Прогресс в лечении онкогематологических заболеваний: достигнуты беспрецедентные результаты

Обновлено: 03.05.2024

Последние достижения медицины, позволившие добиться беспрецедентных результатов в лечении хронического лимфолейкоза (ХЛЛ) и неходжкинских лимфом, стали основной темой для обсуждения на научной конференции «Злокачественные лимфомы

Последние достижения медицины, позволившие добиться беспрецедентных результатов в лечении хронического лимфолейкоза (ХЛЛ) и неходжкинских лимфом, стали основной темой для обсуждения на научной конференции «Злокачественные лимфомы», прошедшей в Российском онкологическом научном центре им Н. Н. Блохина в конце октября.

В России общее число больных лимфопролиферативными заболеваниями составляет более 82 тысяч человек, при том, что ежегодно в стране регистрируется около 12 000 новых случаев. Значительное улучшение ситуации в лечении лимфопролиферативных заболеваний стало возможно благодаря внедрению во врачебную практику инновационного лекарственного препарата — Мабтеры (ритуксимаб).

Ирина Поддубная, профессор, член-корреспондент РАМН, в своем выступлении на конференции подчеркнула, что за последнее десятилетие Мабтера (ритуксимаб) стала основой лечения целого ряда онкогематологических заболеваний, обозначив тем самым новый этап в развитии онкогематологии. Мабтера является моноклональным антителом и представляет собой новую высокотехнологичную группу препаратов — иммунопрепараты. Мабтера действует напрямую на злокачественные клетки, не нанося вред организму в целом — в отличие от химиопрепаратов, применение которых зачастую вызывает тяжелые осложнения.

«Сегодня многие больные хроническим лимфолейкозом и неходжкинскими лимфомами получают Мабтеру (ритуксимаб) в рамках федеральной программы «Семь нозологий», что довольно быстро отразилось на улучшении результатов лечения этих тяжелых заболеваний», — отметила Ирина Владимировна. — При более полном охвате пациентов результаты были бы еще более высокими.

Наряду с лекарственным обеспечением, высокоточная диагностика также становится более доступной для пациентов.

«Ситуация с диагностикой в стране на глазах меняется к лучшему», — сказал член-корреспондент РАМН, профессор Георгий Авраамович Франк. Открылись лаборатории, куда врачи могут бесплатно направлять своих пациентов для уточнения диагноза.

«Полученные результаты дают все основания утверждать, что с помощью Мабтеры можно воздействовать на естественное течение болезни, — отметил профессор Майкл Китинг (США) — один из основоположников современного представления о лечении хронического лимфолейкоза. — Мабтера оказалась настолько эффективной, что сегодня даже ставится вопрос об изменении классификации заболеваний с целью индивидуализации лечения, возможности выбора терапии под конкретный клинический случай».

Информация только для специалистов в сфере медицины, фармации и здравоохранения!

Прогресс в лечении онкогематологических заболеваний

Борьба с онкогематологическими заболеваниями является одной из важнейших задач здравоохранения. Активные меры по ее решению принимаются сегодня по всему миру. Особые надежды при этом связаны с биотехнологиями, перспективность которых подтверждена опытом ведущих стран мира - США, Японии, государств Западной Европы. Именно биотехнологические компании, занимающиеся новейшими разработками в области лечения тяжелых заболеваний, обеспечивают сегодня существенный прогресс в медицинской науке.

Международная фармкомпания Celgene успешно развивает это направление, сосредоточив свои усилия на разработке эффективных биотехнологических препаратов для лечения множественной миеломы, миелодиспластического синдрома, острых лейкозов и лимфом.

Онкогематология - область медицины, которая находится на стыке онкологии и гематологии и занимается злокачественными заболеваниями кроветворной и лимфоидной систем. Эти патологии могут поразить человека на любом этапе жизни - ими страдают как дети, так и пожилое население. В структуре онкогематологической заболеваемости преобладают острые и хронические лейкозы, миелодиспластический синдром, лимфома Ходжкина, неходжкинские лимфомы, парапротеинемические гемобластозы.

Одним из наиболее тяжелых заболеваний в группе парапротеинемических гемобластозов является множественная миелома: по статистике она выявляется примерно в 10% случаев всех первичных злокачественных опухолей кроветворной ткани у взрослых.

Характерной особенностью множественной миеломы является бесконтрольная пролиферация плазматических клеток костного мозга. Плазматические клетки почти всегда вырабатывают большое количество патологических антител. А продукция нормальных антител снижается. Больные, страдающие этим заболеванием, особенно восприимчивы к инфекциям, у них отмечаются тяжелые поражения жизненно важных органов.

До недавнего времени в основе терапии множественной миеломы лежал паллиативный метод, при котором использовались химиопрепараты, воздействующие на опухолевую клетку, но не оказывающие влияния на микросреду костного мозга. В результате по окончании химиотерапии наступала непродолжительная ремиссия, после чего опухоль быстро восстанавливалась и прогрессировала. Эта ситуация в корне изменилась с появлением иммуномодуляторов последнего поколения из группы IMiDsSM.

Первым представителем этого класса препаратов стал продукт компании Celgene - леналидомид (Ревлимид), главное преимущество которого заключается в способности непосредственно влиять на опухолевые клетки, препятствуя их адгезии и восстанавливая клеточную сигнальную систему в микросреде костного мозга. Помимо воздействия на рост опухоли, препарат также оказывает влияние на воспалительные цитокины, способствуя мобилизации иммунной системы человека.

Безопасность препарата была подтверждена результатами многоцентровых рандомизированных клинических исследований (КИ). Было доказано, что сравнительно благоприятный профиль безопасности и переносимости позволяет проводить длительные курсы лечения Ревлимидом, комбинировать его с другими препаратами и более эффективно воздействовать на опухолевый процесс.

Специалисты фармотрасли высоко оценили свойства нового препарата: в 2008 г. компания Celgene была удостоена «нобелевской премии» в фармации - премии Галена за препарат Ревлимид. Компания гордится тем, что 7 нобелевских лауреатов, входящих в комиссию, признали Ревлимид фармацевтическим препаратом года.

В России новый иммуномодулирующий препарат Ревлимид стал доступен для пациентов в 2009 г. и сразу показал обнадеживающие результаты. На фоне лечения Ревлимидом у значительной части российских больных удалось достигнуть полной или частичной ремиссии заболевания. Российские врачи констатировали, что появление в клинической практике такого препарата, как леналидомид, позволит значительно расширить возможности лечения большого числа пациентов с множественной миеломой, считавшейся в течение многих лет неизлечимым заболеванием.

Важно отметить, что компания Celgene не останавливается на достигнутом, вкладывая существенную долю своей прибыли в исследования и разработку новых препаратов. В настоящее время проходят КИ около 10 различных молекул класса иммуномодуляторов в самых различных областях иммунологии и онкологии, включая онкогематологию.

Благодаря появлению инновационных биотехнологических препаратов, ярким представителем которых является Ревлимид, все большее число больных может надеяться на увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества, а также на полное выздоровление.

Хотите узнать больше о деятельности МАГАТЭ? Подпишитесь на нашу ежемесячную электронную рассылку, чтобы быть в курсе самых важных новостей, получать аудио- и видеоматериалы и многое другое.


Лечение рака печени с использованием современного метода лучевой терапии — стереотаксической радиотерапии всего тела.

(Фото: Национальный институт рака, Египет)

Когда в 1901 году для лечения рака впервые применили излучение, это ознаменовало собой настоящую революцию в медицине. Однако этот метод получил свое развитие лишь с появлением определенных инновационных технологий. Сегодня благодаря прогрессу в области физики, технологий и вычислительной техники методы лучевой терапии становятся существенно более точными, эффективными и безопасными, а МАГАТЭ способствует тому, чтобы пациенты во всем мире имели доступ к передовым достижениям радиотерапии.

«Эти достижения могут позволить повысить качество жизни пациента в период лечения. А в случае со многими формами рака — сделать лечение более точечным, снизить вероятность рецидивов и повысить показатели выживаемости, — говорит Мэй Абдель-Вахаб, директор Отдела здоровья человека МАГАТЭ. — Кроме того, некоторые новые технологии, среди которых стереотаксическая радиотерапия всего тела (СРВТ), могут дополнить современные методы иммунотерапии путем повышения иммуногенности раковой опухоли».

Ежегодно во всем мире диагностируют более 14 миллионов новых случаев раковых заболеваний. Около половины онкологических больных на том или ином этапе лечения проходят курс лучевой терапии (см. вставку «Наука»), которая часто используется в сочетании в другими методами, такими как хирургическое вмешательство и химиотерапия.

Многие развивающиеся страны сталкиваются с трудностями в освоении новых методов и технологий. МАГАТЭ содействует странам по всему миру в организации и осуществлении программ подготовки кадров в области лучевой терапии и безопасном освоении передовых технологий. «МАГАТЭ активно помогает странам оказывать качественные услуги лучевой терапии, чтобы все пациенты получили доступ к этим инструментам и методам, позволяющим спасать жизни людей, и могли пользоваться ими», — отмечает Абдель-Вахаб.

Эта сфера стремительно развивается: СРВТ — лишь один из новых методов лучевой терапии. Мы намерены тесно взаимодействовать с МАГАТЭ, чтобы оставаться в авангарде, и при этом расширить содействие другим странам и сотрудничество с ними. Тарек Шуман, заведующий отделением радиационной онкологии Национального института рака, Египет

Цель лучевой терапии

Целью лучевой терапии является максимально эффективное и безопасное лечение опухоли с использованием излучения при сведении к минимуму поражения прилегающих здоровых тканей и критических органов. Для этого специалистам необходимо прежде всего тщательно обследовать опухоль и составить план лечения с использованием диагностической визуализации и инструментов планирования. Затем с помощью аппарата лучевой терапии они производят безопасное воздействие на опухоль тщательно рассчитанной дозой излучения.

С помощью увеличения дозы излучения можно убить больше раковых клеток, но при этом возрастает риск поражения прилегающих здоровых тканей. «Поэтому обеспечение точечного воздействия на опухоль и тщательного соблюдения дозы излучения крайне важно для безопасности и эффективности лучевой терапии, — говорит Абдель-Вахаб. — Многие нынешние достижения в области лучевой терапии основываются на корректировке и совершенствовании этих двух составляющих».

Планы лечения рака становятся более точными

Благодаря достижениям в области визуализации и планирования лечения радиационные онкологи, в частности, смогли перейти от двухмерных технологий в лучевой терапии к трехмерным с использованием необходимой визуализации и последующего контурирования опухоли (процесс получения снимков и обследования опухоли с целью определения границы между зараженной и здоровой тканью). Кроме того, развитие автоматизированных инструментов планирования позволяет специалистам в области радиационной онкологии задействовать вычислительные мощности для выявления опухоли и составления точного плана, предусматривающего, какую дозу излучения необходимо использовать, на какую часть опухоли следует воздействовать и под какими углами.

Однако степень точности лечения зависит от качества диагностических снимков и характеристик аппарата лучевой терапии. Существовавшие ранее методы диагностической визуализации позволяли получить менее детальное изображение, а возможности технологий лучевой терапии были более ограниченными. Так, специалистам приходилось использовать меньшие дозы радиации и проводить больше сеансов, чтобы не навредить пациентам, а иногда, в зависимости от состояния пациента, полностью исключать из плана лечения лучевую терапию.

Ситуация изменилась с появлением таких инструментов и методов, как трехмерная брахитерапия и лучевая терапия с визуальным контролем, которые основываются на детальной визуализации и в процессе лечения позволяют контролировать и корректировать излучение в динамике. Благодаря СРВТ появилась возможность высокоточного лечения, при котором облучение производится из нескольких точек, что позволяет применять более высокие дозы излучения и сократить длительность лечения.

Опухоль: окружить и уничтожить

Благодаря СРВТ удалось достичь нового уровня контроля и точности при лечении. Эта технология уникальна, поскольку предусматривает создание четырехмерных моделей, отражающих высоту, ширину, глубину и в некоторых случаях динамику, что позволяет с высокой точностью планировать лазерную терапию и воздействовать на опухоль пучками излучения под разными углами. Каждый пучок содержит меньшую дозу излучения: это более безопасно и позволяет снизить риск побочных эффектов для здоровой ткани, через которую проходит излучение. Когда все пучки излучения сходятся на опухоли в одной точке, раковые клетки подвергаются большей суммарной дозе облучения. В целом это означает, что для эффективного лечения пациенту требуется меньше сеансов лучевой терапии.

«В некоторых случаях, когда рак неоперабельный или не поддается эффективному лечению с использованием лучевой терапии, СРВТ дарит пациенту новый шанс на выживание», — говорит Тарек Шуман, заведующий отделением радиационной онкологии Национального института рака (НИР) Египта, который сотрудничает с МАГАТЭ на протяжении уже более 20 лет.

Сегодня, отчасти благодаря помощи со стороны МАГАТЭ, Шуман и другие сотрудники НИР применяют СРВТ для лечения рака легких на ранних стадиях, рецидивов рака головы и шеи, а также гепатоцеллюлярной карциномы (ГЦК) — самого распространенного вида рака печени среди мужского населения Египта.

Шуман пояснил, что методы лучевой терапии для лечения рака печени, в частности ГЦК, были коренным образом усовершенствованы благодаря применению СРВТ. Сегодня рак печени занимает третье место в мире по числу летальных исходов среди всех видов рака. На протяжении многих лет эффективное лечение этого вида рака с применением методов лучевой терапии было невозможным: традиционная лучевая терапия не позволяет безопасно использовать дозы излучения, достаточно высокие для лечения опухоли печени, из-за риска поражения прилегающих здоровых тканей печени. СРВТ может использоваться для лечения даже самых небольших опухолей печени с применением увеличенных доз излучения без вреда для здоровой ткани.

Согласно исследованиям, благодаря использованию СРВТ число сеансов, необходимых для лечения ГЦК, а также других видов рака, таких как рак мозга, легких и головы и шеи, снизилось с 30-35 до 1-5. Как показывает двухлетний опыт использования метода СРВТ, при лечении определенных видов рака терапия приводит к положительным результатам в 80-90 % случаев. Этот метод схож с хирургическим удалением опухоли, но влечет за собой меньшие риски.

«Эта сфера стремительно развивается: СРВТ — лишь один из новых методов лучевой терапии. Мы намерены тесно взаимодействовать с МАГАТЭ, чтобы оставаться в авангарде, и при этом расширять содействие другим странам и сотрудничество с ними», — подчеркивает Шуман.

Читайте также: