В цифрах и фактах: пневмония занимает 4-е место среди причин смерти

Обновлено: 18.05.2024


Основные методы диагностики болезни - рентгенологическое исследование лёгких и исследование мокроты, основной метод лечения - приём антибиотиков.

Около 450 млн человек заболевают пневмонией в мире каждый год, около 7 млн случаев болезни заканчиваются летальным исходом.


Основные группы риска по этому заболеванию: дети, пожилые люди, больные хроническим обструктивным бронхитом лёгких, сахарным диабетом, ВИЧ.

80 человек из 1000 взрослых старше 65 лет переносят пневмонию.

4‑е место среди причин смерти занимает пневмония после сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, травм и отравлений.

70% всех случаев пневмонии можно было бы предотвратить с помощью вакцин и антибиотиков по цене менее 80 центов на человека, считают в Региональном информационном центре ООН в Западной Европе.

До эры антибиотиков (а она началась с конца 30‑х годов прошлого века) от крупозного воспаления лёгких (так тогда называли пневмонию) умирали 85 из 100 заболевших - 85%.

39 тысяч человек умерли от пневмонии в России в 2014 году, что на 10 тысяч больше, чем в предыдущем году.

Воспалением лёгких закончил жизнь Лев Толстой. От пневмонии умерли император Николай I, писатель Максим Горький, физиолог Иван Павлов.

На 3-5 лет рассчитан эффект вакцины от пневмококковой инфекции, которая вызывает пневмонию. Дальше прививку надо повторять.

До 39-40 °C поднимается температура тела при пневмонии, вызванной пневмококком. Больного мучает одышка. На 3-4‑й день болезни появляются ржавая мокрота и кашель.

Через 21 день с начала лечения пневмонии антибиотиками обычно наступает выздоровление.

Аналитика «Реального времени»: спрятался ли COVID-19 за гриппом и пневмонией?

Фото: Максим Платонов

По мнению встревоженной общественности, случаи COVID-19 в России якобы скрываются под видом «околокоронавирусных» заболеваний и осложнений, в первую очередь — пневмонии. Если это так, смертность от этого тяжелого заболевания должна была скакнуть в первом квартале. Однако, как выяснила аналитическая служба «Реального времени», слухи, похоже, не имеют под собой оснований. Официальные показатели смертности в начале года даже снизились по сравнению с 2019 годом — по данным до февраля 2020 года (более свежих обобщенных данных пока нет). От ОРВИ и гриппа умерло в два раза меньше россиян, чем от коронавируса. И хотя смертность от пневмонии в России сопоставима со смертностью от COVID-19 в Иране — по сравнению с прошлым годом она также снизилась.

Всплеска смертности в начале года не было

12 апреля Министерство здравоохранения выпустило временные методические рекомендации, в соответствии с которыми на фоне нарастания заболеваемости коронавирусом любой случай ОРВИ вне зависимости от эпидемиологического анамнеза следует рассматривать как подозрительный на COVID-19. Это подогрело слухи о том, что случаи смерти от коронавируса «прячутся» за схожими заболеваниями — пневмонией, ОРВИ или гриппом.

Всего за первые два месяца 2020 года в России умерло 307 тысяч человек — это на 5% меньше, чем год назад. Основными причинами являются болезни системы кровообращения (почти половина, 145 тысяч случаев), новообразования (48 тысяч смертей), внешние причины смерти (21,3 тысячи смертей), болезни нервной системы и органов пищеварения (примерно по 17 тысяч смертей). В первых трех случаях смертей стало меньше на 5—10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в случае с нервной системой и пищеварением — больше на 10% и 2%.

Что касается конкретных заболеваний, ставших причинами смертей, первое место занимает ишемическая болезнь сердца с 75,4 тысячи случаев смерти. Второе место — у злокачественных новообразований (47 тысяч), за ними — цереброваскулярные болезни с 44 тысячами случаев. По ним смертей стало меньше на 5—11%.

От ОРВИ и гриппа умерло в два раза меньше, чем от COVID-19

Случаев смертей от гриппа и ОРВИ за январь — февраль было относительно немного — всего 95. И, что важно, за год эта цифра значительно уменьшилась — в первые два месяца 2019 года от этих заболеваний умерло 197 человек. Из этого можно предположить, что, если среди умерших и были больные с недиагностированным коронавирусом, то к росту смертности это не привело — январь и февраль были в пределах обычного.

Интересно, что в целом показатель смертности от ОРВИ сравним с числом смертей от коронавируса в России, точнее, разница — не на порядок. На 13 апреля (к этому моменту прошел примерно месяц с момента смерти первого пациента в стране) в России от коронавируса умерли 148 человек.

Пока этот показатель не очень велик (хотя цифра, «накопившаяся» за месяц, уже в полтора раза больше, чем цифра за два месяца в случае с гриппом и ОРВИ). Для понимания, сейчас в России от коронавируса умерло меньше людей, чем за январь — февраль от случайного утопления (202 человека), отравлений и воздействия алкоголя (314 человек).


В январе — феврале никакого роста по сравнению с прошлым годом не было зафиксировано и по пневмонии. Фото Максима Платонова

Смертей от пневмонии в России — как от коронавируса в Иране

Помимо гриппа и ОРВИ, есть и еще одно заболевание, под которым может «скрываться» COVID-19, особенно если коронавирус не диагностируется, — это пневмония. Однако в январе — феврале никакого роста по сравнению с прошлым годом не было зафиксировано и по этому заболеванию. От пневмонии в первые два месяца 2020 года в России умерло 4 125 человек. Это — на 15% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Первый случай смерти от коронавируса в России, напомним, был зафиксирован лишь 19 марта — так что среди этих 4,1 тысячи умерших нет ни одного с коронавирусом (по крайней мере, диагностированным). Тем не менее интересно, что показатель смертности даже от обычной пневмонии в России сравним, например, со смертностью от коронавируса в Иране. Там первая смерть была зафиксирована 21 февраля, за неполные два месяца показатель увеличился до примерно 4,5 тысячи человек. Кроме того, отметим, что за январь — февраль от пневмонии в России умерло больше людей, чем от коронавируса на его «родине», в Китае, за три месяца с момента первой смерти: на 13 апреля в Китае от COVID-19 умер 3 341 человек, при этом первая смерть зафиксирована 9 января.

Есть еще несколько стран, где число смертей от COVID-19 на данный момент сравнимо с показателем смертности от пневмонии в России за январь — февраль. Это, например, Бельгия (3,9 тысячи смертей с момента первой смерти 11 марта), Германия (3 тысячи смертей с 9 марта), Нидерланды (2,7 тысячи смертей с 6 марта). Впрочем, тут важно понимать, что в этих странах такие показатели накопились не за два месяца, а, по большому счету, за месяц с момента смерти первого заболевшего коронавирусом. Поэтому и сравнивать этот показатель корректнее с показателем смертности от пневмонии за месяц. В России за февраль 2020 года от пневмонии умерло 1 929 человек. Это больше, чем от коронавируса за неполный месяц с 17 марта в Турции (1 198 человек), Бразилии (1 230 человек с того же числа), Швейцарии (1 115 человек с 5 марта). Так что при должном уровне сдерживания эпидемии обычная пневмония в России уносит больше жизней, чем коронавирус в указанных странах.


Ситуация с динамикой смертности от болезней органов дыхания довольно неоднородная. Фото Максима Платонова

10 тысяч смертей от болезней органов дыхания за два месяца

Такое сравнение, конечно, не должно вызывать напрасные надежды и легкомыслие. В странах-лидерах по смертности цифры значительно выше (а численность населения в большинстве из них ниже, так что смертность «на душу населения», конечно, опережает российский показатель пневмонии). Кроме того, ключевое отличие, из-за которого коронавирус нельзя считать «не более опасным, чем простая пневмония», — это скорость его распространения. Цифры по смертности от COVID-19 — не стабильный результат, состоящий из множества дней с примерно одинаковыми показателями числа смертей, они имеют тенденцию к существенному увеличению, несмотря на все предпринимаемые усилия по сдерживанию эпидемии — в итоге приводят к очень значительным пикам. К примеру, в рекордный для Италии день по числу смертей — 27 марта — показатель составил 919 человек, во Франции 7 апреля число смертей за день достигло 1 417 человек, а в США 10 апреля от коронавируса умерло вообще 2 035 человек. То есть за 10 апреля в США от коронавируса умерло больше, чем в России от пневмонии за весь февраль.

Тем не менее отметим, что, если считать не только смерти от пневмонии, но и от других заболеваний, связанных с органами дыхания (сюда входят, например, грипп, ОРЗ и другие болезни органов дыхания), то показатель смертности за первые два месяца 2020 года в России составляет 10,3 тысячи. Цифра эта — меньше, чем год назад на 11%. Однако в целом такое число смертей сравнимо, например, с числом смертей от коронавируса в Великобритании (10,6 тысячи умерших от COVID-19 с 5 марта) и Франции (14,4 тысячи человек).

Отметим также, что ситуация с динамикой смертности от болезней органов дыхания довольно неоднородная. При общенациональном снижении цифры на 11%, в отдельных регионах есть случаи и довольно существенного роста. Можно обратить внимание, к примеру, на Рязанскую область с ростом числа смертей от пневмонии на 46% (со 106 год назад до 155 в январе — феврале этого года), на 35% показатель скакнул в Марий Эл (с 74 до 100 смертей), на 29% — в Калмыкии, на 25% — в Ульяновской и Калужской областях, на 23% — в Московской области (при этом в самой Москве он снизился на 16%). Есть рост и в Татарстане — на 16%. В то же время в отдельных регионах смертность от болезней органов дыхания сильно снизилась: в Севастополе — на 61%, в Магаданской области — на 48%, в Курганской области и республике Коми — на 43%.

Основные причины смерти в мире связаны с тремя большими группами заболеваний: сердечно-сосудистые (ишемическая болезнь сердца, инсульт), респираторные (хроническая обструктивная болезнь легких, инфекции нижних дыхательных путей) и неонатальные патологические состояния (асфиксия новорожденных и родовая травма, сепсис и другие инфекционные заболевания новорожденных, а также осложнения преждевременных родов) (в порядке убывания общего количества смертей).

Причины смерти могут быть отнесены к трем категориями: передаваемые (инфекционные и паразитарные заболевания, а также патологические состояния при беременности, родах и кормлении), неинфекционные заболевания (хронические) и травматизм.

Основные причины смерти в мире


Наиболее распространенной причиной смерти является ишемическая болезнь сердца, на которую приходится 16% от общего числа смертей в мире. Наибольший рост смертности в период с 2000 г. пришелся именно на это заболевание: к 2019 г. смертность от него возросла более чем на 2 млн случаев и достигла 8,9 млн случаев. Инсульт и хроническая обструктивная болезнь легких являются второй и третьей ведущими причинами смертности, на них приходится приблизительно 11% и 6% от общего числа смертей соответственно.

Инфекции нижних дыхательных путей остаются четвертой ведущей причиной смертности в мире, при этом первой среди инфекционных болезней. Тем не менее, смертность от таких инфекций существенно снизилась: в 2019 г. она составила 2,6 млн случаев, что на 460 тыс. меньше, чем в 2000 г.

Неонатальные патологические состояния занимают пятое место. При этом мировая смертность от этих состояний за последние два десятилетия показала одно из наиболее выраженных снижений в абсолютном выражении: в 2019 г. от них умерло 2 млн новорожденных и детей раннего возраста, что на 1,2 млн меньше, чем в 2000 г.

Смертность от неинфекционных заболеваний растет. Рак трахеи, бронхов и легких показал рост смертности с 1,2 млн до 1,8 млн случаев и занял шестое место среди основных причин смерти.

Болезнь Альцгеймера и другие виды деменции в 2019 г. стали седьмой по распространенности причиной смерти. Особенно подвержены этим заболеваниям женщины. На них приходится 65% случаев смерти от болезни Альцгеймера и других видов деменции в мире.

Смертность от кишечных инфекций в мире существенно снизилась: с 2,6 млн случаев в 2000 г. до 1,5 млн случаев в 2019 г.

В число десяти основных причин смерти вошел диабет, продемонстрировав с 2000 г. значительный рост смертности - на 70%. Среди мужчин рост был еще большим - на 80%, что стало наибольшим ростом смертности для мужчин с 2000 г. среди десяти основных причин смертности.

Прочие заболевания, входившие в десять основных причин смертности в 2000 г., выбыли из этого списка. Одним из них стал ВИЧ/СПИД. За последние 20 лет смертность от этого заболевания упала на 51%, в результате чего с восьмого места, которое оно занимало в 2000 г., в 2019 г. оно переместилось на девятнадцатое.

С тринадцатого на десятое место поднялись заболевания почек. Смертность от этих заболеваний выросла с 813 тыс. случаев в 2000 г. до 1,3 млн в 2019 г.

Основные причины смерти в группах стран с разными уровнями дохода

По классификации Всемирного банка страны в соответствии с их валовым национальным доходом делятся на четыре группы: с низким, ниже среднего, выше среднего и высоким уровнем дохода.

У жителей стран с низким уровнем дохода среди причин смертности инфекционные заболевания существенно преобладают над неинфекционными. Несмотря на общемировое сокращение смертности от инфекционных заболеваний, в странах с низким уровнем дохода на них приходится шесть из 10 смертей.

Малярия, туберкулез и ВИЧ/СПИД остаются в этих странах в десятке основных причин смертности. Вместе с тем смертность от этих трех заболеваний демонстрирует значительное снижение. Наибольшее снижение смертности среди десяти основных причин в этих странах показал ВИЧ/СПИД: с 395 000 случаев в 2000 г. до 161 000 в 2019 г., то есть на 59%.

Более значимой причиной смертности в странах с низким уровнем дохода являются кишечные инфекции — они входят в пятерку основных причин. Однако эти инфекции демонстрируют в указанных странах второе по величине снижение смертности среди десяти основных причин — на 231 000 случаев.

Смертность от хронической обструктивной болезни легких в странах с низким уровнем дохода в сравнении со странами из других групп незначительна. В странах с низким уровнем дохода эта болезнь не входит в десять основных причин смертности, тогда как во всех прочих группах стран она входит в первую пятерку.

Страны с доходом ниже среднего показывают наиболее разнородный набор десяти основных причин смертности: пять неинфекционных заболеваний, четыре инфекционных и травматизм. В этой группе стран растет значимость диабета: он переместился с 15 места на девятое, количество смертей от этого заболевания с 2000 г. выросло почти в два раза.

В странах с уровнем дохода выше среднего произошло заметное увеличение смертности от рака легких, которая возросла на 411 000 случаев; это более чем вдвое превышает прирост смертности во всех трех других группах стран вместе взятых. Кроме того, в странах с уровнем дохода выше среднего по сравнению с другими группами стран наблюдается высокий уровень смертности от рака желудка; это единственная группа стран, в которой это заболевание по-прежнему фигурирует среди десяти главных причин смертности.

Одно из наиболее заметных сокращений абсолютного числа случаев смерти наблюдается в связи с хронической обструктивной болезнью легких: смертность снизилась почти на 264 000 случаев и составила 1,3 млн случаев. При этом смертность от ишемической болезни сердца увеличилась более чем на 1,2 млн случаев, что составляет самый большой прирост абсолютного числа случаев смерти по этой причине среди всех групп стран.

В число десяти основных причин смерти в странах с уровнем дохода выше среднего входит лишь одно инфекционное заболевание (инфекции нижних дыхательных путей). Примечательно, что с 2000 г. смертность от самоубийств в этой категории стран снизилась на 31%, до 234 000 случаев в 2019 г.

Выросла смертность от болезни Альцгеймера и других форм деменции, которые обошли инсульт и стали второй ведущей причиной смерти в странах с высоким уровнем дохода, унеся в 2019 г. жизни 814 000 человек. И, как и в странах с уровнем дохода выше среднего, в первую десятку причин смерти вошла лишь одна категория инфекционных заболеваний — инфекции нижних дыхательных путей.

Зачем нужно знать причины смертности?

Знать, почему люди умирают, нужно для того, чтобы улучшить жизнь населения. Определение того, сколько людей умирает каждый год, помогает оценить эффективность наших систем здравоохранения и направлять ресурсы туда, где они нужны больше всего. Например, данные о смертности могут способствовать сосредоточению усилий и ресурсов в таких секторах, как транспорт, агропродовольственный сектор, окружающая среда и здравоохранение.

В условиях инфекции COVID-19 отчетливо проявилась настоятельная необходимость осуществления странами инвестиций в укрепление систем регистрации актов гражданского состояния и естественного движения населения, с тем чтобы обеспечить ежедневный учет случаев смерти, а также принятие мер непосредственно по профилактике и лечению. В этих условиях также проявилась разобщенность систем сбора данных, присущая большинству стран с низким уровнем дохода, где директивные органы до сих пор не располагают точной информацией о том, сколько людей умирает и по каким причинам.

Для устранения этого критического пробела ВОЗ в сотрудничестве с глобальными партнерами приступила к реализации проекта «Выявление потерь от COVID-19: пакет технических мер по оперативному учету смертности и реагированию на эпидемии». С помощью предусмотренных в рамках проекта инструментов и рекомендаций по оперативному учету смертности страны получают возможность собирать данные об общем числе летальных случаев по дням, неделям, полу, возрасту и местоположению, что позволит руководителям здравоохранения более своевременно инициировать мероприятия по улучшению охраны здоровья.

Кроме того, Всемирная организация здравоохранения разрабатывает стандарты и передовые практические методы сбора, обработки и обобщения данных на основе консолидированной и усовершенствованной Международной классификации болезней (МКБ-11) — цифровой платформы, облегчающей представление оперативных и точных данных о причинах смерти, которая дает странам возможность регулярно формировать и использовать медико-санитарную информацию, соответствующую международным стандартам.

Регулярный сбор и анализ высококачественных данных о случаях и причинах смертности, а также данных об инвалидности, распределенных по возрасту, полу и географическому положению, принципиально важен для улучшения здоровья и сокращения смертности и инвалидности во всем мире.

Примечание редактора

Публикуемые ВОЗ глобальные оценки состояния здоровья, из которых извлечена информация для этого информационного бюллетеня, представляют собой всеобъемлющие и сопоставимые данные о состоянии здоровья, в том числе данные об ожидаемой продолжительности жизни, ожидаемой продолжительности здоровой жизни, смертности и заболеваемости, а также бремени болезней на глобальном, региональном и страновом уровнях, представленные в разбивке по возрасту, полу и причинам смерти. Оценки, опубликованные в докладе 2020 г. о тенденциях в отношении более чем 160 заболеваний и травм по годам за период с 2000 по 2019 г.

Читайте также: