Моторика головы. Моторика плеч и туловища

Обновлено: 21.05.2024

естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т. д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь ребенок! Ему предстоит познать четыре мира: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего «Я». По крайней мере, развитие трех из этих пунктов обеспечивает физическая активность ребенка. На страницах различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Но, тем не менее, немногие взрослые отдают себе отчет, насколько важна для малыша эта моторика. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

В раннем возрасте уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Сегодня про мелкую моторику мы слышим отовсюду. Это и понятно, ведь она непосредственно влияет на интеллектуальное развитие детей. Но почему при этом развитие крупной моторики остается без внимания? А ведь ее развитие начинается намного раньше мелкой и тоже имеет важное значение для ребенка раннего возраста.

Крупные мышцы начинают развиваться сразу же после появления крохи на свет. Первыми начинают развиваться мышцы, которые отвечают за движения глаз, после – за поворот головы, а далее – вращение ею же. После развития этих мышц начинают совершенствоваться следующие. Трансформации спускаются вниз по телу – от головы к плечам, от плеч к ручкам, спинке, ножкам. Все это является крупной моторикой. Без нее ребенок не сможет выполнять самые простые действия и движения. Поэтому так важно начинать работу по развитию моторики с самого раннего возраста.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений: постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги; начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Поэтому перед нами стоит задача помочь каждому малышу лучше овладеть своими движениями, для этого мы создаем активную подготовительную среду, проводим разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

Умение двигаться позволяет ребенку открывать и познавать самого себя, собственное тело и окружающий мир. Малыш живет телом и чувствами, выражая их посредством движений – от радости до боли.

Мне часто приходится работать с детьми, у которых общая моторика развита недостаточно. В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. В виду того, что дети к нам приходят из социально неблагополучных семей, с отставанием физического и психического развития.

Психологическое и физическое здоровье тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.

Я стараюсь воспитывать у детей потребность в движении начиная с младенческого возраста. Приучать детей к выполнению утренней гимнастики, к массажу, играть в подвижные игры, игры в мяч, езда на велосипеде, игры в сухом бассейне и мн. др.

Применяю в своей работе с детьми по данной теме следующие методы и приемы:

1. Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве:

- «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону;

- «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону;

- «Гусеница». Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям;

- «Червячок». Ползанье на спине без помощи рук и ног;

- «Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях;

- «Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест;

- «Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз;

- «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения"

2. Пассивная гимнастика (массаж). Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день:

- поглаживание: совершается в разных направлениях;

- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);

- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер);

- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться, тогда возможно сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец По-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

3. Упражнения на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность:

- Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

- Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

- Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

- Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

В этот блок упражнений включаю также различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

4. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением:

- «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

- «Снеговик». Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять», начиная с ног.

- «Дерево». Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». От сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

- «Кулачки». Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

- «Яйцо». Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в «яйце» и крепко держит края простыни над головой «цыпленка», начиная при этом раскачивать «яйцо» из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления.

В результате проведенной работы, значительно улучшились показатели развития у детей общей моторики, дети стали активнее, во время проведения занятий и игр преобладает положительный эмоциональный фон.

Здоровье детей и их будущее в наших руках, руках взрослых! С своевременным развитием движений связан прогресс всех остальных способностей малыша, его эмоциональное и психическое здоровье, развитие умственных и речевых способностей.

1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. -М. : Акаденмия, 2010

2. ГалановА. С. Развивающие игры. Вместе с малышом. От рождения до года.

-Минск: Букмастер 2014г.

3. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников,2016г.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Упражнения на развитие крупной моторики

Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.

Игра «Снеговик»

Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.

Упражнение «Алфавит»

Попросите ребёнка лечь на плоскую поверхность на спину. Вытянутыми руками нужно «писать» буквы алфавита или целые слова в воздухе. Можно чередовать левую-правую руки или попробовать «чертить» буквы ногами.

Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»

  • В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
  • В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
  • Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.

Детский игровой парашют для командных игр, диаметр 2.5 метра, арт. 63010

Игра «Не дай мячику упасть»

Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.

Полоса препятствий




Предложите ребёнку узнать, сможет ли он пройти полосу препятствий? Такую полосу легко сделать из подручных средств, используя свою фантазию. Можно использовать орто-коврики, ладошки или следочки из Игросити, а можно устроить препятствия из подушек, которые надо перепрыгнуть, тоннель из стульев, по которому можно пролезть, узкие коридорчики из костяшек домино, сквозь которые надо пройти на цыпочках, балансировочную дорожку и так далее.

Упражнение «Хождение по полосе»

Балансировочная дорожка (3 дорожки + 4 опоры-кирпича), Тех-пласт - доставка только по Москве

Одна из простых игр на физическое развитие ребёнка – ходьба по узкой полосе. Для этого можно использовать специальный безопасный скотч, который клеится на пол, или длинную веревочку. Полоса должна быть протяженной, с поворотами и изгибами. Предложите малышу проверить, сможет ли он пройти по узкой дорожке? Также по такой полосе можно катать машинки, мячики или толкать перед собой корзинку.

Игра «Попадаем в цель»

Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: если кольцеброса под рукой нет, подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!



Упражнения с перекрёстными движениями

  • Перекрёстные прыжки на счёт: раз – ноги врозь, руки вдоль тела, два – ноги вместе, руки в стороны.
  • Перекрёстные шаги: стоя на месте поднимаем поочередно колени с перекрёстным касанием ладоней – правое колено вверх, касание левой ладони, левое колено вверх – касание правой ладони. При выполнении упражнения голова остаётся неподвижной, а плечо двигается вслед за рукой.
  • Перекрёстные прыжки с вытянутой рукой: чередуем прыжки – прыжок с правой ногой впереди – левая рука вытянута перед собой, прыжок с левой ногой впереди – правая рука вытянута перед собой.

Танцы

Наверное, все дети любят танцевать – а ведь это отличный способ развить крупную моторику! Ставьте ребёнку то ритмичную музыку, то медленную, чтобы он менял скорость и движения. Показывайте свои движения, прося его повторить. Вращения, наклоны, движения руками и ногами, раскачивания – всё это отлично развивает физические навыки.

Боулинг, городки, кегли

Научиться бросать мяч и попадать в цель – важная задача для малыша. Если кеглей или набора для игры в городки дома нет, используйте пустые пластиковые баночки – например, от йогурта. Расставьте их сначала на небольшом расстоянии – 5-7 шагов от малыша – и предложите бросать мячик так, чтобы сбивать баночки.







Игры и упражнения на баланс и равновесие

  • Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
  • Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
  • Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
  • Игра «Удержи мешочек». Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача – удержать мешочек на весу как можно дольше.

Выбирайте и заказывайте игры на развитие крупной моторики в Игросити!

Методы диагностики произвольной двигательной активности у детей 1437

В настоящее время обращает на себя внимание возросшее количество детей с парциальной несформированностью высших психических функций (ВПФ). Эта же картина отмечается и другими специалистами [7]. Современная диагностическая и коррекционная работа мало внимания уделяет двигательной активности, несмотря на всю ее важность для последующего развития ребенка в онтогенезе. С первых дней жизни ребенка двигательная активность ребенка должна усилено развиваться. Условием нормального становления моторной функции является ее формирование по определенным законам развития движений, обусловленных здоровым функционированием центральной нервной системы в онтогенезе. Основные двигательные навыки формируются последовательно и поэтапно. Чтобы какая-либо двигательная функция полноценно функционировала, ребенку необходимо пройти несколько этапов ее развития. В процессе овладения каждым последующим этапом становления любой психической функции происходит закладка фундамента последующих этапов. Таким образом, пропущенный или не пройденный в полном объеме этап выбивает определенное звено из базиса будущих функций, что в дальнейшем проявляется функциональной недостаточностью двигательной сферы

В процессе развития двигательных функций ребенка очередность стадий не следует четко одна за другой. Может происходить частичное наслоение стадий. Продолжая развивать определенный двигательный навык, ребенок, начинает осваивать последующий. Становление моторики ребенка на начальных этапах развития характеризуется общими недифференцированными движениями, впоследствии происходит их разграничение и изоляция. Координация двигательных актов в процессе развития ребенка совершенствуется сверху вниз, начиная с головы, затем от головы к рукам, от рук – к туловищу и ногам. Поэтому контроль над движениями и положением головы формируется раньше, чем управление движениями ног (например, удержание головы младенцем). Развитие двигательных функций при нормальном развитии ребенка идет от центра к периферии – от проксимальных к дистальным участкам тела. Например, управление движениями плеч становится возможным раньше, чем контроль над движениями пальцев рук. Так, недостаточному развитию крупной моторики, как правило, сопутствует нарушение развития мелкой моторики. Всевозможные мышечные нарушения и зажимы более крупных мышц или мышечных групп будут препятствовать успешному развитию мелкой моторики рук и освоению ребенком навыка письма, рисования и пр.

Мозговое обеспечение развития двигательной сферы характеризует уровневое строение. Согласно работам Н.А. Бернштейна [1] существует пять церебральных уровней построения движений. Каждый уровень имеет определенную морфологическую локализацию, афферентацию и эфферентацию, нарушения функционирования каждого уровня проявляются определенными патологическими проявлениями. К моменту рождения мозг ребенка представляет собой субстрат с определенной функциональной готовностью. Для его нормального развития необходим непрерывный поток информации извне. С развитием двигательной активности ребенка тесно связаны и другие высшие психические функции, такие как пространственное восприятие и представления, речь, предметная деятельность, и пр. У детей в результате двигательных расстройств может утрачиваться мотивация к играм и любой другой деятельности. Тем не менее, множество перинатальных нарушений обуславливают последующую дисфункцию базовых двигательных навыков, которая часто остается вне зоны внимания, но ведет к парциальной незрелости ВПФ [6].

До сих пор в основе существующих отечественных и зарубежных методик диагностики произвольной двигательной активности лежит методика Н.Н. Озерецкого [4]. Часть этих тестов вошли в классическое нейропсихологическое обследование А.Р. Лурии. Переработанная методика используется в шкале Линкольна – Озерецкого [10], методике Озерецкого – Гельница (Германия). Существует методика Н.П. Вайзмана [2] с учетом уровневой теории построения движений. Ее модификация предложена И.Ф.Марковской [5] для исследования детей с задержкой психического развития. Показатели крупной моторики используются в тесте Bruininks Oseretsky [4]. Существуют тесты M-ABC [9]. В результате встает вопрос о дополнительной диагностике произвольной двигательной активности ребенка, которая может дополнить классические, ставшие широко известными, методики обследования, и не будет знакома ребенку.

Оценка произвольной двигательной активности в предлагаемом нами варианте не предполагает использования специальных тестовых материалов, т.е. его можно провести практически в любых условиях, что, несомненно, является немаловажным фактом. К особенностям проб относится использование разного набора заданий для правой и левой руки и дает возможность убрать влияние научения в процессе диагностики.

Описание проб. Обследование начинается с ведущей руки ребенка. Положение экспериментатора и ребенка при обследовании строго друг напротив друга. После каждого выполнения проб руки экспериментатора и ребенка возвращаются в исходное положение – руки на столе перед собой, кисти рук расправлены, тыльной стороной вверх.

1. Кинестетический праксис.

1.1. Повтор положения пальцев рук по зрительному образцу. Ребенку предлагается три пробы на каждую руку: для левой руки положения пальцев рук – кольцо из пальцев 1-2, 2-3 вытянуты, кольцо из пальцев 1-4; для правой руки положения пальцев рук – латинская буква V из пальцев 2-3, пальцы 2-4 вытянуты, кольцо из пальцев 1-3.

Трудности выполнения проб связаны с возможными функциональными нарушениями или незрелости теменных и префронтальных отделов коры. К ошибкам выполнения относятся нечеткое воспроизведение позы, замена пальцев рук, трудности моторного воспроизведения и удерживания позы. Пробу можно предлагать детям с 3-х лет. В полном объеме проба доступна с 5 лет.

1.2. Повтор положения пальцев рук по тактильному образцу. Ребенок закрывает глаза, после чего пальцам его руки придается определенное положение. Далее происходит «снятие» позы. Ребенок должен воспроизвести положение пальцев руки на этой же руке. Для каждой руки предлагаются две пробы. Для левой руки положения пальцев рук - вытянут палец 2, при удовлетворительном выполнении пальцы складывались крестиком 2 на 3. Для правой руки положения пальцев рук – вытянут палец 5, при удовлетворительном выполнении пальцы складывались крестиком 3 на 2.

Трудности выполнения связаны с нарушением схемы тела и выражают заинтересованность теменных долей коры. Первая проба доступна у детей с 4-х лет. Проба в полном объеме доступна детям с 7 лет.

1.3. Проба с переносом положения пальцев руки с одной кисти руки на другую. Перенос с левой кисти руки на правую. Положение пальцев левой руки - вытянуты пальцы 2-5. Перенос с правой руки на левую. Положение пальцев правой руки - вытянуты пальцы 1-5.

Данная проба чувствительна к незрелой совместной работе полушарий мозга. Возможные ошибки - замена пальцев рук, повтор знакомых движений. В полном объеме проба доступна у детей с 5,5 лет. В более раннем возрасте процент полного успешного выполнения достигает 50% у детей 4 – 4,5 лет, 10% у детей возраста 3-4 года. В пробе 1.3. 35% и 5 % соответственно.

Моторика головы. Моторика плеч и туловища

Консультационный центр психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в рамках реализации национального проекта «Образование»



Вы здесь

Развиваем крупную моторику ребенка

Уделяя внимание мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика - без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.

Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма и чтения, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может нарушаться мотивация к играм и любой другой деятельности.

Помимо этого, двигательные упражнения помогают:

* поднять уровень активности ребенка;

* обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания;

* способствуют формированию межполушарного взаимодействия;

* развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении (Глозман Ж. М., 2009).
Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве.


Существует большое количество разнообразных игр и упражнений для развития крупной моторики у дошкольников.

  • Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.


Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться!

Современных детей, непременно надо заставлять двигаться. По наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все - познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.


В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

Комплексы упражнений для развития крупной моторики

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5.И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

6. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

7. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

8. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

9. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

10. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
11. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног.

12. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

13. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

14. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

Fine Motor Skills in Baby

Способность Вашего ребенка контролировать свои мышцы развивается с каждым сделанным им движением. Четкий баланс между общей и мелкой моторикой позволяет взрослым и детям быть физически активными, контролировать свои тела и совершать любые движения.

Что такое

Что такое мелкая моторика?

An intricate balance of fine and gross motor skills enables all of us – adults, children and babies – to be physically active and control our bodies. Fine motor skills are the result of developed small muscles: hand, palm and finger muscles as well as the muscles surrounding the mouths and eyes. Our fine motor skills determine how we carry out specific, controlled movements: writing, using a key to open a door, making a cup of tea and speaking are all actions we're able to perform because we have some fine motor skills . While we often take these mundane tasks for granted, the development of the skills these actions are dependent on is crucial for your baby’s development. An environment conducive to practice and repetitive exercise helps balance your baby’s maturing nervous system and the muscles to ensure that fine motor skills develop in sync with emotional and physical maturity. Natural motivation and curiosity along with appropriate play and exercise e nhance this process. An environment conducive to practice and repetitive exercise helps ensure that fine motor skills develop in sync with emotional and physical maturity

Repetitive exercise helps ensure that fine motor skills develop in sync with emotional and physical maturity. Give your baby plenty of opportunities to practice fine motor skills as it has a significnat impact.

Всем нам: взрослым, детям и младенцам, быть физически активными и контролировать наши тела позволяет сложное сочетание общей и мелкой моторики. Мелкая моторика является результатом развития мелкой мускулатуры рук, ладоней и пальцев, а также мышц рта и глаз. Мелкая моторика отвечает за то, как мы производим контролируемые действия – едим, открываем дверь ключом, делаем себе чашку чая или говорим что-то. Все это мы можем делать именно благодаря мелкой моторике

Атмосфера, располагающая к практике и повторяющимся упражнениям, способствует синхронному развитию мелкой моторики, нервной и физической систем организма.

От сжатого кулачка до каллиграфического почерка

Мелкая моторика Вашего ребенка развивается постепенно. В течение первых трех месяцев жизни доминирует хватательный рефлекс, когда пальчики ребенка буквально обвиваются вокруг всего, что он может достать. К концу же второго года жизни ребенок может самостоятельно кушать и даже способен нарисовать кружок. У новорожденных кулачки, предплечья и плечи двигаются совместно, как единое целое. Со временем контроль над руками увеличивается, и ребенок может шевелить разными частями рук независимо друг от друга. В конечном итоге координация объединяет все аспекты мелкой моторики, и ребенок получает возможность намеренно вытянуть руку и специально схватить желаемый объект.

Врожденная мотивация и радость познания

По мере взросления Вашего ребенка, все больше его сил уходит на переход от рефлекторных действий к намеренным. Вы будете с удивлением наблюдать за тем, как Ваш трехмесячный малыш усердно пытается стукнуть по висящей над его головой игрушке, или как шестимесячный снова и снова старается нажать на кнопку игрового центра. Что же движет ребенком и заставляет его пробовать снова и снова?

Помогите малышу развивать мелкую моторику, обеспечивая его большим количеством игрушек разных форм, размеров и веса, сделанных из разных материалов.

Растем вместе: как могут родители воодушевлять своих детей

Предоставьте ребенку большое количество возможностей упражняться в развитии мелкой моторики. Именно практика в течение первых двух лет жизни является жизненно важной и необходимой. Недостаточная тренировка может привести, например, к тому, что мышцы рук останутся слабыми и это непременно скажется в будущем на школьных успехах. И все же помните, что каждый малыш развивается со своей индивидуальной скоростью. Ваша задача найти баланс между достаточной нагрузкой и возможностью для малыша двигаться вперед с комфортной для него скоростью.

Любые советы и информация, представленные на данном сайте, являются лишь предложениями и не должны рассматриваться как профессиональная медицинская диагностика или мнение. Мы рекомендуем вам также обратиться к врачу, и призываем вас немедленно связаться с ним, если ваш вопрос не терпит отлагательства.

Читайте также: