свой продукт.

    Отвечают на вопросы учителя.

    - …беречь и ухаживать за ними

    Уточняют задачи проектной деятельности в группе, определяют продукт проекта, распределяют функции.

    Задачи проекта:

    1.Выяснить особенности строения органа.

    2.Исследовать, каковы особенности этого органа.

    3.Выяснить функции данного органа.

    4. Узнать, как ухаживать за данным органом.

    Называют правила работы в группе:

    *уважай мнение других;

    *помогай друг другу;

    *не перебивай, будь открытым для взаимодействия

    (запись появляется на доске -правила работы в группах)

    Задачи записываются на доске.

    Критерии записываются на доске.

    Регулятивные:

    Коммуникативные:

    умение выражать свои мысли.

    Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

    сверстниками и с

    поиск и выделение необходимой информации

    следование моральным нормам и этическим требованиям.

    - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    5.Физминутка

    (снятие напряжения)

    Зарядка для глаз

    6.Подведение итогов

    РЕФЛЕКСИЯ

    7.Домашнее задание

    С какими органами чувств познакомились?

    Сколько их у человека?

    За что они отвечают?

    Как нужно относиться к органам чувств? Почему?(Обоснуйте свои ответы)

    - На уроке я узнал.

    -Было интересно.

    -Меня удивило.

    -Было трудно.

    -Я понял что.

    -Я научился.

    - Мне захотелось.

    Дома вам необходимо подобрать пословицы и поговорки об органах чувств. Прочитать текст учебника страницы 23 - 27, тетрадь - задание № 23.

    Кому захотелось узнать больше об органах чувств, предлагаю выполнить следующее задание.

    Спасибо за работу. До свидания.

    У человека пять чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы - зрение, слух, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

    Записывают в дневники

    Задание (приложение №1).

    аргументировать свои высказывания

    коммуникативные

    (самовыражение: монологические высказывания разного типа)

    Просмотр содержимого документа
    «"Органы чувств" урок - проект»

    Технологическая карта урока №6

    Предмет: окружающий мир
    Класс: 2
    Тип урока: урок - проект

    Органы чувств, их гигиена

    Личностные УУД:

    Регулятивные УУД:

    - формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

    - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

    - находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

    - вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;

    - развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.

    Коммуникативные УУД:

    - сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;

    - доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;

    - признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;

    - договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

    Познавательные УУД:

    умение вести поиск, выделять , анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;

    *создавать устные и письменные высказывания.

    Предметные:

    Знать названия органов обоняния и вкуса.

    Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

    Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье

    Задачи: воспитывать творческие способности личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

    Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

    закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах;

    Органы чувств

    Проектирование

    дополнительные

    формируемые УУД

    Тихо- тихо входит в класс тишина,

    Говорит нам, что урок начать пора.

    Наши ушки на макушке (массаж ушей)

    Глазки зоркие глядят (поглаживание век)

    В путь за новыми открытиями

    Приглашают всех ребят!

    Личностные:

    Познавательные:

    -Какой раздел начали изучать?

    - С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?

    -Какие науки нам помогают изучить наш организм?

    -Для чего нам нужно изучать свой организм?

    -Какие органы человеческого организма вы уже знаете, можете назвать?

    - Чтобы ответить на этот вопрос и узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем мини-исследования.

    -А что такое исследование?

    -Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова:

    -Исследование - это научный труд.

    -Человек и природа.

    -Здоровье человека. Значение природы для здоровья человека.

    -Физиология, анатомия, гигиена, медицина

    -Чтобы правильно ухаживать за ним.

    Высказывания учеников.

    Работа детей со словарем. В словарях находят значения слов и фиксируют проблему

    Читайте также: