Электромиография гортани в норме, ее методика и задачи

Обновлено: 15.05.2024

Потеря голоса - распространенное нарушение функций голосового аппарата, которое может выражаться, как полной неспособностью гортани к фонации, так и частичной утратой функциональности в виде изменения характера и свойств звука – осиплости или охриплости голоса. Полная потеря голоса называется афония, а частичная – дисфония.

Почему пропадает голос

Причины потери голоса заключаются в функциональных и органических патологиях органов голосового аппарата – системы, контролируемой центральной нервной системой (ЦНС). В образовании звука участвуют несколько отделов:
· Генерирующий – гортань с голосовыми складками
· Резонирующий – бронхи, трахея, носоглотка и придаточные пазухи
· Артикуляционный – глотка и ротовая полость.
Физиологическое или функциональное расстройство любого из органов неизменно скажется на таких параметрах голоса, как сила, высота и тембр. Зачастую, оно сопровождается болью в горле, першением, ощущением постороннего тела, так называемым – «комком» в горле.
Функциональные и органические нарушения фонации голосового аппарата разделяются, в свою очередь, на центральные и периферические, существенно отличающиеся по причинам и механизмам.

Органические нарушения голоса

Если потеря голоса, будь то афония или дисфония, вызвана изменением анатомии органов голосового аппарата, либо хроническими воспалительными процессами в них, она классифицируется как органическая. Такие патологии, как параличи или парезы гортани, дизартрии, анартрии, обусловленные нарушениями в работе ЦНС вследствие поражений ствола или коры головного мозга, относятся к центральным органическим нарушениям. Характерным примером может служить осиплость или охриплость голоса, а также речевые расстройства у детей с детским церебральным параличом.
Наиболее распространенными причинами периферических органических нарушений функциональности голосового аппарата являются:
· хронические ларингиты;
· периферические параличи и парезы;
· опухоли в гортани
· последствия от удаления опухолей;
· ринофония.
Сами по себе, такие патологии не проходят, поэтому лечение потери голоса определяется диагностикой причин, и устранением их соответствующими методами лечния.

Функциональные нарушения голоса

Если в органах голосового аппарата не наблюдается анатомических патологий или хронических воспалительных процессов, то потеря голоса в виде афонии или дисфонии характеризуется, как функциональное нарушение. Это более многообразная и чаще встречающаяся категория нарушений функций голосового аппарата, что вовсе не характеризует ее, как более легкую, относительно методов восстановления потери голоса, в сравнении с органической.
При длительных функциональных нарушениях работы голосового аппарата могут проявляться симптомы, зачастую ошибочно принимаемые за органические патологии, как например – воспаление голосовых связок, их утолщение. Это усложняет постановку точного диагноза, как следствие – усугубляет проблему и продлевает срок ее решения.
Потеря голоса при функциональных нарушениях также может быть центрального и периферического характера. Наиболее частым проявлением центральных функциональных нарушений является психосоматическая потеря голоса, так называемая – психогенная афония. Главная особенность – в проявлениях, при которых кашель, смех, и другие неконтролируемые звуки проявляются вполне нормально, без каких-либо дисфоний, однако при обычной речи голосовой аппарат «отказывается» нормально функционировать, полностью лишая человека «дара речи». Чаще всего психосоматическая потеря голоса проявляется у людей истерического психотипа и после травмирующих эмоциональных ситуаций.
Наиболее распространенными причинами потери голоса при функциональных периферических нарушениях считаются:
· переутомление голосовых связок;
· инфекционные респираторные заболевания;
· влияние психогенных факторов;
· эндокринные нарушения.
Чрезмерная нагрузка голосовых связок зачастую приводит к фонастении – ослабленному их смыканию. В легких формах проявляется как дисфония в виде нарушения контроля за силой, тембром, или высотой голоса, дыханием и фонацией. Такая патология характерна для лиц, чья профессия связана с длительным и сильным напряжением голосового аппарата – педагогов, дикторов, певцов, экскурсоводов. Острые формы фонастении могут привести к потере голоса.
Для восстановления голоса при функциональных нарушениях успешно применяется комплексный препарат Гомеовокс. Натуральные компоненты препарата обладают противовоспалительным и муколитическим действием, и уменьшают воспаление гортани и голосовых связок.
Прямая зависимость функциональности голосового аппарата от работы эндокринной системы, в частности – щитовидной железы, определила еще одну причину потери голоса. Проявляются эндокринные причины физиологических нарушений в осиплости голоса, общей утомляемости и значительном снижении всех основных параметров голосового аппарата – силы, тембра, высоты звука.

Респираторные заболевания – как частые причины потери голоса

Среди инфекционных заболеваний дыхательных путей, следствием которых может стать дисфония или афония, можно выделить наиболее распространенные, причем – хронические формы таких болезней как:
· ларингит – вследствие длительных воспалительных процессов в гортани, наблюдается ее отечность и несмыкание голосовых связок;
· трахеит – отек трахеи из-за бактериального поражения слизистой, что при хронической форме переходит на глотку, гортань и бронхи;
· фарингит – воспаление глотки и миндалин, что в хронической форме болезни вовлекает трахею и гортань с голосовыми складками.
Все эти патологии сопровождаются функциональными нарушениями и в легкой форме – осиплостью или охриплостью голоса, а в более острых фазах – потерей голоса. Восстановительный процесс предвосхищает точная диагностика и грамотное лечение причины нарушений функций голосового аппарата.
Двусторонние миопатические парезы являются частой причиной гипотонусной афонии или дисфонии. Эти патологии обусловлены напряжением голоса при инфекционных респираторных заболеваниях, или являются следствием их осложнений. Неполное смыкание голосовых складок при фонации из-за их гипотонуса, характеризуется слабым, осиплым голосом, вплоть до полной его потери, а также болезненными ощущениями в области шеи, затылка.
Гипертонусный характер потери голоса, напротив – определен спазматическим смыканием связок, как правило – при их форсированной функциональности. Выражается это в полном отсутствии, либо сильном искажении звука, исходящего из гортани с напряженно сомкнутыми вестибулярными складками. Искажения проявляются в виде грубого, монотонного голоса.

Диагностика потери голоса

Поскольку большинство причин потери голоса связаны с функциональными или органическими нарушениями работы голосового аппарата, вызванные различными заболеваниями, первостепенной задачей является их выявление и лечение. В то же время, и наряду с этим, необходима точная диагностика и полное исследование самого голосового аппарата, равно как и проведение восстановительных процедур при потере голоса.
Отоларинголог и фониатр, невролог и логопед – те специалисты, которые занимаются диагностическим исследованием голосового аппарата на предмет функциональности его органов, и прежде всего – голосовых связок. Основными методами такого исследования являются:
· Ларингоскопия – осмотр состояния гортани ларингоскопом. Такая методика позволяет выявить физиологические изменения и воспалительные процессы.
· Ларингостробоскопия – обеспечивает более детальное исследование гортани и, в особенности, голосовых связок – их состояние, подвижность и характер колебаний. Для этой цели применяется специальный прибор – электронный стробоскоп.
· Рентгенография и МСКТ – показывают подробную и четкую картину состояния гортани и голосовых связок, впрочем – только в статичном режиме. Как правило, весьма эффективны для выявления новообразований.
· Электромиография – при помощи игольчатого электрода проводится сканирование мышечных функций гортани.
· Глоттография – позволяет исследовать фонацию гортани в процессе ее мышечных естественных сокращений посредством преобразования ультравысокочастотных токов в глоттограмму на осциллографе.
· Логопедическая диагностика – комплексный анализ сведений из анамнеза, звуковых параметров голоса, характеристик дыхательных функций и многого другого.
Применение тех или иных методов исследования определяются на основе предварительных заключений профильных специалистов.

Методы восстановления голоса

Как и при любых заболеваниях, решающую роль в работе по восстановлению голоса играет время – чем раньше начать коррекцию, тем быстрее, и с большей уверенностью можно ожидать позитивных результатов. Грамотная и своевременная диагностика позволит точнее определить направление лечения органических или функциональных причин.
В большинстве случаев, полное устранение функциональных нарушений и правильная восстановительная терапия позволяют вернуть нормальные параметры голоса
Важно определить характер и механизм потери голоса, поскольку при органических и функциональных нарушениях работы голосового аппарата применяются совершенно разные методики.
Функциональные нарушения:
· голосовой режим;
· общеукрепляющие процедуры;
· мануальная терапия;
· лечебная физкультура;
· физиотерапия.
В качестве поддерживающей терапии используются некоторые лекарственные средства. Например, таблетки от потери и охриплости голоса Гомеовокс позволяют оптимизировать процесс лечения, независимо от причин потери голоса. Комплексная формула препарата уменьшает воспалительный процес в области гортани и голосовые связок, что благоприятно сказывается на ходе общей терапии. Препарат способен улучшать качество голоса с первых дней приема.
Органические нарушения предполагают ряд терапевтических и хирургических мер в соответствии с установленным диагнозом. Это может быть медикаментозное лечение местного или общего характера, а также операции на ЛОР-органах по удалению новообразований или коррекции голосовых связок, гортани, вплоть до ларингэктомии.
Главное в лечении потери голоса – соблюдение голосового режима, минимальные нагрузки на голосовой аппарат и строгое следование рекомендациям специалистов. Когда без признаков утомляемости голоса, при правильном речевом дыхании, все его параметры – сила, тембр и высота пришли в норму, процесс восстановления голоса может считаться успешным.

Электронейромиография (ЭНМГ)


Что такое электронейромиография (ЭНМГ)?
ЭНМГ – это комплекс нейрофизиологических методов исследования, используемых в диагностике заболеваний периферической нервной системы: болезней двигательных нейронов, корешков, сплетений, периферических нервов, нервно-мышечных синапсов и мышц.
ЭНМГ включает в себя две основные методики: стимуляционную электронейромиографию (ЭНМГ) и игольчатую электромиографию (иЭМГ).

    (спинальные мышечные атрофии, боковой амиотрофический склероз, миелопатии и др.) (вертеброгенные и невертеброгенные)
  • плексопатии плечевого и пояснично-крестцового сплетений (посттравматические; постлучевые; компрессионные, в том числе синдром верхней апертуры грудной клетки; дизиммунные, в том числе невралгическая амиотрофия Персонейджа-Тернера и др.)
  • полинейропатии (диабетические, токсические, дефицитарные, при хронических соматических заболеваниях; дизиммунные - синдром Гийена-Барре, хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия, парапротеинемические, васкулит-ассоциированные, наследственные и др.)
  • мононейропатии, множественные мононейропатии (компрессионные, посттравматические, дизиммунные, мультифокальная моторная нейропатия)
  • миастения и миастеноподобные заболевания, синдром Ламберта-Итона
  • миопатии разного генеза, наследственные мышечные дистрофии, миотонии и др.



Для чего мне назначили это исследование?
Лечащий врач на основании клинических данных и истории болезни подозревает у Вас заболевание (см перечень выше), подтвердить или исключить которое позволит ЭНМГ/иЭМГ. Кроме того, исследование поможет определить характер и распространенность патологического процесса, оценить его активность и динамику, скорректировать лечение.


Что представляет собой метод стимуляционной электронейромиографии?
Стимуляционная ЭНМГ – неинвазивный метод с использованием накожных поверхностных электродов, позволяющий оценить проводимость импульса по нервам в ответ на его стимуляцию электрическим током. Исследование сопровождается покалывающими ощущениями в месте действия тока, а также непроизвольным сокращением (подергиванием) исследуемой мышцы. ЭНМГ наиболее информативна при болезнях периферических нервов (моно- и полинейропатии) и нарушении нервно-мышечной передачи (декремент тест).


Что представляет собой метод игольчатой электромиографии?
Игольчатая электромиография (иЭМГ) – инвазивный метод исследования, который с помощью одноразового очень тонкого игольчатого электрода позволяет оценить электрическую активность мышц в состоянии покоя и при напряжении. Во время исследования в момент вкола электрода в мышцу ощущается лёгкая боль - укол, схожий по ощущениям с обычной внутримышечной инъекцией. иЭМГ наиболее информативна при болезнях периферических мотонейронов (БАС, спинальные мышечные атрофии) и мышц (мышечные дистрофии, миопатии, полимиозит).

Как проходит обследование?
При проведении ЭНМГ Вас попросят раздеться (частично или полностью до белья), сесть или лечь на кушетку. Небольшой участок кожи в месте исследования будет обработан спиртом. При ЭНМГ на мышцу наложат поверхностные электроды (липучки на клейкой основе или чашечки, фиксируемые на коже лейкопластырем), после чего стимулирующим электродом будут наноситься электрические стимулы на различные области руки или ноги в проекции хода нерва. Сила тока тем сильнее, чем глубже располагается нерв. иЭМГ проводится без использования электрического тока, на небольшую глубину в расслабленную мышцу вводится игольчатый электрод, специалист просит вас расслабиться или напрячь мышцу, 3-4 раза меняется положение игольчатого электрода в мышце.

В некоторых случаях оба метода (ЭНМГ и иЭМГ) используются одномоментно: например, при травмах нервов, при радикуло- и плексопатиях, в сложных диагностических случаях и др.

Какой метод ЭНМГ мне нужен?
Выбор метода ЭНМГ, а также объем исследования определяет лечащий врач или специалист ЭНМГ, исходя из предполагаемого диагноза, указанного в направлении на обследование. Если ваш лечащий врач, рекомендующий ЭНМГ-исследование, заполнит данное направление, в этом случае можно рассчитывать на то, что проведенное обследование будет выполнено наиболее исчерпывающее, чётко под задачи, поставленные врачом перед нейрофизиологом.
Обращаем ваше внимание, что ЭНМГ - это комплекс разных методик исследования с разной диагностической значимостью при том или ином уровне поражения периферического нейро-моторного аппарата. В зависимости от задач, поставленных лечащим врачом, врач-нейрофизиолог индивидуально подбирает необходимые методики обследования. Заполнение направления вашим врачом (образец направления) поможет правильно составить объем исследования, исключит выполнение ненужных проб, ускорит установление точного диагноза и избавит вас от повторных визитов на ЭНМГ.

Как долго проводится ЭНМГ?
Длительность обследования зависит от направительного диагноза и поставленных задач. В среднем исследование длится в течение 30 минут, но может в сложных случаях продолжаться и дольше.

  • не оцениваются тонкие чувствительные и вегетативные нервные волокна
  • не все нервы и мышцы доступны для ЭНМГ-обследования, а при исследовании некоторых имеются методологические трудности
  • при остром развитии заболевания ЭНМГ-изменения "запаздывают" за клиническими симптомами (в этой связи при острых нейропатиях любого генеза оптимально проводить исследование не ранее, чем через 2-3 недели от появление первых симптомов)
  • имеются методологические трудности исследования при отеках, трофических нарушениях кожи, повышенной массе тела


ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭНМГ НЕТ.
Исключением является нарушение целостности кожных покровов (травма, инфекция) в месте наложения электродов. Кроме того, ЭНМГ не может проводиться в случае, если на конечность, которую необходимо обследовать, наложена повязка, гипс или лонгета.

  • перед исследованием можно все кушать и пить - ограничений нет, можно принимать назначенные вам препараты (исключением является прием антихолинэстеразных препаратов (прозерин, калимин) перед проведением декремент теста)
  • накануне необходимо принять душ, соблюдать элементарные правила гигиены кожи
  • не рекомендуется наносить на кожу крема или лосьоны
  • необходимо держать руки и ноги в тепле, не переохлаждаться
  • направление от лечащего врача с обязательным указанием предварительного диагноза и цели исследования
  • желательно иметь простынь или пеленку
  • Страдаете ли Вы эпилепсией, склонны ли Вы к синкопальным состояниям?
  • Стоит ли у Вас водитель сердечного ритма?
  • Являетесь ли Вы носителем ВИЧ-инфекции, сифилиса, гепатита и прочих инфекций?
  • Нет ли у Вас обострения кожных заболеваний, повреждений кожи?
  • Получаете ли Вы антикоагулянтную терапию - препараты, разжижающие кровь?
  • Беременны ли Вы?
  • Укажите были ли у Вас переломы конечностей, где именно?


В ФГБНУ НЦН на базе лаборатории клинической нейрофизиологии и центра заболеваний периферической нервной системы проводится весь комплекс электронейромиографических исследований любой сложности на оборудовании экспертного класса (миографы Dantec Keypoint, Нейрософт Нейро-МВП-4). Исследование проводят специалисты с большим опытом работы, что гарантирует Вам проведение обследования в полном объеме и грамотную интерпретацию данных. Нашим ЭНМГ-специалистам приходится сталкиваться с самыми сложными и редкими заболеваниями, высокий уровень подготовки позволяет решить поставленные задачи в большинстве случаев.

Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков в норме и при нарушениях голоса Лепехина, Татьяна Васильевна

Лепехина, Татьяна Васильевна. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков в норме и при нарушениях голоса : автореферат дис. . кандидата медицинских наук : 14.00.04.- Москва, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Необходимость раскрытия особенностей развития, течения, диагностики и лечения нарушений.голоса у детей и подростков, удельный вес и социальная значимость которых увеличивается, являются одной из задач современной практической оториноларингологии и фониатрии. Актуальность данной проблемы объясняется значительной распространенностью органических и функциональных нарушений голоса в детском и подростковом возрасте и не всегда удовлетворяющими результатами лечения.

Реабилитация голоса, способствующая нормальному психоэмоциональному развитию ребенка, во многом зависит от того, насколько рано установлен диагноз и начата рациональная терапия. Непременным же условием раннего выявления субклинических проявлений нарушений голо сообразующей функции является комплексная ее оценка. Несмотря на многочисленность существующих методов исследования голосового аппарата, отмечается недостаточная их эффективность в функциональном отношении в связи с особенностями голосообразующей системы у детей и подростков.

Исходя из современных представлений о развитии детского голоса, можно выявить более или менее четкие возрастные различия. Цра-вильная интерпретация результатов объективного исследования функционального состояния голосового аппарата предполагает знание этих особенностей. К настоящему времени имеются немногочисленные публикации, которые не позволяют получить полной картины происходящих изменений в гортани у детей и подростков, а порой содержат даже противоречивые сведения.

Малая изученность возрастной динамики голосовой функции здоровых детей и при нарушениях голоса,, .сложность -диагностики, разноречивость лечебной тактики в-детском и-подростково^^ возрасте опре-

- 2 -делили необходимость предпринять данное исследование, в основу ко торого положен принцип комплексного изучения затронутых вопросов.

Цель работы. Повышение эффективности диагностики при различ ных голосовых нарушениях у детей и подростков на основе изучения функционального состояния голосового аппарата в возрастном аспект

Обосновать применение комплекса электрофизиологических методов исследования (ларингостробоскопия, электромиография, злектрі глоттография, исследование фонационного дыхания) для изучения фую ционального состояния голосового аппарата детей разного возраста.

Выявить возрастную динамику голосовой функции у здоровых детей и подростков, используя вышеперечисленные методы исследования.

Провести клинико-доиологическое обследование функционального состояния гортани у детей и подростков с органическими и функциональными заболеваниями голосового аппарата в различные возрастные периоды и выявить ранние признаки нерушения голосовой фуш

НИИ.

4. Установить информативность примененных методов в процессе
наблюдения и лечения.

Научная новизна работы. Впервые применен комплекс электрофизиологических методов исследования функциональной системы голо-сообразования, позволяющий оценить все звенья голосового аппарата в возрастном аспекте.

Выявлены ранние признаки органических и функциональных заболеваний голосового аппарата: изменения показателей после речевой нагрузки ; ларингостробоскопических параметров, биоэлектрической активности наружных мышц гортани, дискоординация дыхательного и фонаторного отделов голосового аппарата. Отмечена важность учета латентных периодов электромиограмш для определения уровня пораке-

ия голосового аппарата при функциональных его заболеваниях.

Использование методик определения коэффициентов фонации, от-рытия, частотного коэффициента и частотного индекса позволило меньшить индивидуальные отклонения при проведении исследования.

Проведен сравнительный анализ различных методов исследования олосового аппарата у детей разных возрастных групп, что позволило становить диагностическую ценность каждого метода и его информа-ивность в процессе лечения.

Практическая значимость работы. Полученные данные, характеризующие определенные параметры голосовой функции у детей и подро-:тков, использованы при оценке результатов клинического обследования больных с нарушениями голосовой функции, а также при професси-«альном отборе.

Выявлены качественные и количественные изменения показателей ! учетом возраста, что позволило улучшить раннюю диагностику нару-іений голоса.

Оптимизирована методика электронной ларингостробоскопии приме-іительно к задачам клинического обследования детей младших возраст-пес групп. В частности, применение волоконной оптики позволило про-юдить ларингостробоскопию у детей, у которых непрямая ларингоско-іия невозможна из-за анатомо-физиологических особенностей, присущих [етям этого возраста. Это значительно повысило значимость метода.

Применение теста речевой нагрузки позволило выявить субклини-геские изменения качественных и количественных показателей, выбрать іаиболее оптимальную методику реабилитационных мероприятий и прогнозировать возможность возникновения тех или иных функциональных іаболеваний голосового аппарата в детском возрасте и перспективы и лечения.

Внедрение в практику. Выявленные критерии оценки функции шепшего дыхания, ларингостробоскопии, электромиографии, электро-

глоттографии у здоровых детей, а такке установленные особенности клинических проявлений нарушения голосовой функции в детском возр апробированы и внедрены в фониатрическом кабинете 2-ой горбольнии г. Хабаровска, в детском ЛОР-отделении той же больницы, в поликли ническом отделении 1-ой горбольницы г. Хабаровска, в детском ЛОР-отделении центральной городской клинической больницы J6 7 г. Екате ринбурга. Методы обследования больных используются при обучении студентов, ординаторов и слушателей факультета усовершенствования врачей на кафедре болезней уха, горла и носа Хабаровского государ ственного медицинского института.

Публикации. По материалам диссертации опубликованы 3 научны работы.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации д ложены на клинической конференции Псковского НИИ уха, горла и но в январе 1990 года, мае 1992 года, октябре 1992 года; на Всесоюзн конференций фониаторов в г. Москве в мае 1990 года; на семинаре п актуальным вопросам фониатрии и фонопедии в мае 1992 г., на клини ческой конференции кафедры болезней уха, горла и носа Хабаровског медицинского института в сентябре ГЭЭО года; на обществе оторинол рингологов г. Хабаровска в феврале 1991 г. и в сентябре 19Э Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков в норме и при нарушениях голоса

Инструментальное обследование голосового аппарата

Для определения состояния голоса необходимо провести тщательное обследование голосового аппарата. Существующие в настоящее время клинические и инструментальные методы исследования в большей части относятся к области медицины. Логопед строит коррекционное занятие на основании данных медицинского заключения.

Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия — осмотр при помощи зеркала. Она выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания.

При помощи электронного стробоскопа можно наблюдать характер колебаний голосовых складок более детально, однако условия исследования все же не соответствуют естественному голосообразованию, и колебания голосовых складок не измеряются, а лишь определяются на глаз.

Различные рентгеновские исследования применяются преимущественно для диагностики опухолей, изменений в состоянии хрящей. Электромиография главным образом регистрирует функцию наружных мышц гортани. Для изучения колебаний голосовых складок необходимо вводить игольчатый электрод в толщу мышцы, что вряд ли применимо в повседневной практике.

В 1957 г. французский профессор Ф. Фабр (Ph. Fabre) сконструировал устройство, позволяющее наблюдать работу голосовых складок в процессе естественной фонации. Установка состоит из двух приборов — глоттографа и соединенного с ним осциллографа. На шее исследуемого укрепляется резиновая манжета с электродами, располагающимися по обе стороны щитовидного хряща, т.е. на уровне голосовых складок. Участки кожного покрова, прилегающие к электродам, протираются физиологическим раствором или спиртом. Ток ультравысокой частоты поступает на электроды от генератора глоттографа и, проходя через гортань, изменяет свою силу в соответствии с колебаниями голосовых складок. Смыкание складок понижает сопротивление тока, размыкание — усиливает. Изменение силы тока фиксируется на экране осциллографа в виде кривой (глоттограммы). Таким образом, на глоттограмме можно наблюдать фазы движений голосовых складок в форме электрического аналога.

Данный метод исследования очень удобен, так как позволяет проследить колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений обследуемому.

Метод Фабра применяют физиологи, фониатры, вокальные педагоги, лингвисты. Так, физиологи О. Сабурад и Ф. Греми (Sabouraud О., Gremi F., 1958) описали явление упреждающего импульса: за несколько миллисекунд до начала звука голосовые складки уже вступают в колебания, которые постепенно затихают уже после окончания фонации. Л. ван Михель, К. А. Пайстер и Р. Люксингер (Michel L.van, Peister К. A., Luchsinger R., 1970) исследовали работу здоровой гортани глоттографическим методом с ультраскоростной съемкой и пришли к выводу, что в норме глоттографическая кривая должна иметь общую закономерность, выражающуюся в соотношении колебательных циклов. По мнению авторов, амплитуда колебаний не может служить характеристикой движений голосовых складок, так как им приходилось фиксировать различные амплитуды колебаний при одинаковых голосах в норме.

В нашей стране метод Фабра широко применялся лингвистами (Жинкин Н. И., Отрашенков Ю.М., Хромов Л.Н., 1968) для выделения основного тона в потоке речи. Фониатры и вокальные педагоги (Дмитриев Л. Б., Чаплин В.Л., 1970) исследовали данным методом работу голосовой щели у певцов в момент пения музыкальной фразы. Они выявили, что длительность фазы раскрытия и смыкания голосовых складок зависит от регистрового звучания голоса, а также от способа голосоведения. Глоттография регистрировала их колебания в следующих фазах — закрытия, контакта, раскрытия и максимального раскрытия (рис. 3).


Нами были проведены исследования функции голосовой щели при произнесении гласного [а] голосом средней громкости при патологии голоса (Лаврова Е.В., 1974). При расшифровке глоттограмм учитывался характер полученной кривой, выраженность фаз колебательного цикла и относительная длительность каждой фазы движений голосовых складок.

Глоттографическая кривая у людей со здоровым голосовым аппаратом имела четко выраженную периодичность (рис. 4); по циклам кривой можно было судить о равномерных колебательных движениях голосовых складок, фазы их раскрытия были чуть больше фаз закрытия, а максимального раскрытия примерно равнялись фазам контакта.

У пациентов с выраженной голосовой патологией различной природы обнаруживалась неоднородность циклов кривой с дополнительными зубцами в фазах, преобладанием фаз раскрытия и максимального раскрытия над фазами закрытия и контакта голосовых складок. В тяжелых случаях нарушения голоса периодичность отсутствовала, и фазы колебаний не определялись (рис. 5).

После восстановления голоса показатели глоттограмм приближались к таковым у здоровых людей — выявлялась периодичность с четко выраженными фазами колебаний (рис. 6).

Таким образом, электронная глоттография является диагностическим методом исследования, которое позволяет наблюдать динамические изменения функции голосовых складок в ходе восстановительного обучения и регистрировать достигаемые результаты по его завершении. Критерием оценки голосовой функции служит отношение относительной длительности фазы максимального раскрытия голосовых складок к длительности фазы контакта, которое в норме приближается к единице.

Аудитивная оценка голоса

Логопед, начиная коррекцию голоса, должен иметь заключение фониатра или оториноларинголога и сведения о возникновении и течении нарушения. Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, их причину. Знание условий работы, режима труда и отдыха пациента дает дополнительные представления о характере нарушения. Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно получить данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе ознакомительной беседы необходимо выяснить, как сам заболевший — ребенок или взрослый — относится к своему дефекту.

Голосовые качества оцениваются по таким показателям, как атака звука, охриплость, падение силы и звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Определяется также тип дыхания. Среди специалистов существуют разные точки зрения по поводу времени, необходимого для слуховой оценки голоса, которая чрезвычайно важна для диагностики и прогноза восстановления. Считается, что при прослушивании голоса продолжительностью от 45 мин до 6 ч можно определить степень нарушения. Оценка голоса взрослых происходит значительно легче, чем голоса детей. Взрослые осознают свое нарушение, охотно о нем говорят, высказывают массу жалоб, перечисляют разнообразные признаки голосового дефекта. В процессе предварительной беседы надо правильно выделить признаки, актуальные именно для данного расстройства.

Обследование детей требует особого подхода. Рассмотрим предложенную В. И. Филимоновой (1990) методику исследования состояния голоса дошкольников.

Дошкольники и даже младшие школьники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании.

Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.

Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

Аудитивным методом оцениваются следующие характеристики.

1. Сила и динамический диапазон голоса:

а) голос тихий — громкий;

б) возможность изменять его по силе — от слабого до громкого и наоборот.

2. Звучание голоса по качественным признакам:

а) голос звонкий — глухой;

б) голос осиплый — чистый.

Для количественной оценки чистоты звучания голоса подходит шкала, принятая Союзом Европейских фониатров: 0 — нормальный, 1 — глуховатый, 2 — осиплость слабой степени, 3 — осиплость средней степени, 4 — осиплость сильной степени, 5 — афония, 6 — утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.

3. При оценке интонации рассматриваются такие показатели: мелодика, темп речи, ударение, тембр.

а) голос низкий — высокий;

б) монотонный — модулированный (доступность звуковысотных изменений, т. е. понижения и повышения тона).

а) быстрый — медленный;

б) способность ускорять или замедлять темп.

3.3. Ударение — интенсивность звучания в речи отдельных слогов.

б) звучный — тусклый;

в) назализованный — чистый.

В целом в программу обследования включается несколько компонентов.

1. Анализ анамнестических сведений

1.1. Общее психомоторное развитие ребенка от момента рождения до года и от года до времени обследования — характеристика крика ребенка в раннем младенческом возрасте, формирование и особенности проявления голосовых реакций, основные этапы речевого и моторного развития.

1.2. Социальные условия — семейное (с кем находится дома; здоровье и взаимоотношения родителей, их отношение к ребенку) или общественное воспитание (тип учреждения, в котором воспитывается ребенок), речевое окружение.

1.3. Результаты медицинского обследования — состояние слуха, носовой полости, носо- и ротоглотки; наличие острых и хронических заболеваний органов голосообразования (ангина, ларингит, острый бронхит, тонзиллит и т. п.); перенесенные заболевания. Особое внимание обращается на сведения об инфекционных и соматических заболеваниях ребенка, которые могли бы обусловить общую астенизацию организма или принять хронические формы.


Электромиография гортани в норме, ее методика и задачи


Электромиография (ЭМГ, ЭНМГ) – метод исследования и оценки функционального состояния периферических нервов, спинно-мозговых корешков и мышц. В основе его лежит оценка электрической проводимости и возбудимости нервных структур и мышц.

  • 1. невропатии ( травматические или компрессионно-ишемические);
  • 2. полиневропатии различного генеза ( диабетические, токсические, и др.);
  • 3. радикулопатии и миелопатии;
  • 4. поражения нервно-мышечной системы (миопатии, миотонии, миастении, полимиозиты):
  • 5. дегенеративные поражения нервно-мышечной системы (боковой амиотрофический склероз).
  • 1. слабость в конечностях;
  • 2. их онемение;
  • 3. повышенный тонус мышц;
  • 4. самопроизвольные подергивания мышц;
  • 5. болевой синдром в конечностях в сочетании с чувствительными расстройствами.

электромиография

При стимуляционной ЭНМГ на пациента накладывают одноразовые регистрирующие электроды и проводят стимуляцию электрическими импульсами. В ответ на стимул происходит самопроизвольное сокращение мышц стимулируемой зоны, и врач видит на мониторе ответ. Интенсивность импульсов подбирается индивидуально, от правильно подобранной амплитуды импульсов зависит точность исследования.

Противопоказания для стимуляционной ЭМГ - не проводится больным, у которых обнаружена эпилепсия, различные психические расстройства, установлены кардиостимуляторы.
Временным противопоказанием является острый период различных заболеваний, например, гипертонический криз, приступ стенокардии. Не проводят при состояниях, сопровождаемых повышенной температурой, при наличии ран или других повреждений на коже в тех местах, где предполагается установка электродов.

При игольчатой ЭМГ используются специальные одноразовые игольчатые электроды, которые вводятся в мышцу. Ощущения от введения электрода менее болезненные, чем при обычном внутримышечном уколе. Никакие лекарства через электрод не вводятся и никакого воздействия электрод не производит. С помощью электрода регистрируют активность мышцы. Для этого по указанию врача мышцу расслабляют или немного напрягают.
Игольчатую электронейромиографию нижних конечностей не назначают пациентам с нарушениями вязкости крови, а также тем, у кого диагностированы инфекционные заболевания, которые передаются через кровь (гепатит, ВИЧ). Также этот метод не используется для диагностики людей с высоким болевым порогом и детей младше восьми летю

Зачастую для установки диагноза требуется проведение этих двух исследований совместно. Объём и порядок исследования выбирает специалист, выполняющий его, опираясь на предварительный диагноз направившего врача и на данные полученные в ходе исследования.

Для чего нужна эта диагностика?

ЭНМГ позволяет врачу установить правильный диагноз - ведь от этого будет зависеть дальнейшее лечение и прогноз заболевания. ЭНМГ помогает отличить поражение периферических нервов от поражения мышц и спинно-мозговых корешков и может указать на место, где поражен нерв.

Подготовка к исследованию

  • Перед исследованием можно всё кушать и пить - ограничений нет, можно принимать назначенные вам препараты (исключением является прием антихолинэстеразных препаратов (прозерин, калимин) перед проведением декремент теста)
  • Накануне необходимо принять душ, соблюдать элементарные правила гигиены кожи
  • Не рекомендуется наносить на кожу крема или лосьоны
  • Необходимо держать руки и ноги в тепле, не переохлаждаться

Как долго проводится ЭНМГ?

Длительность обследования зависит от направительного диагноза и поставленных задач. В среднем исследование длится в течение 30 минут, но может в сложных случаях продолжаться и дольше.

Читайте также: